История, память, права человека — европейские педагогические практики

14 августа 2014

Сокращенный перевод бельгийского методического пособия по преподаванию в школе основ истории и ценностей гражданского общества. Издатель – Специальный Комитет педагогики памяти. Брошюра представляется ярким примером подхода к образованию с точки зрения идеи прав человека как универсальной этической ценности и воспитания способности к критическому анализу окружающего мира и активному действию как главной педагогической задачи школы.

При публикации мы опустили ряд рекомендаций, которые носят исключительно прагматический характер и направлены главным образом к бельгийской аудитории (такие, например, как советы относительно использования конкретных сайтов и библитек). Какие-то моменты потребовали специальных разъяснений и, в свою очередь, вмешательства в оригинальный текст.

Оригинал: Touchstone Remembrance Education

Перевод Сергея Данилина и Сергея Бондаренко

Предварительные замечания

Целевая группа: Настоящая брошюра может быть полезна для всех, кто так или иначе вовлечен в процесс педагогики памяти – для педагогических коллективов и отдельных педагогов, учителей-методистов, консультантов и членов педагогических советов образовательных учреждений.

Что такое педагогика памяти?

Педагогика памяти основана на выработке у учеников активного отношения к проблемам современного общества, которое базируется на коллективной памяти о человеческих страданиях – войнах, нетерпимости, эксплуатации.

Определение не случайно отводит центральное место выработке активного отношения к историческому прошлому. Педагогика памяти гораздо шире, нежели механическое увеличение запаса знаний или усвоение критического подхода к истории. Конечно, и то и другое должно иметь своё место, но этими аспектами не исчерпывается вся педагогика памяти. Речь, помимо прочего, идёт и о том, чему анализ прошлого может научить нас в дне сегодняшнем.

Иными словами, педагогика памяти имеет дело не только с тем, что отошло в прошлое, но и с современной действительностью. Педагогика памяти позволяет выяснить механизмы, порождающие человеческое страдание. Злоупотребление властью, насилие, предрассудки, пропаганда, ксенофобия, дегуманизация… Как действуют эти механизмы? Какие стратегии можно использовать для их осознания? Что нужно сделать, чтобы эти механизмы не выходили из-под общественного контроля?

<…>

Хотя методика работы с памятью имеет целью н