Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
15 января 2010

Политическое кино. «Великий гражданин»

«Великий гражданин», 1 серия – 1937, 2 серия – 1939 г., реж. Ф. Эрмлер, «Ленфильм»

«Великий гражданин» – двухсерийный фильм режиссера-коммуниста Ф. Эрмлера. Над этим фильмом режиссер и один из авторов сценария Ф. Эрмлер, а также сценаристы М. Блейман и М. Большинцов работали в течение всего периода Большого террора. Первая серия была закончена в 1937 и вышла на экраны страны в 1938 г., вторая была снята и вышла в прокат в 1939 г. Главная тема кинокартины – внутрипартийная борьба с «троцкистско-зиновьевской оппозицией». Её трактовка полностью соответствуют официально принятой сталинской версии, согласно которой сторонники Троцкого и Зиновьева – враги «социалистического строительства», подлежащие народному суду и уничтожению. Ниже приводится разбор обеих серий фильма, а также даются методические рекомендации по работе с фильмом на уроках истории.

 

Режиссер-большевик

Ф. Эрмлер был убежденным коммунистом – и в «Великом гражданине», и в других своих политических фильмах – таких, как «Встречный» (сорежиссеры – С. Юткевич и Л. Арнштрам, 1932) и «Крестьяне» (сорежиссер – М. Пащенко, 1934) – он искренне и талантливо обосновывал сталинскую политику. При этом как режиссер Эрмлер был скорее реалистом, чем соцреалистом – ему была важна психологическая достоверность типажей и их конфликтов. В результате эти фильмы сегодня смотрятся как документы: они фиксируют внутреннюю политику 30-х годов со всеми ее парадоксами, жестокостью и следами сталинской борьбы за власть. Современный киновед П. Багров назвал такого рода советские фильмы «перевертышами», «кинематографом, который проговаривается»:

«… Эрмлер, как никто другой в советском кино, постоянно проговаривался. Партийный художник, активный коммунист, он был искренне убежден, что все происходящее в стране если и не хорошо … то, во всяком случае, правильно, то есть идет по правильному пути. А раз правильно, то нет смысла искажать или приукрашивать действительность. Поэтому фильмы Эрмлера и оказывались точнее и правдивее многих потенциально антисоветских картин с «кукишем в кармане»

«Великий гражданин» на уроках истории

На уроках по истории фильм «Великий гражданин» можно рекомендовать для углубленного изучения политической атмосферы периода Большого террора. Вслед за властью этот фильм указывает на виновных и закрепляет образ «внутреннего врага». Его пропагандистская цель – мобилизовать массы на поддержку сталинского режима и политики репрессий. Кинокартина точно передает атмосферу периода, когда сталинский террор достиг своего апогея.

  • «Великий гражданин» – идеальный материал для изучения методов и приемов пропаганды с помощью талантливых режиссеров.
  • Изучение этого фильма лучше всего сопровождать работой с оригинальными публикациями из газет 1935-39 годов (и обсуждением специфического стиля саморазоблачений подсудимых, реакций читателей и описаний сути политических процессов).
  • Отдельная тема, которую можно рекомендовать для серьезной исследовательской работы старшеклассников, – возможные параллели между романом Достоевского «Бесы» (например, фрагментом с теорией Шигалева) и фильмом Ф. Эрмлера.
  • Еще одним заданием может стать создание портфолио с разнообразными сведениями о С. Кирове и Л. Троцком, Л. Каменеве и Г. Зиновьеве – в сопоставлении с тем, как образы вождей и «врагов» (а на самом деле, бывших вождей) преподносятся в фильме.
  • Фрагменты «Великого гражданина» можно использовать в качестве иллюстраций к специфическим понятиям 30-х годов, с помощью которых описывался сталинский курс на индустриализацию: «перерожденец», «перестраховщик», «рационализация», «социалистическое строительство».
  • Отдельной дискуссии заслуживает тема страха в фильме Эрмлера, в сталинской советской культуре и повседневной жизни (см. статью Олега Ковалова)

Дополнительные материалы

Ольга Романова
 

 

15 января 2010
Политическое кино. «Великий гражданин»

Похожие материалы

26 декабря 2016
26 декабря 2016
И.М. Зальцман - мировой «король танков», «российский Форд». Его имя известно за рубежом. Автор предпринял попытку собрать воедино факты из биографии И.М. Зальцмана, относящиеся к периоду жизни в городе Челябинске, проанализировать его личность.
2 сентября 2014
2 сентября 2014
В ознаменование завершения необычного лета и в предчувствии не менее необычной осени (в исторической перспективе) мы публикуем сборник лучших материалов «Уроков истории» этого года. Перед читателями – выбор редакторов.
16 декабря 2013
16 декабря 2013
Игровой фильм режиссера Маргарет фон Тротта «Ханна Арендт» имел большой успех, который неизбежно порождает вопросы у кинокритиков. Что именно удалось сделать режиссёру для того, чтобы зритель почти два часа наблюдал за «работой мысли» главной героини, которую трудно было показать иначе, чем за «курением с перерывами на печатание на машинке»?
24 мая 2016
24 мая 2016
Жизнь настала мрачная. Как мне рассказывали старушки, с утра до позднего вечера работали в колхозе. Всё делали вручную: вязали снопы, убирали, молотили. Также выращивали сахарную свёклу и сдавали на свеклопункт. При такой тяжёлой работе зарплаты не платили, работали за «палочки» – трудодни. Главное было заплатить налог, который был огромен: 300 л молока, 40 кг мяса, яйца, масло, шерсть. Налог был за каждое плодовое дерево. Даже овец доили и молоко сдавали на брынзу.

Последние материалы