Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Дорога жизни
Грузовики на льду Ладожского озера

22 ноября 1941 года на лед Ладожского озера выехала первая колонна грузовиков с продовольствием для осажденного немцами Ленинграда. Так начала свою работу Военно-автомобильная дорога №101 (№102), получившая неофициальное название «Дорога жизни». 

Блокадное кольцо сомкнулось вокруг Ленинграда в сентябре 1941 года. После этого Ладожское озеро стало фактически единственной транспортной артерией, по которой город снабжался — при помощи кораблей. Приход зимы означал, что сообщение с Большой землей фактически прервется, как только на озере встанет лед. Ледовая дорога по Ладоге казалась единственным осуществимым вариантом решения проблемы. 

К подготовке трассы подключили различных специалистов. Физики совместно с гидрологами проделали большую работу: изучили ледовый режим Ладоги и определили, как деформируется ледовый покров на озере под влиянием нагрузок разной величины. Дорогу было решено прокладывать по принципу наименьших глубин — там, где лед более крепкий. 

Дорога общей протяженностью свыше 30 километров проходила от сел Кобона и Лаврово на восточном берегу через острова Зеленцы к мысу Осиновец на западном берегу Ладожского озера. Официально трасса получила название Военно-автомобильная дорога №101 (№102), но в историю она вошла совсем под другим названием — «Дорога жизни».

22 ноября на лед в сторону Ленинграда вышли первые 60 машин, которым удалось доставить в город 33 тонны хлеба. Доставка грузов по Ладожскому озеру осуществлялось вплоть до 1943 года. В общей сложности за все время работы «Дороги жизни» в осажденный город доставили более 2,3 млн тонн грузов и вывезли почти 1,4 млн человек. После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года и строительства железнодорожной линии Поляны — Шлиссельбург дорога потеряла свое стратегическое значение. Полностью освободить Ленинград удалось лишь в конце января 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции.

2
5
7
11
15
18
20
22
26

Последние материалы