Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
13 ноября 2009

Лениниана Михаила Ромма: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»

"Ленин в Октябре", кадр из фильма

Лениниана Михаила Ромма складывается из двух фильмов, снятых в 1937 и 1939 годах: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Ниже – подробные рецензии на фильмы и методические рекомендации по использованию фильмов на уроках истории.

Методические рекомендации:

На уроках истории фильмы М. Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» можно использовать:

1) как повод для размышлений о роли советского кинематографа в конструировании массовых представлений об истории:

  • «Сила» (суггестивность) мифологических визуальных образов – одна из причин, по которой многие представители первых трех советских поколений до сих пор видят историю и личную биографию сквозь призму советской мифологии.


2) как наглядный пример советской канонической модели событий Великой Октябрьской Социалистической революции и Гражданской войны

  • При сравнении советского мифа о революции с «антисоветской» моделью военного переворота выясняется, что существует проблема реконструкции реальной картины исторических событий. Любая объяснительная модель истории «нагружена» идеологией и уже хотя бы поэтому является мифом. Обсудить возможный путь реконструкции реального исторического события: один из способов – поиск «субъективных фактов» в мемуарах, художественной литературе, дневниках (см. исследования Н. Козловой), что-то вроде «крупиц истории».


3) как повод для самостоятельных исторических исследований учеников: что можно сегодня узнать о том, кем в реальности были «враги» и «герои» Ленинианы (Бухарин, Каменев и Зиновьев, Родзянко и Керенский, Каплан, Дзержинский, Сталин и Ленин и др.)? Точки зрения, материалы, версии.

  • Возможная форма такой работы – создание «портфолио» (собрания различных материалов и высказываний об одном персонаже).


Другие возможные задания:

— сравнить фильм «Ленин в Октябре» с «Несвоевременными мыслями» М. Горького

— сравнить образы Сталина и Ленина в фильмах Ромма и в современных вариациях советских мифов (Сталин и Ленин на сайте КПРФ или в современных просоветских высказываниях);

— сравнить образы Сталина и Ленина в кино и в народных анекдотах

— сравнить миф о Ленине в кино и литературе 30-х годов

— сравнить сталинский и «оттепельный» миф о Ленине

 

13 ноября 2009
Лениниана Михаила Ромма: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»

Похожие материалы

26 декабря 2016
26 декабря 2016
Моя малая Родина – это деревня Смыч Батецкого района. Это самое дорогое и милое сердцу место на земле. Сюда я тороплюсь из школы, сюда меня тянет, когда я нахожусь в дальней дороге.Я решил проследить историю моей деревни, судьбу ее жителей, живших ранее и нынешних, соотнести их с судьбой страны.
8 июля 2010
8 июля 2010
Руководитель образовательных программ «Мемориала» Ирина Щербакова рассказывает об истории и смысле школьного конкурса
24 мая 2016
24 мая 2016
«Моя бабушка Мария Тимофеевна Симонова родила шестерых детей. Их семья в селе была не "многодетной". Бабушка даже не была награждена медалью Материнства. Сказала, что, если бы было у нее семь детей, то медаль 4-й степени она бы получила. А за шестерых детей награда была не положена».
25 июня 2010
25 июня 2010
Немецкий историк, специалист по истории повседневности, Альф Людтке рассказывает о значении и коварстве фотографий в исторических исследованиях: они являются надёжным и наглядным источником знания о прошлом, но при этом способны манипулировать реальностью

Последние материалы