Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
16 февраля 2010

Как писались учебники истории при Сталине

Первый советский учебник по истории появился в 1930-е – в результате объявленного конкурса, ход которого тщательно контролировали Жданов, Киров и лично Сталин. Победитель – учебник Шестакова «Краткий курс истории СССР» — предлагал идею преемственности: великие люди прошлого (Александр Невский, Иван Грозный, Петр I) с древних времён строят мощное государство и борются с иноземными захватчиками. Заканчивается всё советским временем, а линия положительных царей упирается в Сталина. Хронология этого учебника, метод изложения и оценки оппозиции были заимствованы другими изданиями, а структура сохранилась и сегодня.

История создания учебников истории при Сталине — в рассказе историка Сергея Кудряшова на радио «Эхо Москвы»; под его редакцией в 2008 году вышел объемный том «Вестника Архива Президента Российской Федерации» «Историю – в школу: создание первых советских учебников».

Новая школа

После революции идеи немедленного нового мира и переустройства общества отразились и на школе: её пытались приблизить к производству — была отменена классно-урочная система и многие учебники, а история как дисциплина в советской школе отсутствовала до начала 1930-х. Историю заменяли курсом обществоведения – именно оно должно было ввести школьника в курс важных социалистических вопросов: происхождение человека, семья, история труда и классовая борьба.

История в СССР

Но 1930-е годы — пик устранения любых форм оппозиции и создания мощной системы идеологического контроля и управления гуманитарными науками. Высшее советское руководство взялось за историю: в 1931 г. журнал «Пролетарская Революция» публикует письмо Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма», которое оказало большое влияние на развитие советской историографии. В нем Сталин фактически устанавливал право на монопольное толкование истории — историки лишались права обсуждать «аксиомы большевизма». Это письмо изменило преподавание, изучение и пропаганду истории в СССР: активизировалась работа Главлита (института цензуры советской власти), в библиотеках появились отделы специального хранения, архивы были переданы в НКВД и получили гриф «Секретно», в результате чего историки не могли больше опираться на источники, а должны были обходиться работами Сталина, партийными резолюциями и советской периодикой. Многие историки, которые профессионально хотели заниматься историей вынуждены были уходили в древность – в средние века, в античность.

Конкурс учебников

В 1934 году по решению Политбюро была создана специальная комиссия под руководством Жданова. Она должна была в короткие сроки подготовить учебники для средней школы. Сталин, Киров и Жданов даже составили конспект учебника («Замечания о конспекте учебника новой истории»):

«Показать, что Французская (и всякая иная) буржуазная революция, освободив народ от цепей феодализма и абсолютизма, наложила на него новые цепи, цепи капитализма и буржуазной демократии, тогда как социалистическая революция в России разбила все и всякие цепи и освободила народ от всех форм эксплуатации, — вот в чем должна состоять красная нить учебника новой истории».

На конкурс было прислано 47 вариантов, но большинство из них были крайне слабыми: они обнаруживали незнание литературы и плакатные представления о прошлом (вроде «русская общественность узнала о проблемах закрепощения крестьян из романов Тургенева»). Сказывались проблемы с высшим историческим образованием: во время революции были отменены исторические факультеты в ВУЗах – МГУ, Санкт-Петербурге.

(Кстати, в военной академии перестали изучать историю тоже отчасти благодаря Сталину («стратегией занимается товарищ Сталин – это не наше дело»); институции, которая готовила бы военных историков нет до сих пор, а военно-исторические исследования далеки от научных профессиональных стандартов).

Явного фаворита на конкурсе так и не появилось, все тексты получали разгромные рецензии, а «победил» учебник малоизвестной группы историков под руководством профессора Шестакова из пединститута. Вообще-то это был учебник для 4-го класса, который из-за отсутствия выдержанных в марксистском духе учебников рекомендовали использовать и в старших классах. В нем был сделан упор на преемственность истории, акцент на сильные фигуры, наделённые огромной властью (Иван Грозный, Петр I), просто и правильно, в том числе и на уровне лексики, описывались события после 1917 года («партия большевиков разбила этих изменников»), а в конце детям давался совет:

«Надо тщательно следить за всеми подозрительными людьми».

Хронология исторических изданий

  • Т.о. первый советский учебник по истории (для начальной школы) был написан в 1937 году – «Краткий курс истории СССР». Учебник для 4-го класса. Под ред. Проф. А.В. Шестакова. М., 1937.
  • Учебник для 10-го класса, последнего класса средней школы, появился в 1940-м (Базилевич В.К., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В. История СССР. Учебник для X класса средней школы. М., 1940).
  • В 1936 и 1938 гг вышли первый и второй тома «Истории Гражданской войны в СССР» — это был первый исторический труд, официально санкционированный и написанный под контролем высшего партийного руководства.
  • В 1938 был издан также «Краткий курс истории ВКП (б)» — руководство по истории, не допускающее, по словам Сталина, никаких произвольных толкований.

Логика истории

Схема объяснения новейшей советской истории, сложившаяся к концу1930-х, оказалась очень удобной, и с тех пор применялась к другим событиям 20 века (а позже распространилась и на более далёкое прошлое). Неизменными оказывались организующая роль партии под руководством вождя, безупречность её стратегии и превосходство советского строя над другими режимами. Трудности развития всегда имели внешний (относительно партии, вождя и государственной власти) источник: внешние и внутренние враги. Уже никакие последующие события не оказывали принципиальное влияние на логику изложения: после войны в учебнике появились дополнительные военные главы (рассказывающие о «вероломном нападении» и победе благодаря гению Сталина / коммунистической партии / советского правительства и советского народа вообще), а при Хрущёве – выражения «просчёты» и «объективные и субъективные причины», позволявшие даже при критике культа личности избегать разговора об ответственности высшего руководства.

Дополнительные материалы:

  • «Историю — в школу: создание первых советских учебников». Вестник Архива Президента РФ. Под ред. С. Кудряшова. М., 2008 (подробнее — здесь)
  • Михаил Гловиньский. Не пускать прошлого на самотёк. История ВКП (б) как мифическое сказание // Новое литературное обозрение, №22 (1996)

Подготовила Юлия Черникова

16 февраля 2010
Как писались учебники истории при Сталине

Похожие материалы

2 декабря 2015
2 декабря 2015
Недавно известные историки и педагоги собрались в «Мемориале», чтобы обсудить новые учебники истории, написанные в соответствии с т. н. историко-культурным стандартом. О том, как описание белого террора оказалось в разы длиннее описания красного, о проблеме устаревшего языка и многом другом - в видеозаписи круглого стола.
10 мая 2011
10 мая 2011
О случившемся 9 мая 2011 года во Львове писать больно, грустно и тяжело. Ничего подобного за все двадцать лет независимости Украины почему-то не происходило. И вдруг все мы стали свидетелями разыгранной, как по нотам, провокации.
7 июля 2016
7 июля 2016
Смерть не просто присутствует в моем детстве, смерть гуляла по моему детству как полная хозяйка и делала с моей душой все, что ей было угодно, я даже толком не знаю и не узнаю, что она с ней сделала... Что такое для меня война, гетто, что такое для меня быть евреем? Что такое для меня моя биография, моя жизнь, моя душа, мое сознание, мое мышление? Это, прежде всего, взаимоотношения моей детской души со смертью
22 апреля 2014
22 апреля 2014
Церемония награждения победителей конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ в.» состоится 29 апреля 2014 г. в 11 часов в театральном центре «На Страстном».

Последние материалы