Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
10 сентября 2019

Музей Шестого района

Wikimedia
Wikimedia
Во времена апартеида десятки миллионы жителей ЮАР были поражены в правах по признаку цвета кожи. Десятки тысяч жителей столицы страны Кейптауна были насильно переселены в городские предместья, а их дома — разрушены. Символом этого переселения стал Шестой район — часть исторического центра города, который был уничтожен практически полностью, потому что власти объявили его криминогенным. Рассказываем, как это произошло, что случилось с жителями района после падения апартеида и как работает музей Шестого района — организация, сохраняющая память о государственном расизме.

Шестой район Кейптауна расположен в центре города. Он — часть так называемой «Чаши города», окруженной с одной стороны океаном, а с другой — горами.

Он находится в непосредственной близости от городского порта. Уже с начала 19 века здесь активно селились люди — к 1867 году, когда город был впервые поделен на районы, тут жили порядка 2 тыс. человек, что составляло около 10% от общей численности населения. Тут жили разные люди: потомки рабов, рабочие и ремесленники, торговцы и безработные иммигранты. Национальный состав тоже был невероятно пестрым: чернокожие, европейские иммигранты, малайцы, которых массово завозили сюда из Голландской Индии, когда эта территория еще была колонией Нидерландов, потомки смешанных браков. Некоторые из этих людей молились богу на латыни, некоторые были протестантами, кто-то поклонялся Аллаху, был иудеем или индусом. Район рос и развивался, сохраняя свое этническое, культурное и религиозное разнообразие, выдающееся даже по южноафриканским меркам. Это было шумное, веселое и эклектичное место с джаз-клубами, кинотеатрами, ресторанами самых разных кухонь. Однако уже с начала 20 века район начал беднеть: богатые жители уезжали в менее густонаселенные комфортные пригороды.

К 1946 году здесь обитали 28 377 человек, в 1950 году — уже порядка 40 тыс. Люди жили довольно скученно, значительная часть района представляла собой трущобы. Это не нравилось жителям соседних, более богатых районов.

После того, как в 1948 году в ЮАР установился апартеид, участь Шестого района была предрешена — особенно с учетом его удобного расположения прямо рядом с центром города и гаванью. Сразу после победы европейских держав над нацизмом южноафриканские власти не могли позволить себе расчеловечивающую риторику. Но они утверждали, что близость проживания людей разных рас провоцирует конфликты, так что их надо разделить. Шестой район был объявлен гнездом преступности и разврата, непригодном к исправлению, которое можно только снести и отстроить заново.

В 1966 году район был объявлен зоной только для белых, представителям других рас было запрещено селиться в нем. К этому моменту белые, владея здесь более чем половиной недвижимости, составляли менее одного процента населения. В следующие 16 лет более 60 тыс. жителей района — практически все его население — были насильно выселены в специально выделенную для них равнину Кейп-Флэтс в 25 километрах отсюда. Люди, которые прожили тут всю жизнь, внезапно оказались выкинуты в незнакомое место, при этом их имущество ограничивалось тем, что они могли унести с собой. Шестой район был снесен практически полностью и застроен заново. И стал одним из главных символов политики сегрегации в Кейптауне, если не во всей стране.

В 1988 году, когда страна была охвачена протестами, а режим апартеида уже был близок к своему концу, вынужденные переселенцы провели конференцию «Руки прочь от Шестого района». Из этой конференции выросла идея музея, посвященного району и его жителям. В 1994 году, после прихода к власти Нельсона Манделы, этот музей открылся в историческом здании методистской церкви — одном из немногих, переживших снос.

Музей Шестого района 1

Wikimedia
Wikimedia
Wikimedia
Wikimedia
Wikimedia
Wikimedia
Wikimedia
Wikimedia
Wikimedia
Wikimedia
Wikimedia
Здание Музея Wikimedia
Wikimedia
Табличка на стене музея: «Каждый проходящий, вспомни со стыдом много тысяч людей, которые поколениями жили в Шестом районе и других частях города, которых силой закона заставили покинуть свои дома из-за цвета их кожи Wikimedia

В главном зале бывшей церкви и расположено сердце музея. Полом в нем служит большая застекленная карта района, покрытая пометками и рисунками. Это бывшие обитатели, приходившие в музей, писали на ней свои имена и отмечали места, где были расположены их разрушенные жилища. Центральное место напротив входа, где раньше был крест, занимает колонна, составленная из уличных вывесок. Их собрали на руинах. Практически весь интерьер музея сделан — в прямом и переносном смысле — из обломков старого района. По периметру висят фотографии, плакаты и газетные вырезки тех времен. Где-то можно найти целые воссозданные уголки прошлого — например, аутентичную цирюльню 60-х.

В других местах — скамейки и таблички «только для белых».

Музей Шестого района 2

Wikimedia
Табличка «Для использование только белыми. Это публичное сооружение и все блага внутри него предназначены для использования исключительно белыми людьми» Wikimedia
Wikimedia
Скамья «только для белых» Wikimedia
Wikimedia
Карта Шестого района со старыми фотографиями Wikimedia
Wikimedia
Табличка с парковки, которая запрещает стоянку более чем трех автомобилей, принадлежащих небелым Wikimedia
Wikimedia
«Вспоминая, мы хотим не воссоздать Шестой район, а работаем с памятью о нем: о ранах нанесенных и полученных, о потерях, достижениях и позоре. Мы хотим помнить это, чтобы мы все смогли, вместе и собственными силами, перестроить город, который будет принадлежать нам всем. Где все мы можем жить не как расы, а как люди» Wikimedia

Впрочем, музей Шестого района — это не просто застывший слепок того, чего уже давно нет. Его первоочередная цель — не рассказывать старую историю, а способствовать реинтеграции членов раздробленного сообщества.

К 2003 году власти начали отстраивать снесенные здания заново, чтобы вернуть их бывшим владельцам. Через год президент страны Нельсон Мандела вручил первые ключи от новых домов первым возвращенцам — Эбрахиму Мурату и Дану Ндзабела 87 и 82 лет соответственно. По плану, еще около 1600 семей должны были въехать в новые дома в течение следующих трех лет. Однако на деле все оказалось не так просто: заинтересованные стороны до сих пор не могут решить, как застраивать район и где взять деньги на это, а большая часть площади продолжает пребывать в запустении. Но тем не менее, люди прибывают и селятся здесь.

В 2002 году, благодаря грантам нескольких международных организаций и местного мецената, музей смог купить, помимо старой церкви, комплекс из пяти зданий в двух кварталах от нее. Часть площади они сдали в аренду, чтобы обеспечить функционирование музея (сейчас там, например, находится один из самых популярных в Кейптауне театров), а в остальной части устроили так называемый Центр Возвращения домой.

Центр создан, чтобы восстановить и сохранить живую культуру людей, принудительно выселенных с этого места при апартеиде. В нем проходят образовательные мероприятия для школьников и студентов со всего города. Они приезжают туда целыми классами, или группы формируются по принципу разнообразия — из разных районов, все еще носящих отпечаток политики расовой сегрегации. Гости Центра встречаются с престарелыми уже репатриантами, которые рассказывают им о временах апартеида, водят экскурсии по пустырям и сохранившимся остаткам уничтоженного района.

Заинтересовавшиеся студенты становятся «Молодыми кураторами» и «Амбассадорами» музея. Некоторые из них делают учебные проекты, основанные на истории Шестого района и его жителей, записывают интервью с ними и даже снимают документальные фильмы.

Кроме обзорных экскурсий, Центр организует практикумы и мастер-классы, сохраняющие информацию о прошлом порой в очень оригинальном виде. Например, они сделали серию мероприятий Huis Kombuis, на которых бывшие жители района и их потомки встречались и вместе готовили блюда своих традиционных кухонь. Потом на основе этих встреч был даже издан сборник рецептов. В Центре Возвращения домой постоянно проводятся аналогичные практикумы, связанные с искусством — например, традиционной музыкой и поэзией.

Центр Возвращения домой

Wikimedia
Здание Центра возвращения домой Wikimedia
Музей Шестого района
Практикум Huis Kombuis Музей Шестого района
Музей Шестого района
Воркшоп по уличному искусству Музей Шестого района
Музей Шестого района
Мемориальный воркшоп по Полуостровному роддому — одному из немногих лечебных учреждений Кейптауна, которым могли пользоваться цветные во времена апартеида Музей Шестого района

Помимо чисто образовательных, в Центре проходит множество мероприятий, так или иначе связанных с памятью о временах апартеида — коллоквиумов и конференций до кинопоказов и специализированных выставок. В последнем случае речь может идти о фотографии, живописи, муралах — музей не ограничивается консервативным подходом к мемориализации, а все время пробует что-то новое. Например, во время выставки, посвященной Альберту Йоханнсону — первому чернокожему футболисту из ЮАР, который сыграл в финале Кубка Англии — он организовал три художественных мастер-класса. На этих мастер-классах волонтеры вместе с профессиональными иллюстраторами нарисовали комикс, посвященный жизни футболиста, который был позднее издан под эгидой британской НКО FURD («Футбол объединяет, расизм разъединяет»).

Альберт Йоханнсон на фоне постера комикса о себе

Прошло уже 52 года с разрушения района и 25 лет с падения апартеида. Власти ЮАР до сих пор не смогли согласовать проект комплексной реконструкции района, хотя восстановительные работы идут до сих пор. Но музей Шестого района сохраняет и воспроизводит нечто куда более ценное, чем стены домов — культуру и память людей, которые жили здесь.

10 сентября 2019
Музей Шестого района

Похожие материалы

21 марта 2016
21 марта 2016
Вторая часть октябрьского доклада Эрнста ван Альфрена, в которой голландский исследователь помимо всего прочего обращается к творчеству писателя Дмитрия Быкова и режиссера Андрея Звягинцева.
22 января 2016
22 января 2016
Недавно в "Мемориале" прошла конференция по устной истории, на которую приехали с докладами исследователи из нескольких городов России и ближнего зарубежья. Мы предлагаем ознакомиться с программой прошедшей встречи, тезисами докладов или самими выступлениями докладчиков на видео.
13 февраля 2017
13 февраля 2017
В Венгрии разгорается скандал вокруг намерения властей заменить статую философа-неомарксиста еврейского происхождения Д. Лукача памятником соучастнику организации Холокоста в Венгрии. «УИ» попросили нашего регулярного автора и известного унгариста Александра Стыкалина прокомментировать новость.
17 июня 2016
17 июня 2016
«УИ» публикуют перевод статьи, в которой Марианна Хирш от первого лица объясняет феномен передачи воспоминаний между поколениями.

Последние материалы