Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
11 ноября 2009

«Поход за культурой»: культурная революция 1920-х

В Государственном историческом музее проходит выставка с деловым названием, воскресающим лозунги советской эпохи: «Поход за культурой». Она приурочена к 90-летию принятия декрета СНК РСФСР от 26 октября 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения».

Выставка открыта до 19 января 2010 г.

Империя ликбеза

История и результаты «ликбеза», этого уникального образовательного и культурного проекта, на выставке предстают с разных сторон. Здесь есть фоторепортажи с агитационных мероприятий и комсомольских эстафет в пользу грамотности, листовки с лозунгами «Обучи хоть одного неграмотного – этим ты поможешь убить разруху» и «Неграмотный ребенок – позор для матери», журнал «Школа и деревня», планы школ для взрослых, членские билеты общества «Друг детей», значки «Долой неграмотность» и «Книга в массы», декрет СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви, вещи 20-х – 30-х годов. Все вместе это позволяет получить представление о времени. Впрочем, кураторы не ограничились первыми советскими десятилетиями, и выставка получилась не только о ликбезе, но и об образовании вообще. А также обо всём том, что по ассоциации связано с образованием (логика такая: Крупская занималась образованием, поэтому один из экспонатов – башмаки Крупской). Материала достаточно: здесь можно сравнить практику образования в до- и послереволюционной России, увидеть, какими образцами символики и пропаганды пользовалось государство в разные периоды в сфере образования, сопоставить мир гимназиста и мир советского учащегося.

 

Царское образование

В дореволюционной России существовало как государственное, так и частное образование. Уровень знаний напрямую зависел от того, к какому слою общества принадлежал ученик. Различались и сами учебные пособия. Для «народного образования» выпускались дешёвые издания. Например, чёрно-белую азбуку «Копейка» торговцы были обязаны продавать по соответствующей цене. Существовал «солдатский букварь», в конце которого приводился образец рапорта командиру и письмо родителям (по образцу этого букваря в советских изданиях тоже было приложение, только рапорт заменили на клятву пионера) и «Новый наглядный букварь» товарищества И.Д. Сытина. Продавался и дорогой «Новый наглядный русский букварь, обучающий чтению, русскому и церковнославянскому письму с художественно раскрашенными картинками для бесед». Он был издан в типографии Рябушинского и получил золотую медаль на международной выставке в Риме в 1911. Самым популярным в России пособием по обучению грамотности было «Родное слово для детей младшего возраста. Книга для чтения» Ушинского, которое выдержало 147 переизданий. На выставке есть образец игровой методики, применяемой в дореволюционном образовании, – детский гран-пасьянс «Географическая карта России».

 

Советская азбука

В советской России учебные пособия перестали ориентироваться на дифференциацию материальных возможностей покупателя, исключалось и игровое начало в практике преподавания (это, правда, не касается самых первых лет после революции, когда у преподавателей неожиданно оказалась в руках огромная свобода: учить по-старому уже прекратили, а как учить по-новому еще не придумали).

Главная функция, которая была заложена в советские учебники – пропаганда ценностей советского общественного строя, связанного с такими ключевыми понятиями как коллективный труд, учёба, спорт, рабочий человек… В «Букваре для северных народностей», например, подчёркивалось трудовое равновесие зверолова, ткача, шахтёра, земледельца, а букварь для школ Западной Сибири «Мы в колхозе» рассказывает, как трудно выжить без колхоза. В советской азбуке рабочий положительными качествами противопоставляется царю.

Общественные ценности и предметы активно вторгаются и в частную жизнь учащихся, крепко связывая её с государством. На выставке, например, оформлен школьный уголок советского ученика: радиорепродуктор «Зорька» (1926 года), бюст Ленина на письменном столе, портрет Сталина на стене – репродукция работы И. Бродского. Впрочем, главы государств должны были играть важную роль для учащихся и раньше – об этом свидетельствуют дореволюционные грамоты и похвальные листы. Правда, если старые грамоты предлагали выбор героев для подражания – это личности, творящие не только реальную историю (цари или герои Войны 1812 г.), но и сочиняющие фантасмагории (Гоголь в окружении своих персонажей), то для советского ученика Ленин и Сталин были единственными эталонами.


Крупская

Часть выставки посвящена Н.К. Крупской. В этот период она являлась председателем научно-педагогической секции ГУСа (Государственного ученого совета), где разрабатывалось новое содержание школьного образования. Экспозиция производит несколько странное впечатление, дословно воплощая описание фигуры Крупской из советских учебников педагогики: «Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869—1939) – жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист».

Здесь есть ученическая тетрадь по чистописанию, её академический рисунок (1884) , конверты писем, привлекательный портрет в молодости, выполненный К. Жирмунской, обручальные кольца, флаконы лекарств и рецепты, прописанные Ленину, фото с учащимися техникума и с пионерами (фотооткрытка из набора «Весёлые каникулы») выступление во время поездки агитпрома «Красная звезда», черновик её статьи к десятилетию декрета о ликвидации безграмотности, фото здания страхового общества России, в котором находился Наркомпрос в 20-е годы, и платок делегатов первого учительского всесоюзного съезда.

 

Трудиться и учиться

В советской России образование было тесно связано с трудом: образование готовило к труду, осуществлялось в перерывах между трудом и даже считалось одной из форм труда. Но не только труд проникал на территорию образования – верно и обратное. На выставке представлены вещи героев трудовых пятилеток (отбойный молоток Стаханова, каска Фёдоровой, одной из первых участниц строительства метрополитена), фотографии комнат-читален на заводах, фабриках, в деревенских клубах, снимки рекреаций школ, где нередко пионеры обучают взрослых грамотности.

 

 

Интересно, что интерьеры многих изображённых помещений выполнены в духе мещанской эстетики – пальмы, кожаные диваны в чехлах, копии античных ваз. Связь с античностью просматривается и в дизайне агитационных плакатов: на одном из них персонаж с книжкой в руке несётся по небу на крылатом пегасе. В целях пропаганды используются не только символы античной культуры. Пришедший из сферы буржуазной повседневности такой предмет интерьера, как фарфор, превратился в агитфарфор: статуэтки с названиями «Учитесь по радио», «Всем кто смел и сердцем молод, в руки книгу, серп и молот» оформляли быт советского человека. А в качестве ткани для платьев предлагался ситец, рисунок которого вместо цветочков содержал аббревиатуру – КИМ КСМ ВКП СССР.

Но по-настоящему уникальные свидетельства той эпохи – отрывки из сочинений только-только выучившихся писать учеников. Они словно впервые видят и описывают происходящее вокруг:

«Мысль о вкусной пище. Недостаток питания понизил жизнеспособность, наложил отпечаток апатии на всё. Эпидемические заболевания уносят 1000 друзей, всюду военная власть проникает в мирные семейства и разрушает жизнь человечества».

«Во всём жизнь кипит, все к чему-то стремятся. Посещают лекции, спорят, и часто дивишься, что хотя такое сложное время, все стремятся к учению».


Дополнительные материалы:

  • Информация о выставке на сайте Научной педагогической библиотеки им. Ушинского, предоставившей для выставки подлинные учебники тех лет

Татьяна Кондакова

11 ноября 2009
«Поход за культурой»: культурная революция 1920-х

Похожие материалы

6 июля 2012
6 июля 2012
Проект, включающий в себя фотографии, сделанные во время двухнедельного путешествия вдоль канала весной 2012 года, и короткометражный фильм, рассказывает историю Беломорканала, одного из самых трагических маршрутов нашего времени, но одновременно и одного из самых мало исследованных
28 октября 2014
28 октября 2014
В начале 70-х годов австрийский философ Иван Иллич предложил освободить общество от школьного образования, которое является ни чем иным как «рекламным агентством, заставляющим вас поверить, что вы нуждаетесь именно в том обществе, которое существует».
23 мая 2016
23 мая 2016
Эта работа посвящена судьбам представителей интеллигенции нашего города в 1920-х – начале 1930-х годов. Показать положение, в котором оказались эти люди, мы решили через историю профессоров Донского Политехнического Института. Власть пыталась сломить их, потому что ей казалось, что они самим фактом своего существования уже представляют для нее угрозу.