Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Побег Александра Зуева на МиГ-29
МиГ-29 Зуева в аэропорту Трабзон

20 мая 1989 года советский лётчик Александр Зуев угнал истребитель МиГ-29 с авиабазы в грузинском Сенаки и улетел в турецкий Трабзон, чтобы запросить политического убежища в США. Этот история считается одним из самых известных побегов из позднего СССР.

К побегу 28-летний военный летчик 1-го класса подготовился заранее. Под видом борьбы с бессонницей он купил в аптеке снотворное и «начинил» им торт. Вечером 19 мая Зуев преподнес его коллегам, объяснив что у него родился сын. Находившиеся на дежурстве лётчики и техники не заподозрили неладное: незадолго до инцидента жена Зуева действительно уехала рожать к родственникам на Украину.

После того как офицеры уснули, Зуев перерезал кабели сигнализации и связи, а затем направился к самолетам. Однако, на взлетной полосе часовой-срочник, не знавший пилота, направил на него автомат и наотрез отказался пропускать к самолету, сославшись на положение устава. Дождавшись смены наряда, летчик вновь решил попытать счастья. На этот раз заступивший на дежурство знал офицера, поэтому подпустил его. Зуев попытался вырвать автомат из рук часового, завязалась драка, в ходе которой оба получили ранения. Несмотря на простреленную руку, на этот раз Зуев смог добраться до самолета и взлететь. Он взял курс на турецкий город Трабзон примерно в 250 км от Сенаки. 

Полет занял всего несколько минут. Туркам Александр Зуев объявил, что является политическим беженцем. По его словам, он разочаровался в советском строе, а последней каплей, заставившей его решиться на бегство, стал разгон митинга в Тбилиси в апреле 1989 года. В итоге Турция признала его беженцем по политическим мотивам и разрешила выезд в США. При этом МиГ-29 вернули СССР уже на следующий день. На родине летчика заочно судили военным трибуналом.

Впоследствии в США в 1992 году он выпустил автобиографическую книгу, а также консультировал ВВС США перед стартом операции «Буря в пустыне» (где американские пилоты воевали против иракских, летавших на советских самолетах) и тестировал советскую технику в Сиэтле. В 2001 году бывший советский офицер разбился в ходе учебно-тренировочного полета на Як-52.

Последние материалы