Вавилон конца ХХ века: жертвы крушения / Людмила Новичихина, Екатерина Опритова

7 декабря 2010

Воронежская обл., Семилукский р-н, п. Стрелица, средняя школа, 11 класс

Научный руководитель: Л.А. Кувакина

Предложение нашего руководителя взяться за тему «Свои – чужие» оказалось довольно неожиданным. Нас озадачили вопросами: «А Гудаускас свой? А Гакаева своя?» У нас – никаких сомнений, более того – а почему «не свои»?! Возникло искреннее удивление и неприятие такой постановки вопроса.

Дело в том, что раньше мы никогда не задумывались о том, какой национальности ребята, с которыми мы танцевали на утренниках (а порой даже дрались за игрушки) в детском саду, а затем, в школе, сидели за одной партой. И уж тем более, никогда не возникало вопроса, из какой страны приехали в Россию их родители. В нашем 11 «Б» классе Стрелицкой средней школы учатся необычная, с ярко выраженной индивидуальностью Бухвалова Юлия и серьезный, молчаливый Гамидов Теймур. И никто из одноклассников никогда не задумывался над тем, почему у Юли черные волосы и восточный разрез глаз, а у Теймура отчество Гаджи-ага-Оглы.

Но интрига заключалась в том, что нас заставили задуматься о национальности наших сверстников. Мы специально выделили слова «заставили задуматься», так как ни одной из нас никогда за все свои шестнадцать лет не приходило в голову назвать человека чужим только потому, что он другой национальности.

Оказалось, что нас окружает очень много людей, приехавших в наш поселок Стрелица в конце ХХ века из бывших союзных республик. И главной причиной их переезда стали, как выяснилось, преследования по национальному признаку.

Поэтому целью нашей работы стала попытка разобраться в том: 1) почему русские люди, жившие в Казахстане, Таджикистане, Азербайджане – странах, ставших для них родными, в конце ХХ века оказались там изгоями; 2) нужно ли задумываться над проблемой национального вопроса тем, кто не испытал всей его остроты «на собственной шкуре».

И, кроме того, мы бы хотели обозначить для себя границу между патриотизмом и национализмом, ведь часто националисты осуществляют свои действия, оправдывая их патриотическими лозунгами.

Источниками нашей работы стали рассказы людей, переехавших в наш поселок Стрелица из бывших республик СССР; документы и фотографии из семейных архивов; учебники истории ХХ века, к которым мы обращались для уточнения полученной информации, и документы из архива Стрелицкой школы, дающие сведения о выбывших и прибывших в школу учащихся.

Еще один источник работы над темой – наши размышления. Так много было разногласий, споров, дискуссий! Нам очень помогает, что мы всегда работаем вдвоем.

Первое, что мы сделали в ходе нашей работы, – проанализировали документы из школьного архива Стрелицкой школы. Ц