Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
10 мая 2011

Львовская провокация на 9 мая, или Шутки в сторону

О случившемся 9 мая 2011 года во Львове писать больно, грустно и тяжело. Ничего подобного за все двадцать лет независимости Украины почему-то не происходило. И вдруг все мы стали свидетелями разыгранной, как по нотам, провокации. Достаточно маргинальные и откровенно антиукраинские организации «Родина» и «Русское единство», с одной стороны, и с недавнего времени преобладающая во львовском облсовете радикально националистическая «Свобода», с другой, оказались идеальными партнерами. К агентурного вида молодым людям с георгиевскими ленточками (насколько все же живучим оказался этот парафраз оранжевых ленточек далекого Майдана 2004 года) пристали молодые активисты «Свободы». Через пару минут один из «георгиевцев» в предусмотрительных темных очках пустил в дело травматический пистолет. В этот момент милиции поблизости не оказалось. Зато оказались «добрые» люди, снявшие это все на камеру (сюжет сразу же пошел по телевидению).

У мемориала Славы милиции было предостаточно, но помешать столкновениям все той же «Свободы» с приехавшими в специальных автобусах «активистов» все тех же «Родины» и «Русского единства», ей удалось лишь отчасти. Но важно даже не это, а сам факт, что вопреки запрету Львовского облсовета проводить в городе массовые акции, эти автобусы были спокойно в город допущены. Хотя украинская милиция не раз доказывала свое умение не пропускать участников оппозиционных массовых мероприятий на разрешенные и согласованные акции протеста. После потасовок у мемориала, с вырыванием венка, который намеревался возложить консул Российской Федерации, уже под ратушей сжигали красные полотнища. Примерно в тоже время расторопный активист в Донецке бросил под ноги ветеранов красно-черный флаг УПА. Получилась узнаваемая уже во всей Европе картинка: глубоко расколотая страна, стоящая едва ли не на пороге гражданской войны.

Уместно вспомнить, как аналогичный образ утверждали год назад. Тогда на 9 мая компартия Украины (и на тот, и на настоящий момент – участник правящей коалиции) открыла бюст Сталина перед зданием своего обкома в Запорожье. На этом событии, широко освещаемом и в украинских, и в зарубежных СМИ, присутствовало несколько сот человек, что не помешало окрестить бюст «вождя народов» (кстати установленный без согласования с местными властями и представленный во время последующей прокурорской проверки не как памятник, а как «украшение здания» обкома) проявлением воли граждан региона. В новогоднюю ночь 2011 года бюст Сталина взорвали.  Подрывников из националистической организации «Тризуб» привлекли к уголовной ответственности по статье «терроризм».

В этом году к провокациям подготовились серьезнее, да и не говорил о них только ленивый. За несколько недель до праздников главной темой новостей стало принятие Верховной Радой закона о вывешивании, наряду с государственным, красного «знамени Победы». Это недвусмысленно провокационное решение представители правящей партии регионов объясняли и уважением к ветеранам, и стремлением к «единению страны» (оценку степени цинизма таких высказываний оставляю на суд читателей). Появились, мягко говоря, нечестные заверения, что «знамя Победы» не имеет ничего общего с символами СССР. А за несколько дней до 9 мая оказалось, что по непонятным причинам президент Янукович не спешит подписывать закон о знамени. Таким образом, вопрос о его вывешивании был фактически оставлен на усмотрение местных властей. Львовский облсовет поспешил принять решение о запрете на территории области коммунистической символики. 9 мая это решение, во всяком случае, у мемориала Славы, не соблюдалось. 

Выбор имеющего репутацию «бандеровского» Львова, а не тихого Запорожья главным местом политтехнологических упражнений в этом году вряд ли был случайным. Тем более, что львовян к провокациям готовили не только совершенно безответственными диспутами о красных флагах, но и откровенно оскорбительными антигалицийскими высказываниями. (Последние появлялись в медиа-пространстве с удивительной последовательностью – от тиражирования слов Дмитрия Табачника до гнусного текста в детском журнале, рекомендованном возглавляемым Табачником Министерством образования, и, наконец, до растиражированного накануне праздников хамского высказывания врача, приглашенной на работу из Киева в Калуш).

Одним словом, тяжело отделаться от ощущения, что кому-то очень хотелось, чтобы насилие в украинском обществе стало осязаемым. И оно стало таким – пока что только в двух, подыгрывающих друг другу, группах экстремистов. Что дальше? Не раз писалось о том, что по одному из возможных сценариев, отданная на откуп все более разнузданной «Свободе» Галичина должна помочь Януковичу сыграть роль арбитра и примирителя нации. Вот только вытянет ли эту роль человек, имеющий перманентные проблемы с правильной артикуляцией любых мало-мальски «умных» слов или фамилий? Да и об иллюзорности того, что деятельность «Свободы» находится под контролем, писалось тоже немало. Очевидно, что нынешняя власть создала для нее тепличные условия в регионе (прежде всего, сняв с местных выборов «Батькивщину» Юлии Тимошенко). Сама же «Свобода» успешно играет на страхах и комплексах жителей Галичины, действуя по-большевистски: чем хуже, тем лучше! Даже репутация Львова как «самого европейского» города Украины особого значения для местных экстремистов не имеет. Особенно когда все те же коммунисты и здесь подыгрывают им своими призывами лишить город, «героизирующий фашистов», права проведения матчей Евро-2012.

В 1991 году кто только не прогнозировал постсоветской Украине гражданскую войну. Однако страна на протяжении уже почти двадцати лет независимости удивительным образом избегала насильственного разрешения политических конфликтов. Физическое насилие выплеснулось наружу лишь на похоронах главы Украинской автокефальной православной церкви Владимира (Романюка). Эта призабытая история имела место во время первого президентства Леонида Кучмы и ее наглядным свидетельством осталась могила, по сей день находящаяся у входа в Софийский собор. Рискну написать, что президент Кучма извлек из произошедшего урок и пытался избегать подобных ситуаций впредь. Совершенно ненасильственным был Майдан 2004 года, как бы ни старались изобразить его сторонников «фашистами» и «отморозками». Теперь уже  стало очевидно, что Майдан не повлек за собой революцию ни в политической, ни в культурной, ни в экономической сферах. Однако растратившая небывалый кредит доверия «оранжевая» власть ушла со сцены в результате демократических выборов.

На втором году новой власти, во многом ее же собственными стараниями праздник 9 мая превратили в фарс. Еще и вызвав призраки гражданской войны, с которыми можно играть, но можно и доиграться. Как можно доиграться с искусственным образом страны, якобы жестко разделенной между теми, кто считает героем Сталина и теми, кто считает героем Бандеру.

В завершении отмечу, что телевизионная картинка «просталинского» Запорожья, как и «фашистского» Львова пока что далека от реальности. Напишу на всякий случай и о том, что распространенный стереотип Львова как города, где опасно говорить по-русски,  еще больше далек от реальности. Что, к сожалению, не означает,  что мы можем по-прежнему закрывать глаза на все более откровенные провокации. И тем более не означает, что нас не ждут новые политтехнологические «изобретения».

10 мая 2011
Львовская провокация на 9 мая, или Шутки в сторону

Похожие материалы

7 октября 2010
7 октября 2010
Около 20 лет назад произошла музейная революция: стали появляться музеи, рассказывающие не только о победах и достижениях, но также о поражениях, преступлениях и жертвах - мемориальные музеи или "музеи совести"
1 октября 2015
1 октября 2015
День победы меняется, подминает под себя другие праздники и даже порождает новые. Как это понимать и чем чревата милитаризация праздника специально для Уроков истории рассказывают исследователи современного фольклора Александра Архипова и Анна Кирзюк.
10 января 2012
10 января 2012
Международная научная конференция «История—История культуры—Историческая культурология—Cultural history: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» пройдет 5-7 апреля 2012 г.

Последние материалы