Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
28 мая 2019

«Нам не только нечего скрывать, нам следует гордиться и широко рассказывать о наших учителях и школьниках»

Фотография Михаила Кончица
Фотография Михаила Кончица
Оригинальная публикация: Историческая экспертиза
25 апреля 2019 г. состоялась ежегодная Церемония награждения победителей всероссийского конкурса исследовательских работ по истории для школьников «Человек в истории. Россия ХХ в.», который уже 20 лет проводит общество «Мемориал». На церемонию награждения пытались проникнуть представители радикальных националистических движений. Телеканалы Рен-ТВ и Россия-24 дежурили у входа в театр, где проходило мероприятие, и взяли интервью у представителей групп СЕРБ и НОД, выпустив сюжеты по телевидению, где пытались дискредитировать работу Мемориала. Телеканалы обвинили конкурс в переписывании истории, оправдании нацизма и промывании мозгов молодежи на иностранные деньги. Комментирует руководитель конкурса «Человек в Истории»  Ирина Щербакова.

В этом году конкурсу исполнилось 20 лет. Ежегодно на него приходит более 1500 работ, за все годы существования в нем приняли участие более 50 000 школьников. В предыдущие годы работы конкурс  уже привлекал внимание представителей националистически настроенных групп?

Начиная с 2016 г. конкурс стал подвергался серьезным нападкам. Возможно, вы помните о скандале, когда представители  НОДа обливали зеленкой и встречали оскорбительными выкриками гостей ежегодной церемонии награждения, проходившей в Доме кино. Награждение авторов  лучших работ – это большое открытое мероприятие, на него приходят и представители общественности, и москвичи, конечно, сами победители, их родители и наставники. К нам приезжают и учителя из-за границы, которые связаны с историческими конкурсами, ведь подобно «Человеку в Истории», в Европе тоже проводятся исторические конкурсы для школьников, и с ними у нас есть давние связи.  Мы часть большого европейского проекта, который называется «EUSTORY». 

В 2016 году была зеленка, которая, попала не только председателю нашего конкурса писательнице Людмиле Улицкой (о чем много писали), но и учителям-историкам из других стран – из Норвегии, Испании. Конечно, это было  вопиющим безобразием.  К сожалению, полиция не вмешивалась,  и все это снимало РЕН-ТВ, а потом показало  совершенно лживый  сюжет в том духе, что мы  на иностранные деньги  «очерняем» нашу историю. Мы обратились по этому  поводу в Комиссию по  журналистской этике, подали на РЕН-ТВ в суд. Но вся история была замята, хулиганы, участвовавшие в акции, не были наказаны.

В следующем, 2017-м, году мы снова столкнулись с  попытками помешать  провести награждение   школьников. Накануне церемонии отказал в помещении Центральный Телеграф под каким-то, на наш взгляд, совершенно надуманным предлогом. Договор  был заключен за полгода, мы успели перевести деньги, и трудно себе представить, что утром в будний день  зал вдруг срочно кому-то понадобился.

Все это происходило в 2017 году. Тогда же против конкурса началась какая-то странная  возня, учителям  и школьникам  рекомендовали к нам не ехать, с конкурсом не сотрудничать.  Учителям звонили, не представляясь,  в школы  приходили какие-то люди. Совершенно непонятно было, кто дает такие указания, учителя не понимали, с кем они говорят, какие к ним претензии, кто за этим стоит… И тогда после обращения Михаила Федотова, который возглавляет Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека,  мы  получили письмо от заместителя министра образования о том, что никаких указаний от Министерства образования  — ведь школы подчиняются напрямую именно Министерству образования, а не каким-то иным структурам — против нашего конкурса не поступало. Иными словами,  из письма следовало, что школы сами могут решать, в каком конкурсе им участвовать.

Изменение отношения к нам, конечно, произошло на том фоне, что осенью 2016 года Мемориал был включен Министерством юстиции в список «Иностранных агентов». Мы оспаривали это в суде, мы продолжаем не признавать этот статус и считаем всю эту историю совершенно неправомочным действием. Но к сожалению, нам не удалось выиграть процессы против Министерства юстиции, и у Международного Мемориала официально статус «Иностранного агента» есть. И это, конечно, тоже используется пропагандой против нас, наряду с обвинениями в антипатриотизме, в том, что мы воспитываем в школьниках какую-то специальную нелюбовь к нашему отечеству и так далее.

Что произошло в этом году?

В этом году все началось с того, что за два дня до Церемонии награждения на телеканале Россия-24 был сюжет, в котором конкурсу было уделено довольно много внимания. Говорилось о том, что мы на иностранные деньги воспитываем антипатриотов, ч искажаем нашу историю и призываем это делать и школьников. Потом представители этого телеканала сделали попытки явиться к нам на Церемонию награждения, проходившую в Театре у Никитских ворот. Перед входом стояли представители НОД и СЕРБ с плакатами с фантастическим обвинениями.. В зал мы их не аккредитовали, поэтому они стояли на входе, брали интервью у НОД-овцев, пытались потихоньку снимать детей. Кто-то зарегистрировался под чужим именем. Все это носило возмутительный  характер, а цель всех этих  нападок -  чернить и дискредитировать  наш конкурс, который продолжается   уже 20 лет,  широко известен  и  абсолютно открыт.

А конкурс действительно открытый?

И условия конкурса, его проведение, то, что мы делаем с полученными работами – все это направлено на то, чтобы как можно больше людей о нем узнало. Мы устраиваем публичную Церемонию награждения, мы рассылаем грамоты и поздравляем победителей и участников в регионах – ведь это преимущественно региональный конкурс. В этом и предыдущие годы более 40% участников из малых городов и сел, деревень и хуторов. Мы заинтересованы в том, чтобы и о прекрасных учителях истории, и о школьниках узнали, чтобы об их работе стало известно как можно большему числу людей.  Кто знает про хутор Гапкин, или про город Няндому, или  про Тетюши?  А мы хотим рассказать о том, что там живут  и работают прекрасные учителя, они активно занимаются краеведением или устной историей. Те работы, которые занимают у нас первые места –40 ежегодных победителей — можно почитать на сайте «Уроки истории» (www.urokiistorii.ru/raboty) или в сборниках – мы каждый год издаем  сборник  лучших работ. Мы широко цитируем эти работы, в прошлые годы различные СМИ помещали выдержки из них, публиковали интервью со школьниками, которые рассказывали о том, что они исследовали. Эти материалы можно найти в архиве передач, например, на «Эхо Москвы» или «Серебряном дожде» и других медиа. Так что мы абсолютно ничего не скрываем. Нам не только нечего скрывать, наоборот, мы  считаем, что  общество должно как можно  больше знать  о  таких  учителях и школьниках – они делают важное и полезное дело. К сожалению,  у нас сейчас история  часто превращается в идеологию и пропаганду – а это очень опасно. Это опасно для формирования идентичности, для усваивания хоть каких-то уроков прошлого – я имею в виду подход, когда с историей можно как угодно поступать, передергивать факты и кричать о фальсификации.

Каким темам посвящены школьные работы?

Это широкий спектр тем по отечественной истории ХХ века. Но я хотела бы сказать, что тема войны, вокруг которой у нас нагнетается ужасная истерика –одна из ключевых. Так было и в самом начале конкурса. У нас одна из номинаций называется «Цена победы», и название не случайно – даже судя по тому, что они пишут о своих  - 20 лет назад  бабушках  и дедушках, а сегодня  уже — прабабушках и прадедушках, эта цена была огромной. И в этом году у нас были прекрасные работы по этой теме. Я уже упоминала хутор Гапкин –  там в 1943  шли жесточайшие  бои — туда  от Сталинграда отступали немецкие части. Там были тяжелейшие  потери, много военных захоронений советских солдат.  Работы о боях на этом направлении приходят к нам не первый раз –  в прежние  годы, например,  были исследования из Матвеева-Кургана. И в этом году стимулом к подготовке работы стал местный военный памятник.  Школьники обратили внимание, что памятник посвящен морякам-дальневосточникам. Почему там погибли моряки, откуда они там взялись? И школьники выяснили, и кто, и почему, узнали, что здесь была часть, прибывшая  с Дальнего Востока. Узнали, кто там погиб, какие подвиги они совершили.

Другие военные темы, которые затрагиваются участниками  нынешнего конкурса – детские дома во время войны,  судьбы сирот, женский труд. Они пишут том, как было в школах – как учились, на чем писали, что ели  дети войны – это для них важные темы по военной повседневности.

 И наши  школьники снова и снова обнаруживают интересные свидетельства – письма, военные дневники. Из этих свидетельств, узнают, например, о том, каким невероятно тяжелым  был солдатский  быт – каково  это  находиться на передовой,  не  моясь по  семь месяцев (так пишет в своем дневнике один из   рядовых участников войны),  неделями  не снимать сапог – это все записи 1942 года. Вся войну под дождем, в грязи, в окопах, в землянках, с вшами – все это составляло тяжелый быт войны.

На транспарантах НОДовцев были записи о том, что Мемориал оправдывает нацизм. В чем, на Ваш взгляд, причины нападок на конкурс и на Мемориал?

Наше общество, как его ни пытаются закрыть, сопротивляется этой закрытости. Мемориал вызывает раздражение – что это за общественная, реально независимая организация, созданная обществом, да еще проводит какой-то школьный конкурс. Мы не получаем и не выполняем чьих-то указаний. Есть жюри, которое принимает решение. В этом жюри общественные деятели – писатели, историки, журналисты. Стремление к закрытости вызвано страхом. Страхом, в том числе перед Западом – вдруг у нас может возникнуть совместная история – общие подходы, проекты. Нынешний идеологический курс все-таки сильно изоляционистский, с абсолютно ложно понятым патриотизмом, в котором гордость – это главное чувство, а в истории все должно быть прекрасно. А наш конкурс принципиально работает против этого изоляционизма. Мы считаем, что память о Второй мировой войне – это общая наша память с Европой. Германия столько лет делает все, чтобы осознать свою вину и ответственность за совершенные преступления. И то, что наш конкурс, а именно, номинацию о войне, поддерживают немецкие фонды, происходит именно из-за того, что они осознают свою ответственность. И это феерическим образом переворачивается и воспринимается так, что немцы нас поддерживают, для того, чтобы мы оправдывали нацизм! Такое даже в страшном сне трудно себе представить – вся идеология и политика Германии направлена на глубочайшее осуждение нацизма. Именно поэтому они наш конкурс и поддерживают.  А нападки на нас –  это, конечно, попытка контроля и введения цензуры.

28 мая 2019
«Нам не только нечего скрывать, нам следует гордиться и широко рассказывать о наших учителях и школьниках»

Похожие материалы

9 мая 2017
9 мая 2017
В последний день школы-академии победители нашего конкурса записали специальное видео о Великой Отечественной войне, которое было продемонстрировано на церемонии наградения 26-го апреля. Посмотрев видео, мы сразу решли, что опубликуем его сегодня, в День Победы.
24 августа 2010
24 августа 2010
Во второй половине 1920-х в СССР складывалась особая политическая онтология зла: в процессе шахтинского дела появилась фигура вредителя, принципиальная для советской картины мира
7 ноября 2011
7 ноября 2011
«Октябрь» Сергея Эйзенштейна запечатлел события революции как болезненный и неизбежный «тектонический сдвиг» истории, выраженный с помощью нового киноязыка – без опоры на традиционную сюжетность, психологизм и индивидуальные характеры
4 апреля 2017
4 апреля 2017
В прошедший понедельник 3 апреля состоялось заседание жюри конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», на котором были отобраны 40 лучших работ восемнадцатого конкурса

Последние материалы