Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
17 ноября 2009

Методика организации краеведческой работы школьников

В методической разработке Владимира Фотиевича Козлова, заведующего кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ, рассказывается, как выбирать объект для краеведческого исследования, как искать материал по его истории, как анализировать объект и выстраивать собственное историческое исследование. Важно помнить, что жизнь памятника – всегда часть большой истории.

«Объектом интереса краеведа может быть местность разного пространственного масштаба и культурно-исторического значения – от большой территории до маленького города, деревни, усадьбы, монастыря, улицы, фабрики, учебного или лечебного заведения, а также история жизни своих родных и близких в данной местности, взаимосвязь местных жителей (особенно общеизвестных) с другими регионами…Занятие краеведением по зову души – всегда краелюбие». С.О. Шмидт

Краевед стремится познать все стороны изучаемого предмета, восстановить историю его создания, собрать и сохранить устные свидетельства, документы и фотографии.

Выбирая объект исследования, полезно (если есть такая возможность) проконсультироваться с местными краеведами, в вузе на кафедре региональной истории, с научными сотрудниками краеведческого музея.

Взявшись за работу, школьнику следует познакомиться с объектом своего исследования поближе. Вооружившись фотоаппаратом, пройтись по городу, сфотографировать храм, улицу, усадьбу (общий вид, отдельные строения, исторические и архитектурные детали здания и т.д.). Фотографии следует подписывать – они понадобятся как приложение к исследовательской работе, как иллюстрации при возможной публикации в местной прессе или, может быть, для формирования своего собственного архива.

Второй этап – библиографический поиск литературы по теме. Необходимо просмотреть в библиотеке местные краеведческие сборники, справочные издания, альманахи, журналы и газеты, чтобы убедиться, что вы не «изобретаете велосипед». Как правило, в библиотеках ведутся картотеки или каталоги статей по истории и культуре края. Если не найдете много материалов по нужной теме – это значит, что объект исследовательского интереса изучен слабо и ценность исследования возрастает.

Необходимо расспросить старожилов, соседей, нынешних хозяев интересующего памятника (священнослужителей, сотрудников, музейных работников, жильцов) об истории здания, его перестройках, современном состоянии. Записанные с их слов рассказы – тоже важный источник, который, однако, следует проверять на точность и достоверность. Важно также больше узнать о людях, строивших и создававших тот или иной памятник.

Третий этап работы – архивный поиск. Архивы бывают городские, районные, областные и ведомственные. Если вы живете в другом городе, то в областной архив можно послать запрос по почте, однако, в большинстве архивов это услуга платная. Лучше, конечно же, лично посетить архив, написав письмо-отношение на имя директора, в котором нужно назвать тему и цель работы.

Следует ознакомиться с путеводителем по архиву, доступными обзорами и картотеками. В архивах дела хранятся по фондам, которые формируются из документов учреждений – фабрик, заводов, монастырей, обществ, местных учреждений, органов власти и т.д. В читальном зале можно получить описи по фондам, где приводятся названия конкретных дел. Например, в описях губернского правления, духовной консистории, народного просвещения, комиссии по культам, городского хозяйства, исполкомов и др. вы наверняка найдете интересующие вас сведения.

В дореволюционных фондах (строительное отделение) можно найти чертежи, рисунки и планы устройства здания и его фасада.

Заказанные по описи дела, как правило, можно получить в читальном зале через несколько дней.

Для выписок из архивных документов, книг, сборников, журналов посоветуйте школьнику завести большую общую тетрадь, создать понятную и рациональную систему сокращений, делая выписки, не забывать записывать номер фонда, описи, дела и листа – это необходимо для правильного оформления ссылок.

Школьника следует научить правильно составлять библиографическое описание используемой литературы, показав, как это делается, на примере библиографических карточек в каталоге библиотеки.

После описанных трех этапов работы можно приступать к написанию самой работы.

Структура исследовательской работы:

Очень важно точно сформулировать название и выбрать оптимальную структуру исследовательской работы.

Как правило, она состоит из введения, основной части (2–3 главы), заключения, списка используемых литературы и источников, приложений.

Во введении обосновывается выбор темы, определяется цель работы и пути ее достижения, хронологические рамки исследования. Здесь же можно кратко рассказать о литературе, которой пользовались при изучении темы («Обзор литературы» или «Историографический обзор»). Если были использованы источники (опубликованные или неопубликованные: мемуары, дневники, письма, отдельные документы, устные воспоминания), надо кратко охарактеризовать их количество и основные особенности, указать, что они дали для раскрытия темы. Важно, чтобы учащийся старался анализировать источники и литературу беспристрастно, объективно, показывая их недостатки и положительные стороны.

Основная часть исследования, как правило, состоит из 2–3 глав, раскрывающих тему. Можно выбрать хронологический способ изложения, то есть самому последовательно рассказать об истории события, можно выбрать тематический или смешанный – хронологически-тематический способ. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать то новое, что вы внесли в тему.

Стиль изложения должен быть прост и понятен, не следует строить сложных, запутанных предложений. Предложите школьнику проверить его стиль – прочитать написанное вслух близким, чтобы услышать недостатки в тексте.

В исследовательских работах надо стараться избегать обширных цитат, если они не из собранных школьником устных источников, и обязательно делать библиографические ссылки.

В конце каждой главы обычно делают краткие выводы, а в заключении подводят итоги и показывают историко-культурную ценность приведенных данных, делают выводы о роли изучаемого события, памятника для истории края, города.

Желательно исследовать каждый объект в контексте истории города, политических, социально-экономических и культурных процессов, проходивших в стране в изучаемый период. Важно показать, что жизнь и судьба человека или памятника – часть большой истории.

Всякую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Это могут быть архивные чертежи или документы. Можно дать полный текст обнаруженных неопубликованных источников. Иллюстрировать работу можно, сделав ксерокопии документов или фотографий из государственных или семейных архивов. До революции отдельные церкви, монастыри, общественные здания, виды городских улиц, площадей, набережных, исторических памятников издавались в виде почтовых открыток, коллекции которых, как правило, хранятся в местном музее или находятся у коллекционеров-филокартистов (в областном городе они собираются обычно в обществе филателистов в выходные дни). Копии этих открыток могут быть интересной иллюстрацией к работе. Важно формировать бережное отношение учащихся к предоставленным им экземплярам из семейных архивов. Не наклеивайте на бумагу подлинные письма и фотографии.

Если в работе встречается много имен, желательно составление указателя имен (располагая фамилии в алфавитном порядке), если же в тексте много названий памятников, улиц – предметно-топографического указателя. Завершает работу список используемой литературы и источников. В первой части списка перечисляются источники – сначала неопубликованные архивные, а затем опубликованные – сборники документов, мемуары, отдельные публикации документов. Во второй части перечисляются в алфавитном порядке авторы или названия (если работа без автора) книг и статей, справочно-информационные издания.

«В последние десятилетия историко-культурное краеведение, ставшее жертвой репрессий в начале 1930-х годов, начало возрождаться. Усилилось внимание и к истории нашего краеведения – теперь уже и за рубежом. В 1999 году по инициативе университета Сорбонна в Париже состоялась международная научная конференция «Краеведение в России 1890–1990 годы: истоки, проблемы, возрождение» с участием россиян из разных городов. Опыт нашего краеведения привлекает иностранцев не только тем, что много интересного в особенностях развития разных регионов нашего отечества, но и потому, что российские краеведы – особенно в 1920-е годы – были новаторами в разработке методики изучения проблематики «микроистория», «история повседневности», «история ментальности»» С.О. Шмидт

Опубликовано: Человек в истории. Россия – XX век. Сборник методических материалов для внеклассной работы. Министерство образования Российской Федерации, общество «Мемориал», 2003


 

17 ноября 2009
Методика организации краеведческой работы школьников

Похожие материалы

14 мая 2016
14 мая 2016
Почему в самом сердце села Вишневка расположена могила чекиста? Почему она не на кладбище? Кем был этот человек и какую роль в истории своего народа он сыграл? Увлекательная, почти детективная работа о раскулачивании и судьбе крестьянства в Советской России.
7 октября 2016
7 октября 2016
1920-е годы называют «золотым десятилетием краеведения». А в годы Великого перелома большинство краеведов было репрессировано. Сотрудник музея «Мемориала» беседует с Татьяной Васильевной Смирновой, краеведом и составителем книг о ее родных – краеведах 1920-х годов.
15 декабря 2009
15 декабря 2009
«Россияне не хотят разнообразия учебников истории», - такой вывод сделал ВЦИОМ на основании опроса россиян, а проанализировал школьный учитель истории в статье, опубликованной в журнале The New Times. Учитель Алексей Кузнецов пишет, что идею единого учебника помогают внедрять три мифа, которые он приводит и опровергает.
26 декабря 2016
26 декабря 2016
Моя малая Родина – это деревня Смыч Батецкого района. Это самое дорогое и милое сердцу место на земле. Сюда я тороплюсь из школы, сюда меня тянет, когда я нахожусь в дальней дороге.Я решил проследить историю моей деревни, судьбу ее жителей, живших ранее и нынешних, соотнести их с судьбой страны.

Последние материалы