Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
24 февраля 2010

Разговор о любви на уроках истории ХХ века

Любовь можно описывать не только как индивидуальное чувство, но и как явление, заданное культурой («культурный конструкт»). В этом смысле она оказывается тесно связанной с идеологиями, значимыми для данного общества. Трансформация представлений о любви – часть советской истории и возможная тема для уроков. По ссылкам вы найдете развернутые описания с примерами конкретных фильмов:

Каждая идеология наделяет любовь и сексуальность социальным смыслом и задает представление о социальных нормах. Например, в современном обществе молодежные субкультуры, церковь, государство, массовая культура предлагают свои «языки любви». Связь любви, идеологии и политики проявляется в искусстве и массмедиа, отчасти влияя на повседневное поведение людей.

Ниже приведены тезисы, в которых кратко сформулирована тема трансформации представлений о любви в советской истории. Они составлены на основе сборника научных статей «СССР: Территория любви» (М.: Новое издательство, 2008), а также некоторых других знаковых для этой темы исследований. В каждом подразделе предложены фильмы, с которыми можно работать на уроках истории. Возможные формы работы:

  • конкурс докладов по итогам самостоятельной работы учеников со статьями или персоналиями,
  • конкурс рецензий на советские фильмы о любви различных периодов,
  • лекция учителя, составление тезисов, просмотр фильма и обсуждение: как в этом фильме проявляются социокультурные реалии данного периода?
  • дискуссия (сочинение) на тему «Представления о любви в современности и советской культуре 20-х (30-50-х, 60-х) годов: сходства и отличия»

Дополнительные материалы:

 

24 февраля 2010
Разговор о любви на уроках истории ХХ века

Похожие материалы

29 ноября 2011
29 ноября 2011
Хотя конференция посвящена событию 1812 года, главная ее тема современна: феномен «исторического фильма» как главного фактора формирования национальной культурной памяти
24 мая 2016
24 мая 2016
Еще совсем недавно Всеволод Константинович был уважаемым человеком, педагогом-методистом, имя которого было широко известно российским учителям. Его книга «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» поставила его в ряд с лучшими просветителями России начала ХХ века. И всё это больше ничего не значило.
24 мая 2013
24 мая 2013
Школьные эссе по темам: «Какие герои и события определили ход российской истории конца 1980-х – начала 1990-х годов?», «Как перестройка и события начала 1990-х годов отразились на жизни вашей семьи?» и «Почему распался СССР?».
7 ноября 2014
7 ноября 2014
Имена и судьбы многих героев Сталинграда мы уже никогда не узнаем. В числе защитников цитадели на Волге был и уроженец Троицка, школьный учитель и мой двоюродный дед – Бари Саитович Гизатуллин

Последние материалы