Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
3 апреля 2010

Премьера и обсуждение фильма «Катынь» на российском телевидении

Кадр из фильма

По каналу «Культура» 2 апреля был не только показан фильм «Катынь», но и прошло его обсуждение с участием деятелей отечественного кино, культуры и политики (есть видео). Для российского телевидения это большое событие.

В программе «”Катынь”. Послесловие», показанной на канале «Культура», приняли участие известные деятели отечественного кино, культуры и политики:

  • Андрей Николаевич Артизов – доктор исторических наук, руководитель Федерального архивного агентства;
  • Александр Оганович Чубарьян – историк, академик РАН, член Президиума РАН, директор Института всеобщей истории РАН;
  • Константин Иосифович Косачев – кандидат юридических наук, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам;
  • Никита Сергеевич Михалков – председатель Союза кинематографистов России, член Совета при Президенте России по культуре и искусству;
  • Михаил Матвеевич Наринский – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории международных отношений и внешней политики России МГИМО.

Ведущий – Виталий Третьяков – декан Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова, главный редактор журнала «Политический класс», ведущий программы «Что делать» телеканала «Культура».

«Фильм Анджея Вайды «Катынь», продемонстрированный в пятницу по телеканалу «Россия Культура», является жестким обвинением тоталитаризму, но не России. И в этом качестве он открывает еще одну возможность к преодолению негативного наследия прошлого и поиску путей к добрососедству. К такому мнению пришли российские ученые, политологи и архивисты, анализируя то духовное и историческое послание, которое, по их мнению, несет работа выдающегося польского режиссера», – сообщает государственный интернет-канал «Россия» (Вести.Ru)

Полная запись обсуждения выложена на сайте телеканала «Культура»:

Дополнительные материалы:

3 апреля 2010
Премьера и обсуждение фильма «Катынь» на российском телевидении

Похожие материалы

15 января 2010
15 января 2010
Вторая серия описывает события 1934 года. Карташов и Боровский, лишившись своих высоких номенклатурных постов, уходят в подполье. Если в первой серии «троцкисты» занимались партийными интригами, то в серии 1939 г. они показаны как вредители и преступники: они готовят убийство Шахова, организовывают диверсию на стройке канала и активно продают родину капстранам. «Чужие» внедряются также в заводское руководство и в партию: ГПУ разоблачает старорежимного инженера Авдеева и второго секретаря местной партийной ячейки Земцова. Фильм заканчивался предательским выстрелом одного из затаившихся троцкистов в Шахова и похоронами Великого гражданина.
11 марта 2015
11 марта 2015
Осторожный прогноз американского журналиста, сделанный 30 лет назад, в марте 1985 г. Автор материала фиксирует, в частности, какие надежды выражали советские интеллигенты в связи с назначением на пост молодого, 54-летнего, политика.
8 сентября 2009
8 сентября 2009
Современный зритель неизбежно смотрит этот фильм в свете анекдотов про Чапаева, Петьку и Анку, параллельно обнаруживая первоначальные смыслы целого ряда крылатых выражений. Например, обаятельный Фурманов-комиссар произносит ироничную фразу: «Александр Македонский тоже был великий полководец. А зачем же табуретки ломать?» Эта неточная цитата из «Ревизора» Гоголя «пошла в народ» именно из «Чапаева». При этом в контексте фильма этот эпизод демонстрировал Чапаеву и советским зрителям культурное превосходство партии – т.е. обосновывал сложившуюся к 30-м годам социальную иерархию. Далее комиссар мягко переходит от вопросов культуры к проблеме «культурности» командира и осуждает его «затрапезный» вид («Моряк, красивый сам собою, ты бы подтянулся, что ли, малость…»). За этим также стоит послание к зрителям и реалии первых десятилетий советской власти. Командир должен быть подтянутым, потому что советский человек должен быть цивилизованным – обучение населения гигиене, умению себя вести и одеваться было частью советского модернизационного проекта и государственной идеологии.
10 марта 2017
10 марта 2017
Документальный фильм о противостоянии восточногерманских скейтеров с бетонной культурой штази 80-х «This ain’t California» («Здесь вам не Калифорния!») на самом деле не о коммунистах и не о досках, да и вообще не документальный фильм, а шитое аккуратными белыми нитками мокьюментари о культуре позднего ГДР.

Последние материалы