Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
16 ноября 2009

Список литературы для 11 класса

Художественная литература – важное дополнение к учебникам истории; она не только иллюстрирует, но и сама является частью истории. Ниже приводится один из возможных списков произведений, которые можно использовать на уроках истории.

Вплоть до 90-х годов XX века именно художественная литература в СССР служила едва ли ни единственным источником, дополняющим, а зачастую заменяющим собой историю «официальную». Последовавшие за этим два десятилетия если и изменили ситуацию, то не слишком радикально. Один из крупнейших русских историков прошедшего столетия – А.Я. Гуревич с сожалением писал о том, что после падения тоталитарного режима вдруг обнаружилось: у историков, в отличие от литераторов, почти нет сочинений, написанных «в стол» – большинство важных вопросов, о которых нельзя было прямо писать в советское время, так и не были проанализированы несколькими поколениями советских историков. Зато этими вопросами, правда, в другой форме, занимались писатели . Эти обстоятельства предопределили важнейшую общественно-историческую роль художественной литературы в нашей традиционно филологоцентричной стране.

Представленный ниже список рекомендован Надеждой Яковлевной Мировой — учительницей русского языка и литературы, проработавшей в московских школах с 1952 по 2008 г.

Список литературы для 11-го класса:

  • М. Цветаева: Стихотворения
  • Б. Пастернак: Стихотворения. Роман «Доктор Живаго».
  • М. Шолохов: («Тихий Дон»), «Судьба человека».
  • И. Бабель: «Конармия».
  • Е. Замятин: «Мы».
  • А. Платонов: «Котлован».
  • М. Зощенко: Рассказы
  • М. Булгаков: «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
  • А. Н. Толстой: «Пётр I».
  • В. Набоков: «Другие берега», «Дар».
  • И. Ильф, Е. Петров: «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок».
  • А. Твардовский: «Василий Тёркин», «По праву памяти», Стихотворения.
  • В. Гроссман: «Жизнь и судьба».
  • В. Некрасов: «В окопах Сталинграда».
  • К. Симонов: «Живые и мёртвые». Стихотворения.
  • Г. Бакланов: «Пядь земли».
  • В. Быков: «Круглянский мост», «Знак беды».
  • В. Кондратьев: «Сашка».
  • А. Солженицын: «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», («Архипелаг ГУЛАГ»).
  • В. Шаламов: «Колымские рассказы».
  • А. Рыбаков: «Дети Арбата».
  • Ю. Домбровский: «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».
  • Ф. Искандер: («Сандро из Чегема»), «Дерево детства», рассказы о Чике.
  • Венедикт Ерофеев: «Москва - Петушки».
  • В. Шукшин: Рассказы.
  • В. Астафьев: «Весёлый солдат».
  • В. Аксёнов: «Ожог».
  • Ф. Абрамов: «Пелагея».
  • Ю. Давыдов: «Глухая пора листопада».
  • С. Довлатов: Повести и рассказы.
  • И. Бродский: Стихотворения.

Дополнительные материалы:



 

 

16 ноября 2009
Список литературы для 11 класса

Похожие материалы

1 апреля 2015
1 апреля 2015
Московские будни 1920-х, научная работа и судьба репрессированных учёных-гуманитариев и интеллектуалов — Г. Г. Шпета, Б. И. Ярхо, М. А. Петровского и А. Г. Габричевского
10 ноября 2014
10 ноября 2014
В этой подшивке мы собрали материалы, основанные на эссе участников московских академий-школ и победителей конкурса «Человек в истории. Россия — XX век». Школьники пишут эссе в один из первых дней пребывания в Москве. На написание сочинения отводится около часа, темы меняются из года в год — каждый раз мы стараемся придумать актуальную и дискуссионную тему. Ответы и аргументация школьников, порой, ошеломляют.
19 декабря 2011
19 декабря 2011
Филолог и культуролог Елена Волкова комментирует стихотворения бывших узников ГУЛАГа. В настоящей первой части анализируются лейтмотивы – образы камня и креста
28 октября 2014
28 октября 2014
Материалы конференции, прошедшей на Историко-филологическом факультете РГГУ 15 мая 2014 года. Полностью они опубликованы в сборнике «Как говорить о войне: от 1940-х к 1970-м, от 1970-х к 2000-м. Борис Васильев, «лейтенантская проза», стихи и кино о войне» (Москва, 2014). Мы благодарны авторам докладов, разрешившим опубликовать их также и на нашем сайте. Помимо докладов, мы публикуем материалы обсуждения с филологами, детьми фронтовиков, о том, как у них дома воспринимались книги и кино о войне.

Последние материалы