Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
4 мая 2009

Микола Рябчук. Культура памяти и политика забвения

Отечественные записки № 1 (33), 2007

Статья излагает точку зрения украинского исследователя-культуролога на современную политику Украины.

Микола Рябчук – научный сотрудник Украинского центра культурных исследований в Киеве. Его статья посвящена политике постсоветской Украины в области исторической памяти. Автор поддерживает тезис немецкого историка Штефана Требста, согласно которому Украина – единственная из республик СНГ, в которой «культура памяти стала важнейшим полем битвы между двумя политическими лагерями – посткоммунистами и национал-либералами». В «дооранжевый» период правящие элиты, наследницы и фактические продолжательницы советского проекта, вели двойственную и манипулятивную игру, демагогически используя как «малороссийское» (де факто имперско-коммунистическое), так и «украинское» («национальное») представление о прошлом страны. «Оранжевые» частично продолжают прежнюю линию, но с меньшей долей манипулятивности и цинизма. Последовательная государственная поддержка «национальной», несоветизирующей памяти о прошлом, по мнению Рябчука, станет возможной при смене поколений элит.

http://www.strana-oz.ru/?numid=34&article=1397

4 мая 2009
Микола Рябчук. Культура памяти и политика забвения

Похожие материалы

1 сентября 2015
1 сентября 2015
Обзор законодательных мер, принятых в некоторых посткоммунистических странах ЦВЕ.
20 ноября 2013
20 ноября 2013
Об изменениях, произошедших в восприятии Холокоста за годы независимости Украины, прежде всего, в академическом, в историко-исследовательском аспектах в области образовательной политики и о политике памяти, практиках коммеморации Шоа на Украине.
20 июля 2014
20 июля 2014
«Уроки истории» продолжают разговор о прошлом и настоящем исторической науки в России в рубрике «Политика, опрокинутая в прошлое». На этот раз речь не столько о методологических подходах, сколько об организационном оформлении исторической науки в России.
26 июня 2015
26 июня 2015
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин начал писать в 1880 году, под впечатлением от колоритной легенды об антиосманской выходке сечевиков во главе с Иваном Серко. Картина не была окончена, когда в 1889 году живописец принялся за другой её вариант, который должен был стать более исторически достоверным. «Более достоверная» версия так и не была завершена, сегодня она находится в Харьковском художественном музее. Версия же первая, «менее достоверная», была закончена в 1891 году. В следующем году её купил император Александр III. С тех пор её можно видеть в Русском музее, а также на множестве репродукций.

Последние материалы