Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
13 ноября 2009

Лениниана Михаила Ромма: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»

"Ленин в Октябре", кадр из фильма

Лениниана Михаила Ромма складывается из двух фильмов, снятых в 1937 и 1939 годах: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Ниже – подробные рецензии на фильмы и методические рекомендации по использованию фильмов на уроках истории.

Методические рекомендации:

На уроках истории фильмы М. Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» можно использовать:

1) как повод для размышлений о роли советского кинематографа в конструировании массовых представлений об истории:

  • «Сила» (суггестивность) мифологических визуальных образов – одна из причин, по которой многие представители первых трех советских поколений до сих пор видят историю и личную биографию сквозь призму советской мифологии.


2) как наглядный пример советской канонической модели событий Великой Октябрьской Социалистической революции и Гражданской войны

  • При сравнении советского мифа о революции с «антисоветской» моделью военного переворота выясняется, что существует проблема реконструкции реальной картины исторических событий. Любая объяснительная модель истории «нагружена» идеологией и уже хотя бы поэтому является мифом. Обсудить возможный путь реконструкции реального исторического события: один из способов – поиск «субъективных фактов» в мемуарах, художественной литературе, дневниках (см. исследования Н. Козловой), что-то вроде «крупиц истории».


3) как повод для самостоятельных исторических исследований учеников: что можно сегодня узнать о том, кем в реальности были «враги» и «герои» Ленинианы (Бухарин, Каменев и Зиновьев, Родзянко и Керенский, Каплан, Дзержинский, Сталин и Ленин и др.)? Точки зрения, материалы, версии.

  • Возможная форма такой работы – создание «портфолио» (собрания различных материалов и высказываний об одном персонаже).


Другие возможные задания:

— сравнить фильм «Ленин в Октябре» с «Несвоевременными мыслями» М. Горького

— сравнить образы Сталина и Ленина в фильмах Ромма и в современных вариациях советских мифов (Сталин и Ленин на сайте КПРФ или в современных просоветских высказываниях);

— сравнить образы Сталина и Ленина в кино и в народных анекдотах

— сравнить миф о Ленине в кино и литературе 30-х годов

— сравнить сталинский и «оттепельный» миф о Ленине

 

13 ноября 2009
Лениниана Михаила Ромма: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»

Похожие материалы

30 июля 2009
30 июля 2009
Сообщество в Живом Журнале «Памятники Владимиру Ильичу Ленину» - это, вероятно, наиболее полный тематический каталог фотографий памятников Ленину. Создатели сообщества намереваются даже попытаться «собрать ВСЕ памятники В.И.Ленину, установленные на территории республик бывшего СССР и стран дальнего зарубежья». К июлю 2009 года уже доступна информация о 3500 объектах. Коллекция постоянно обновляется.
9 декабря 2015
9 декабря 2015
В сборник вошли работы российских школьников - лауреатов Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век» 2015 года. В работах использованы уникальные источники, найденные школьниками в семейных и государственных архивах, письма, воспоминания, дневники, материалы следственных дел.
30 апреля 2009
30 апреля 2009
14 августа 2015
14 августа 2015
Хоккей наряду с балетом, шахматами, космосом и атомной бомбой входил в список самых главных достижений брежневского СССР. Фильм Гэйба Польски «Красная Армия» вновь собирает эту пятёрку воедино, чтобы показать всем заинтересованным зрителям, как всю эту историю можно разыграть вокруг хоккейной площадки.

Последние материалы