Почему этот конкурс так важен для «Мемориала»
Арсений Рогинский, член жюри
Никакое хоть сколько-нибудь демократическое государство не построишь без исторического и правового сознания граждан. Но как воспитывать (или развивать) такое сознание у юношества? Конечно, в первую очередь книгами, фильмами, телепередачами, музейно-выставочной работой, безусловно — качественным школьным преподаванием. И «Мемориал», насколько это в его силах, содействует созданию таких книг, выставок, проведению уроков, которые рождают вопросы и дискуссии.
Этого, однако, мало. Всерьез о развитии исторического или правового сознания речь может идти только тогда, когда оно не приходит извне, а когда молодой человек сам вступает в прямое соприкосновение с фактами, сам пытается их осмыслить и найти ответы на поставленные им самим вопросы. Конкурс дает молодым людям эту возможность. Они сами выбирают тему, собирают факты, систематизируют их, ставят вопросы и на них отвечают. Все это, в конечном счете, и есть выработка самосознания.
Не так важно, какую тему выбрал школьник – биография ли это знаменитого земляка, судьба собственного деда или история завода, расположенного неподалеку от дома, важно, что в процессе своего исследования он сталкивается с десятками сюжетов и проблем, которые ему надлежит понять, без такого понимания (и это быстро становится ему ясно) никакая конкурсная работа «не склеится». Она превратится в пустую фиксацию фактов, а это уж никак не может удовлетворить пытливый пятнадцати-семнадцатилетний ум. Тут-то и возникает ощущение себя в Истории — себя в контексте истории своей семьи, своего города, своей страны. И именно этого ощущения мы, «Мемориал», хотим от наших юных сограждан.
Мы хотим, чтобы История была им небезразлична. И это небезразличие я ощутил почти во всех конкурсных работах. Сложные ответы на сложные вопросы придут к ребятам позже, но пути к этим ответам они прокладывают уже сейчас, в конкурсных работах.
Долг «Мемориала» — хранить память о прошлом. Для этого мы и собираем свои архивы, для этого записываем воспоминания живых свидетелей трагических событий прошлого. Но ведь наши конкурсанты делают то же самое! Они собирают и систематизируют семейные архивы или архивы тех людей, которыми заинтересовались и о которых пишут. И теперь, когда они поработали с этими документами, поняли их ценность, можно уже быть спокойными – они никогда не дадут их уничтожить. Бумаги эти будут сохранены — может быть, в семейных, может быть, в каких-то государственных или общественных архивах. И сколько же устных рассказов записали наши школьники! Сколько свидетельств о судьбах человеческих зафиксировали! Это рассказы о крестьянском и городском быте, рассказы о гражданской войне и раскулачивании, о военных подвигах и о тяготах плена, о стройках — малых и великих — и о многом, многом другом. И в центре каждого повествования, каждого сюжета — человек, в самых разных его проявлениях. То есть ребята, работая над конкурсными сочинениями, выполняют самую что ни на есть «мемориальскую» задачу — сохраняют правду о прошлом. И самое важноме: в процессе работы у них появляется чувство ответственности за прошлое. И — надеюсь — за настоящее тоже. Они начинают жить в Истории — вчерашней и сегодняшней.
История — это я
Светлана Алексиевич, член жюри
Прежде всего, мне было интересно все это читать. Неожиданно интересно. Меня вдохновили эти работы. Я вдруг увидела, что интерес к истории силен. Когда говорят, что молодому поколению все все равно, — это чепуха. И нет никакого отчуждения, которое, как нам казалось, есть у нового поколения. Ничего подобного. Все равно людей волнуют все те же вопросы: зачем они. кто они. что было до них…
Очень важно, что авторы, рассказывая историю своей семьи, в то же время говорят вообще о трагедии России XX века. Ведь мы вышли из страны, где субъектом истории было большое государство. А мы были песчинками. и мы были неважны – так, перегной истории, песок. И вдруг и детям, и этому поколению, и общественному сознанию внушается мысль, что история – это я: мои мама и папа, моя бабушка и я, так как скоро приходит мое время. Это очень важная для нас мысль. Начинается история частного человека, которого давным- давно у нас не было. Мы забыли, какой он. И вдруг он появляется и говорит: «Моя семья — история раскулачивания» или «Моя семья — история русских немцев»… Но на первом месте — я.
Откуда мы пришли в эту жизнь?
Даниил Гранин, член жюри
Конкурс ставил перед школьниками важную задачу. Они должны были писать историю повседневности. Их интерес был направлен на обычное ежедневное существование людей со всем, что их в жизни окружает. – бытом, средой, культурным фоном, лексикой… Это несколько другая история, чем та, которая изложена в учебниках, хотя авторам сочинений очень важно соотносить частную жизнь человека с ходом исторических событий. Без этого многого в нашей истории просто не понять. Например, молодым трудно осмыслить, как люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам, почему они не протестовали, не сопротивлялись, когда, казалось бы, должны были это делать. Или, наоборот, почему каким-то непостижимым образом побеждали в себе естественный страх — и становились подвижниками, героями. Я вдруг открыл для себя, что если в интеллигентных семьях, как ни парадоксально, очень мало хранится из прошлого, то в «обыкновенных», судя по этим ребячьим работам, тщательно сохраняются документы, фотографии, материалы, вещи, связанные с прошлым родных людей.
Ребята из разных городов и поселков России, приславшие свои работы на конкурс по призыву «Мемориала», проявили искренний интерес к истории своей семьи, своего края. Через несколько поколений, которые не интересовались прошлым, они возвращаются к истории не только своих предков, родных, но и своей страны. Истории чрезвычайно сложной и малопонятной. Кто ты. откуда ты пришел в эту жизнь? От этого знания зависит и то, как ты ее проживешь, что после себя оставишь.
Интерес к прошлому своей Родины
Сигурдт Шмидт, председатель жюри
Я ощутил чувство радости оттого, что люди грядущего тысячелетия не только сохраняют интерес к прошлому своей Родины, но и обнаруживают особый интерес и немало способностей к освоению современной методики изучения этого прошлого. Еще более порадовало то, что наиболее сильные работы оказались из мест, удаленных от Москвы и Петербурга, от крупных университетских центров. Даже если молодые люди очень многим обязаны своим учителям (такой конкурс является смотром не только учащихся, но и учащих), все равно оценка и исследование явления зависит от их личности, их самостоятельности, их склонностей, их способностей.
Меня порадовала открытость молодых людей, не стеснявшихся выражать свое отношение к тому, что не изучается в школе, возмущаться тем асоциальным, безнравственным, жестоким, что было в нашей истории. Порадовало многообразие выбора тем. Здесь можно было опасаться перекоса, что будут обращать внимание только на темы, ранее запретные. Но ведь нет. пишут и о том, о чем всегда можно было писать, но так не писали. Порадовали учителя, которые научили пониманию того, что надо овладевать навыками источниковедения. Лично меня очень порадовали обьяснения молодых людей, почему они обратились именно к данным источникам информации, насколько щстоверны эти источники, какими методиками они пользовались.
Я убежден: традицию конкурса нам нужно продолжать.
Человек в истории глазами российских школьников
Ирина Щербакова, председатель оргкомитета
Объявляя конкурс «Человек в истории. Россия – XX век», мы и представить себе не могли, что поймается в заброшенный нами по всей России «невод». Улов оказался поразительным: к нам пришли сотни работ из Гремячинска и Мончегорска, Рубцовска и Свободного, Тихвина и Нижнего Ломова, Старой Тишанки и Кирова, Калуги и Воркуты, из множества других городов, поселков, деревень России. Мы плохо представляли себе, что думают о нашей истории сегодняшние пятнадцати-семнадцатилетние, по сути, первое поколение, выросшее в условиях относительной свободы. То, что мы получили, оказалось чрезвычайно интересным.
Прежде всего, работы очень разные. Они разные пи тематике – одни писали об истории своей семьи, другие рассказывали о чьей-то интересной судьбе. Писали о репрессиях и коллективизации, об Отечественной войне и незнаменитых, малых войнах, рассказывали историю своего города, села, местного памятника или кладбища, разрушенной церкви или монастыря. Они разные по жанру — иногда это научное исследование, иногда лишь один исторический эпизод, иногда целая семейная сага… Разные они и по тому, какие источники используют школьники — дневник крестьянки или сухие статистические сводки, устные воспоминания и мемуары или обычный набор советских личных документов: от профсоюзного билета до почетных грамот. В некоторых работах излагаются мифы (например, в тех, что посвящены жизнеописанию мучеников за веру), другие подчеркнуто фактографичны.
Многое оказалось неожиданным и исторически весьма значимым — и отнюдь не только в рамках школьного конкурса. Мы никак не ожидали, что получим так много работ о прошлом крестьянской России, где рассказывается о раскулачивании, коллективизации и голоде. Невероятно цепко сидят в памяти и передаются из поколения в поколение (для наших школьников это уже история их прабабушек и прадедушек) многие детали и подробности событии, казалось бы. давно канувших в Лету. Какой дом удалось построить вернувшемуся с Гражданской войны прадеду, сколько окон в нем было, сколько комнат, какую скотину держали, какие платья шили… И с такими же подробностями о раскулачивании — как и что отнимали. И поскольку письменных источников, а главное, воспоминаний об этом сохранилось крайне мало в сравнении с масштабами этой народной трагедии, то получилось, что школьники сумели уже в «последнюю минуту» записать передававшуюся из уст в уста историю, добраться до того, что хранилось в «подвалах памяти».
По работам школьников стало видно, как память в разных уголках России концентрируется вокруг какого-нибудь важнейшего для этих мест события: в Коми — это история лагерей, в Калмыкии – депортация, в российских деревнях — коллективизация и Отечественная война, в Петербурге — блокада.
Повседневность советской военной и послевоенной жизни вырастает из сухих архивных документов, описывающих быт эвакуированных на Алтай рабочих тракторного завода или быт Бекетовки – одного из заводских районов разрушенного Сталинграда. Некоторые страницы кажутся иллюстрацией к роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Многие из присланных работ посвящены местной истории — по условиям конкурса школьники могли писать и о судьбах зданий, памятников, имений, церквей, целых городов. Часть из них представлена в этом сборнике: это история бывшего имения В.С.Храповицкого, спичечной фабрики в Нижнем Ломове. Симонова монастыря в Москве. В этих работах звучит не умиление и любование ушедшим миром, а недоумение – зачем и кому нужно было все это разрушать?
Конечно, чрезвычайно важна память и знание о прошлом, и надо надеяться, что школьники, писавшие о том, как строилась Воркута, не забудут, в каких условиях и чьим рабским трудом создавался их город. Но важно и желание, которое несомненно сквозит в работах, — восстановить, сохранить, спасти то, что еще можно спасти.
Многие из наших конкурсантов не ставили перед собой задачу прислать грамотный реферат на историческую тему, они предлагали нам свой взгляд, свое отношение к советской истории, задавались вопросом: зачем и почему совершались совершенно бессмысленные, по их мнению, вещи. Зачем выселили и сгубили почти всю огромную семью прадеда и разрушили крепкое хозяйство, зачем депортировали сотни тысяч российских немцев, выселили поляков, зачем тысячи людей после немецкого плена отправили в ГУЛАГ, почему уничтожили среду обитания чукчей.
В лучших работах нынешним школьникам удалось то, что невозможно было себе представить раньше — с одной стороны, взглянуть на наше прошлое и на прошлое их семьи с явным участием и заинтересованностью, с пониманием, что это их корни, а с другой – оценить прошлое трезво и объективно.
Удалось (как это удалось Марии Михайловой из Мончегорска) взглянуть на «советскую эпоху через судьбу прабабушки» и попытаться с помощью профсоюзных книжек, грамот и других документов нарисовать не мифологический портрет советской «Золушки» из кинофильма «Светлый путь», а реальный, где награда не хрустальные дворцы и трибуны съездов, а пятидесятирублевая пенсия и поздравительные открытки к праздникам от исполкома.
Участие в конкурсе не толкает наших школьников к тому, чтобы они отыскивали только черные страницы нашей истории. Да, прошлое предстает перед ними иногда очень тяжелым, почти невыносимым — раскулачивание, ГУЛАГ, война… Но они не пытаются с отвращением отмахнуться или, наоборот, идеализировать его, они хотят понять, как же все-таки их близкие жили и выжили: «Если вся Россия, как говорила Ахматова, делилась на тех, кто сажал, и тех, кого сажали, то возможна была и третья Россия, которая этого не ведала. Сделав ставку на выживание, не вникая в смысл и суть происходящего, пригнув так низко голову, что ее и заметить трудно, она пахала, сеяла, отдавала от трудов своих сколько требовали, а сама жила малым — тем, что необходимо для выживания. Ее, как высокую траву, не скосишь, не пустишь в расход: так она была низка, незаметна. Ее можно было только примять… Для осмысления жизни в истории не было сил и возможностей». Зато теперь и силы и возможности есть у написавшей эти слова Веры Змеевой из Кирова.
Было чрезвычайно трудно отобрать из этого огромного потока сорок одну лучшую работу. И еще труднее отобрать те, что вошли в этот сборник, потому что с очень многими хотелось бы ознакомить широкий круг читателей. К сожалению, мы не смогли опубликовать все работы, занявшие призовые места, да и отобранные для публикации пришлось несколько сократить. Мы постарались выбрать самые разные – по темам, по жанру и темпераменту (от почти лирической прозы до сухого статистического отчета), по оснащенности научного аппарата, по научно-повествовательному ритму. Поэтому сборник выстроен в свободной композиции, по принципу мозаики, передающей, как нам кажется, многоаспектность присланного нам материала. Но главное, мы постарались выбрать работы, которые могут дать наиболее полное представление о том, как видят нашу историю и человека в истории российские школьники.