Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
12 марта 2010

Трактовка 90-х в учебниках истории

Для государственной исторической политики 2000-х был характерен процесс создания «официальной» трактовки 1990-х («лихие 90-е»). Этот процесс выработки и закрепления определённой версии истории проследили по школьным учебникам истории Екатерина Левинтова и Джон Баттерфилд в своей статье «Как формируется история и отношение к ней: школьные учебники о новейшей российской истории».

Воспользовавшись методом контент-анализа, исследователи определили, как сегодня выглядит шкала оценок первого постсоветского периода:

  • государственное строительство – негативные оценки,
  • демократическая политика – неоднозначные оценки,
  • экономическое развитие – чрезвычайно негативные оценки,
  • российская внешняя политика – отрицательные оценки,
  • российская культура и образование – негативные оценки,
  • общая оценка 90-х – «противоречивое десятилетие», определённо проигрывающее новому этапу – «президентству Путина», оценки которого крайне положительные, несмотря на некоторые упоминаемые проблемы

(«Среди этих проблем – непрекращающиеся угрозы терроризма и вынужденные переселенцы из Чечни, неразвитая система политических партий и практическое отсутсвие гражданского общества, доминирование государства в общественной жизни, экономическая стагнация и медленный экономический рост, инфляция, низкая международная конкурентноспособность российской экономики, зависимость от экспорта сырья, увеличение импорта, остающиеся социальные проблемы бездомности, социальной стратификации и преступности и неспособность российской внешней политики остановить западное, особенно американское приближение к российским границам. Однако эти критические замечания являются по существу лишь небольшими частными деталями, сделанными в большом потоке весьма лестных пассажей об этом периоде». )

Заключительный вывод авторов таков:

«На данный момент можно констатировать, что устойчивая официальная интерпретация 1990-х гг. уже сформировалась: нестандартные трактовки либо исчезли из более поздних изданий, либо исчезли сами учебники, их содержащие. Хотя многие из нас еще хорошо помнят первый постсоветский период, молодежь формирует свое мнение об этой эпохе именно по учебникам истории и потому не удивительно, что политические фигуры и символы того времени пользуются такой низкой популярностью в молодежной среде».

Полная версия статьи «Как формируется история и отношение к ней: школьные учебники о новейшей российской истории»

Дополнительные материалы:

  • Специальный номер журнала «Новое литературное обозрение», посвящённый 1990-м: № 83 и 84 за 2007г.

 

12 марта 2010
Трактовка 90-х в учебниках истории

Похожие материалы

11 июля 2012
11 июля 2012
Лекция-семинар профессора МГИМО Андрея Зубова пройдет 12 июля в 20.00 в «Мемориале».
23 января 2013
23 января 2013
«Уроки истории» публикуют методические материалы по обществознанию (права человека, диссидентское движение, нацистский оккупационный режим на территории СССР), разработанные учителями школы «Муми-тролль».
6 августа 2010
6 августа 2010
Автор книги Андрей Портнов, украинский историк, главный редактор журнала «Украϊна Модерна» (Киев), рассказал о книге и опыте нациестроительства на публичной лекции
30 марта 2015
30 марта 2015
Участница Школьного конкурса, Валерия Швец, — о войне в Чечне, следе, который она оставила в жизни солдат, и судьбах участников боевых действий из Углича

Последние материалы