Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
3 мая 2009

Мамаев курган

Памятник-ансамбль “Героям Сталинградской битвы” на Мамаевом кургане (Волгоград, Россия)

 Монументальный комплекс на Мамаевом кургане – пожалуй, один из самых известных российских памятников-символов, связанных со Второй мировой (Великой Отечественной) войной.

Его строительство велось на протяжении 1959 – 1968 гг. архитекторской группой под руководством скульптора Е.В. Вучетича – лауреата нескольких Сталинских премий, автора памятника Дзержинскому на Лубянке, памятников Ленину в разных городах России. Ансамбль “Героям Сталинградской битвы” был построен в центре Сталинграда-Волгограда, на месте кровопролитных боёв 1942 – 1943 гг. Создатели в духе своего времени отразили в монументальной форме идеи мужества и героизма советского народа, победившего фашизм.

Для 1960-х годов многие приёмы, использованные авторами, были новаторскими. Например, главный композиционный центр – знаменитая “Родина-мать зовёт” была крупнейшей на тот момент скульптурой в Европе (общая высота памятника – 85 метров). Образ Родины-матери, обнажившей меч, стал одним из ключевых символов советской эпохи. Высочайший памятник не только являлся доминантой окружающего пространства — фигура стала одним из главнейших монументов страны, выражая ключевые идеи эпохи — служение родине, подчинения личных координат ценностям советской системы.

Помимо эстетической и символической значимости, монумент являлся уникальным инженерным сооружением (создателями был продуман специальный фундамент, щели-жалюзи для пропуска ветра, более сотни тросов, поддерживающих фигуру изнутри).

Ансамбль организован вокруг центральной фигуры Родины-матери, и в его состав также входят другие монументальные фигуры, аллеи, залы славы, площади (подробно с организацией мемориального пространства можно познакомиться на официальном сайте комплекса).

Мемориал на Мамаевом кургане имел колоссальное влияние на развитие советской, а затем и российской монументальной школы  (ср., например, Музей на Поклонной горе в Москве), ансамбль формировал эстетические вкусы не одного поколения… С самого начала предполагалось, что комплекс будет иметь культовое значение для всей страны — это совсем не городской мемориал, рассчитанный на память местных жителей, а ансамбль государственного значения — что в целом соответствует важности Сталинградской битвы — поворотной точки войны на восточном фронте и, возможно, Второй мировой войны в целом. 

С учётом значимости монумента важно посмотреть на основные черты его композиционной организации.

Комплекс отсылает к двум важным аутентичным пространствам – во-первых, это само место, где проходили бои; кроме того, посетитель неизбежно сталкивается с символическим пространством памяти о конкретных людях, павших здесь. Комплекс включает в себя и так или иначе работает с собственно именами погибших военных (имена даны избирательно – ими представлена только советская сторона). Оба эти источника имеют огромный потенциал, и оба они так или иначе обыгрываются в композиции комплекса (зал Воинской славы с именами солдат и офицеров, стены-руины, изображающие сцены уличных боёв, а также символизирующие дома, служившие рубежами для сражавшихся здесь).

“Героям Сталинградской битвы” создавался в ту эпоху, когда его посетителям не нужно было пояснять и рассказывать, что такое война — ансамбль вписывался в комплекс актуальных воспоминаний, свидетельств… Это значит, что многочисленные символы, которые являются основным архитектурным приёмом композиции, взаимодействовали с живой памятью целого поколения ветеранов, их современников и детей. Скульптуры, символизирующие воинский подвиг (боец, принимающий знамя из рук павшего товарища, санитарка, выносящая раненого с поля боя…) могли вызывать ассоциации с конкретными событиями… Само пространство кургана как места сложнейшей и тяжелейшей военной операции настраивает посетителя на особый лад, здесь уместно только уважение к памяти около полутора миллиона людей, отдавших свои жизни за свободу родины. Именно здесь произошло одно из крупнейших событий в мировой истории (около 3 млн убитых с обеих сторон, 200 дней уличных боёв). Естественно, что для увековечения подобного беспрецедентного события авторами были выбраны особые формы.

Но всё же… сложно спорить с тем, что волгоградский ансамбль стал одной из скреп мифологического понимания истории. Ключевые идеи, артикулируемые монументальным комплексом — героизм, мужество, самопожертвование, слава… — всё предельно обобщено и избавлено от конкретности. Скульптуры мемориала предлагают визуальные примеры для таких понятий, как подвиг, скорбь, славная память. Получается, что из места памяти был исключён человек — посетитель находится в героическом пантеоне, где нет описаний конкретных случаев, личных рассказов и свидетельств, которые позволили бы конкретизировать произошедшее (нет, например, информации о работе жителей города — включая женщин и детей — в строительстве фортификационных сооружений и работе на военных заводах, нет истории пленных и т.д.).

В архитектурной организации мемориала можно выделить и другие символические приемы. Например, специально создаются природные участки, такие как “Аллея тополей” – деревья ассоциируются с мирной жизнью нового послевоенного поколения, маркируют движение времени. Или вода – символ жизни, Волги (оба этих значения упоминаются в большинстве текстов, посвященных Мамаеву кургану). Кроме того, искусственные природные бассейны, отражающие архитектуру и памятники, создают медитативную атмосферу, сосредотачивают посетителя на мемориале (кстати говоря, создание водных бассейнов внутри мемориального пространства было новаторским приёмом в советском монументальном искусстве). Небо и высота — с открытого пространства кургана открывается вид на город — ассоциируются с вечностью. 

К приёмам, замедляющим движение посетителя, можно отнести  разного рода переходы, лестницы, ведущие посетителя к новым визуальным образам, требующим созерцания и изучения.

Символическое значение имеют и числа – например, к скульптуре Родины-матери ведут двести ступеней (именно столько дней продолжалась битва за город); зал Славы перечисляет всех героев Сталинграда.

Архитектурные части ансамбля подсказывают и одновременно ограничивают комплекс чувств и переживаний, которые следует испытывать по отношению к войне – площадь Стоявших насмерть вызывает уважение к мужеству участников; монументальный рельеф подчеркивает идею памяти и преемственности поколений, выражает мысли о славе героев Сталинграда – это же представление транслирует Зал воинской славы; Площадь Скорби напоминает о человеческих потерях; Площадь Героев, помимо уже обозначенных мотивов, вызывает неприятие и ненависть по отношению к фашизму; главный монумент подчиняет весь мемориальный комплекс идее служения родине, своей стране, за которую не жаль положить собственную жизнь.

С одной стороны, волгоградский мемориал был созвучен умонастроениям свидетелей войны, а также первого послевоенного поколения, но он же во многом создал и определил если не комплекс мифов о Великой Отечественной, то уж точно — совокупность мемориальных практик по отношению к этой войне – что и каким образом должно вспоминаться. На протяжении всей советской эпохи происходила героизация событий 1941 – 1945, война постепенно превратилась в главный чуть ли не космогонический миф советского государства, оттеснив по символической значимости даже Октябрьскую революцию. Ансамбль “Героям Сталинградской битвы” был одной из мощных скреп такого мифа.

Примечательно, что в героизирующем войну ансамбле нет места простым человеческим переживаниям и людям как таковым, освобожденным от особого ореола “участников войны”. Здесь нет также ни слова о врагах. Немцы, фашисты становятся чем-то абстрактным, сведенным на уровень знаков (в одной из скульптур комплекса два солдата в гневе кидают на землю фашистский флаг и крест).Присутствие германской памяти в мемориальном пространстве Сталинграда — дискуссионный вопрос. С немецкой стороны давно уже ведутся разговоры об ошибках и заблуждениях людей, пришедших с запада воевать на эту землю. Ансамбль на Мамаевом кургане посещает множество немецких туристов-родственников погибших в Сталинграде, или взятых плен и участвовавших в восстановлении города…  И если подобные нарративы были невозможны в 60-е годы, когда память о Войне была травматичной, то в спустя 65 лет в принципе они могли бы существовать, в том числе – и в пространстве Мамаева кургана (естественно, этот вопрос требует всестороннего рассмотрения и дискуссий о возможности организации подобной экспозиции).

Наталья Дарсавелидзе

По теме:

Похожие материалы

26 октября 2013
26 октября 2013
Чистый пер., д. 8. Здесь Шаламов жил между двумя лагерными сроками. Выйдя из Вишерских лагерей (1931), он женился на Галине Гудзь (1934) и переехал в квартиру, где жила её семья. В Чистом переулке он начал писать рассказы, публиковаться. В этой же квартире он был арестован 13 января 1937 года, увезён в Бутырскую тюрьму, а оттуда — на Колыму, где провёл почти семнадцать лет. В 1953 году, после возвращения с Колымы, Шаламов тайно встречался на этой квартире со своей семьёй.
7 ноября 2014
7 ноября 2014
Я часто расспрашивала бабушку, как она жила, когда была маленькой, но разговор всё время переводился на другую тему. Со временем, когда я стала взрослеть, бабушка становилась более разговорчивой. Но некоторые моменты своей жизни она смогла рассказать только сейчас.
24 октября 2012
24 октября 2012
В рамках польской программы московского фестиваля «2-in-1» был показан фильм Пшемыслава Войчешека «Секрет». Это лента 2012 года, в которой, оставив свою первоначальную тему бунтующего поколения, независимый режиссер Войчешек («Убей их всех», «Громче бомб», «Made in Poland») занялся поколением смиряющимся.

Последние материалы