Русские Атлантиды
Молога на Рыбинском водохранилище
Пожалуй, один из самых известных затопленных городов — Молога, которая на рубеже 1930–40-х годов стала дном Рыбинского водохранилища. Обычный верхневолжский купеческий город в последний момент перед началом работ попал в зону затопления: власти решили перепланировать будущий водоем на четыре метра глубже начального проекта (до 102 м).
Жителям города объявили о переселении осенью 1936 года, весной мологжане начали сплавляться по Волге на плотах со своими домами вниз по течению в Рыбинск и Ярославль. Там для них выделили земли на левом берегу Волги, советские газеты не освещали проблемы переселенцев, хотя у мологжан были трудности при обустройстве на новых местах. Переселение происходило постепенно, поэтому среди его участников остались легенды о стариках, отказавшихся уходить из домов и оставшихся умирать под водой. В реальности же крупные городские постройки взорвали и срыли до основания после ухода жителей, а к самому городу водохранилище подступило в последнюю очередь, весной 1941 года. Полностью он скрылся под водой в конце войны.
Русские Атлантиды 1
В Мологе до затопления жило 6-7 тыс. жителей, всего на месте Рыбинского водохранилища было около 700 сёл и деревень, из которых выселили порядка 150 тыс. человек.
С начала 1970-х мологжане и их потомки начали ежегодно собираться в Рыбинске и учредили для себя памятный день Мологи — вторая суббота августа.
Летом 1992 года из-за аномальной засухи уровень воды в Рыбинском водохранилище упал на 1,5 метра. Обнажились остатки мологских улиц, фундаменты домов и могильные плиты. Это совпало с возросшим в начале 1990-х интересом к темным пятнам советской истории. Местные краеведы организовали несколько экспедиций на место затопленного города, и на основе собранных материалов в 1995 основали в Рыбинске музей Мологского края. Бывшие жители города учредили «Землячество мологжан», которое ежегодно организует рейсы теплохода на место, где была Молога. Они же для музея составили карту Мологи с указанием конкретных фамилий домовладельцев.
О затопленном городе снято множество документальных фильмов, первый из них — по итогам экспедиции на дно водохранилища. В том фильме авторы рассказали, что только в конце 1980-х тема затопленного города вышла из-под цензурного запрета на общественное обсуждение. До этого, по словам кинодокументалистов, прошли «полвека забвения» Мологи.
В 2018 году РГО организовало на Рыбинское водохранилище экспедицию аквалангистов, которые погружались на места взорванных церквей.
Русские Атлантиды 2
К 2019 году успешно завершился проект «Росписи затопленных земель» частного музея «Рыбинские рыбы». Команда искусствоведов собрала образцы орнаментов из деревень затопленной Молого-Шекснинской низменности. Авторы проекта ездили на обмелевшие участки водохранилища, знакомились с частными и музейными коллекциями. В итоге сотрудники музея сформировали брендбук Мологи, установили в центре Рыбинска арт-объекты с орнаментом мологжан, провели для детей мастер-классы по росписи. Занятия проходили в ДК микрорайона Слип, куда 80 лет назад переселяли семьи из зоны затопления.
Крохино на Белом озере

Вологодский поселок Крохино на Белом озере когда-то был перевалочным пунктом на Волго-Балтийском речном пути, но в середине 19 века в отдалении прорыли новый канал, то от былого величия остался только массивный храм Рождества Христова. В дохристианскую эпоху на месте Крохино стояло городище летописного варяжского князя Синеуса — тогда оно называлось Белоозеро, а на месте современного Белозерска люди поселились позже.
Рождественский храм запечатлел на цветной фотоснимок известнейший дореволюционный фотограф Сергей Прокудин-Горский. После 1930-х годов храм использовали как хлев для скота, а в 1961 году весь поселок попал в зону затопления Шекснинского водохранилища. Рождественский храм оказался на островке посреди воды и в полуразрушенном виде попал в кадры фильма «Калина Красная». К 2000-м годам относительно целой осталась только колокольня.
В 2009 году сотрудница ВШЭ Анор Тукаева собрала группу энтузиастов, объединенных идеей спасти то, что осталось от церкви — на тот момент ей грозило окончательное разрушение. Активисты организовали более 60 волонтерских экспедиций, занимались восстановлением фундамента храма, привели в порядок дамбу вокруг церкви и очистили участок под руинами. По словам Тукаевой, это были только простейшие противоаварийные работы.
Об этом активисты сняли документальный фильм с историями бывших жителей Крохино. На свою работу они собирают деньги в интернете.
В разговоре с «Уроками истории» Анор Тукаева рассказала, что вдохновилась руинами церкви в Крохино в 2009 году, когда специально поехала туда, чтобы посмотреть на остатки храма. По ее мнению, десятки волонтеров отправились в Вологодскую область не из религиозных побуждений, а «из-за любви к наследию»:
«Нас заинтересовала общая история этого объекта. Это единственный целый сохранившийся затопленный храм. Он привлекал и будет привлекать внимание людей. У меня не вызывает удивления, что к нему приезжают люди со всей страны. Руинированный объект вряд ли может вызывать у людей религиозную мотивацию для посещения. Де-юре этого здания не существовало, поэтому местные власти формально и не могли нам помочь».
По словам Тукаевой, конечная цель ее проекта — надежная консервация церкви. Но также волонтеры хотят сделать из нее подобие маяка:
«Образ маяка очень важен для этого места. Он очень силен по своему воздействию. Предполагается стилизация цветом, фактически лампы маяка там не будет, потому что маяк — это весьма сложное сооружение, его нужно обслуживать водными путями. Настоящий маяк там и не нужен, если бы был нужен, то так бы и использовали. В нижней части колокольни мы хотели бы сделать некую мемориальную часовню. А весь остальной храм — законсервировать в том виде, в котором он дошел до наших дней».
Русские Атлантиды 3
В 2018 году правительство Вологодской области передало остатки храма в собственность фонда Тукаевой «Крохино». В 2020 году при поддержке фонда Президентских грантов по материалам более 20 музеев из российских регионов активисты фонда выпустили фотовыставку о строительстве советских водохранилищ и собрали средства на печать специального календаря.
Колокольня в Калязине
Город Клязин в Тверской области начало затапливать в 1939 году из-за строительства Угличской ГЭС, и в конце концов две трети его территории оказалось под водой. Колокольня Никольского собора была частью монастыря, который ради водохранилища уничтожили вместе с массивными крепостными стенами. Колокольня находилась на возвышенности, а Волга рядом с ней делает резкий поворот, поэтому строители Угличского водохранилища поначалу приспособили здание в качестве маяка.

В 1986 году колокольня накренилась, местные жители начали укреплять ее фундамент, насыпали искусственный остров вокруг строения и сделали причал. Всего, по подсчетам сотрудников краеведческого музея в Калязине, колокольня простояла в воде 45 лет. В начале 2000-х годов местный православный приход занялся восстановлением здания. До этого момента Никольской колокольни тоже де-юре не существовало. В 2007 году в ней прошло первое богослужение, а в 2016 — установили колокола. Сейчас колокольня находится на балансе Тверского государственного объединенного музея, в 2021 году ее ждет реставрация.
Благодаря близости к Москве (190 км) Калязинская колокольня привлекает туристов и стала узнаваемым «открыточным» видом города. Также она стала итоговой точкой маршрута Верхневолжского крестного хода.
Старые Чебоксары на дне залива
На рубеже 1970–80-х годов устье реки Чебоксарки при впадении в Волгу очистили от старой городской застройки ради строительства Чебоксарской ГЭС и одноименного водохранилища. Людей переселили из низины на возвышенность в новые дома. На тот момент, по словам местного блогера Алексея Радченко, большинство чебоксарцев удовлетворились обещаниями властей благоустроить Чебоксары как «Венецию на Волге». Интерес к затопленной части города начал проявляться у горожан только в последнее время. Старая часть города на дне Чебоксарского залива оказалась хорошо задокументирована черно-белыми снимками советских фотографов, сделанными до потопа.
Из архивных кадров простых чебоксарцев на городском форуме cheb.ru создали фото-карту затопленной части, на которой отмечены объекты старого города. Всего Радченко насчитал более 400 фото затопленных улиц.
Русские Атлантиды 4
По мнению чувашского общественника Этнера Егорова, Чебоксарам не хватает музея истории города, в котором нашлось бы место экспозиции про затопленную часть.
В разговоре с «Уроками истории» он рассказал, как получилось, что интерес к старым затопленным кварталам возникает только сейчас:
«Сто лет назад в Чебоксарах проживало пять тысяч человек. Сейчас — 500 тысяч. Взрывной рост населения произошел искусственно — люди приезжали работать на наши «стройки века», переезжали сюда работать на новых заводах. Много людей переселилось из сельской местности. В этом объяснение загадки, откуда взялась 100-процентная поддержка затопления старых кварталов. Чебоксарцам тогда хотелось чего-то грандиозного и красивого, а грязь «старого города» надоела. Ценностей городской культуры в Чебоксарах у нас еще нет. Сейчас через модные веяния в интеллигенции просыпается интерес к осознанию прошлого. Это скорее угода трендам, чем попытка понять, кто мы такие в историческом контексте. Есть маленький шаг в сторону восхищения “Вау, как было классно когда-то”. Даже когда в Чебоксарах появился памятник Ивану Грозному, это не привело ни к каким диспутам вокруг его спорной роли в истории чувашского народа. Даже «круглого стола» не провели ни одного».
«Затопленные песни» Приангарья
В Иркутской области в советское время на Ангаре появилось четыре водохранилища, в ходе их наполнения пришлось переселить более 230 деревень и более 30 тыс. жителей. В начале 1990-х за сохранение культуры переселенцев взялся музыкант Александр Рогачевский. Он создал ансамбль «Затопленные песни». Сначала Рогачевский взял за основу сборник песен, который записали студенты Московской консерватории во время экспедиции в Прибайкалье в 1958 году. А непосредственным толчком для Рогачевского стал заказ японского режиссера на организацию съемок 15-секундного эпизода фильма «Сны о России», для которого нужно было снять хоровод сибирских крестьян.
В последние годы ансамбль ездил в экспедиции по деревням Прибайкалья, чтобы собрать ещё народных песен в репертуар. Всего у ансамбля записано три студийных альбома. Свою миссию музыканты видят в том, чтобы «свидетельствовать о красоте, которая досталась в наследство».
«Если мы будем относится к красоте наследия несерьезно, то мы потеряем вообще всю красоту, которая в нас есть», — подчеркивал основатель ансамбля в интервью иркутским журналистам.
В 2018 году проект «Затопленные песни» получил премию Russian World Music Awards в номинации «Лучший аутентичный проект».
***
Кроме вышеописанных затопленных территорий, ради строительства волжских водохранилищ оказались стерты с лица Земли города Корчева и Спасск-Татарский. Ставрополь-на-Волге почти полностью разрушили, и на новом месте он стал Тольятти. В Пучеже (Ивановская область) и Весьегонске (Тверская область) старая городская застройка оказалась почти полностью разрушена, так как попала в зону затопления. Жителей переселили на возвышенность.
Значимых проектов по сохранению памяти об этих землях найти не удалось.