От составителя
Ирина Щербакова, председатель оргкомитета
Предлагаемый читателям сборник — итог Третьего Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — XX век», проходившего в 2001-2002 годах.
И в этот раз было очень трудно выбрать из 2643 работ лучшие. И мы вполне отдаем себе отчет в том. что небольшая книжка лишь в очень малой степени может дать представление о том, какой видят российскую историю минувшего века школьники из 915 городов, деревень и поселков России.
Тем не менее, нам кажется, что этот сборник – вместе с двумя предыдущими — составляет некую трилогию, посвященную российской памяти. Памяти о человеческих судьбах, об истории семей, о повседневной жизни людей прошлого столетия.
Почему трилогия? Потому что, на наш взгляд, между работами, написанными совсем по-разному, на разные темы, пришедшими из разных уголков нашей страны, существует или возникает взаимосвязь: они дополняют друг друга, перекликаются, иногда между ними есть и внутренняя полемика, например, по отношению к историческому источнику, — одни следуют за сухими строчками архивных документов, другие ведут свой «мягкий грифель» туда, «куда укажет голос», даже если это деревенская частушка про советскую жизнь 30-х годов.
Эта трилогия и некий хронологический итог – почти все работы в данный и предыдущие два сборника были написаны фактически на рубеже веков.
Все дальше уходит от нынешних 15-, 17-летних XX век. И постепенно такие еще живые и горячие для старших поколений события становятся историей даже не дедов, а прадедов наших конкурсантов.
Когда мы начинали этот конкурс, то думали, что большая часть работ будет посвящена судьбам известных исторических личностей. Но таких исследований оказалось мало и с каждым годом становится все меньше. Очевидно (и об этом свидетельствуют работы, отобранные в этот сборник), что для сегодняшних молодых история минувшего века – это прежде всего их собственная история, то есть история их близких, их рода.
Предлагаемая читателю часть продолжающегося издания, посвященного российской памяти, – еще одно свидетельство, что нить связи между поколениями, несмотря на огромный разрыв, не становится тоньше, пожалуй, наоборот: все отчетливее понимание, что без истории этого человека (моего прадеда), этой семьи (моей семьи) «народ неполный». И еще одно, может быть, стало более очевидным именно в работах этого сборника – роль учителя как связующего звена межу поколениями. Конкурс показал, какими плодотворными могут быть совместная работа учителя и ученика в самом широком смысле этих слов.