Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
24 апреля 2019

ХХ конкурс: Церемония награждения

Завтра, 25 апреля, состоится ежегодный праздник – Церемония награждения победителей ХХ школьного конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ в.». В Москву из 24 регионов России приедут старшеклассники − авторы 43 лучших исследований, отобранных из 1647 работ конкурса. Приглашаем всех на эту церемонию в Театр У Никитских ворот. Начало – 11 часов (для участия необходимо зарегистрироваться). Ниже приводим отрывки из некоторых работ финалистов.


В 11 часов в фойе откроется выставка: победители школьного конкурса представят презентации своих работ.

В 12 часов в зале начнется торжественная церемония награждения.

С приветственным словом к школьникам обратятся председатель жюри конкурса, писатель Людмила Улицкая; издатель, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова; член Совета Федерации Владимир Лукин; председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.

Награды вручат и лучшим учителям − наставникам конкурсантов.

Генеральный партнер конкурса – Фонд Михаила Прохорова (РФ).

Партнеры конкурса: Фонд Кёрбера (ФРГ), Фонд «Память, ответственность и будущее» (ФРГ), Фонд имени Генриха Бёлля (ФРГ), Филиал «Фонда Фридриха Науманна за свободу» (ФРГ) в Российской Федерации, Европейский союз.

Конкурс поддержали:

Проект «The Earth Is Flat – Kак читать медиа?», радиостанция «Серебряный дождь», Новая газета, радиостанция «Эхо Москвы», сеть отелей Maxima Hotels.


Алёна Борыгина, Дарья Мартынова
рхангельская обл., г. Няндома, 
школа № 3, 8 и 9 классы
Научный руководитель: Галина Николаевна Сошнева

В лесу родилась ёлочка и не только …» (Будни и  Новогодние праздники поколения 1940- нач 60-х г.г.)

…Каждый понедельник утром дети отправлялись пешком в Тавенгу, где жили в интернате и учились в школе всю неделю. Даже вопрос никогда не возникал по поводу того, как возить детей в школу за 10 км. Ходили,  зимой ползли буквально на четвереньках 2 км. до леса по полю, когда мело сильно. Приходилось и на лыжах добираться.  «Зимой иногда  на тракторе кто довезёт  до моста. Дальше дороги нет. Дальше может на лошади . Больше пешком, факел возьмём и идём в 6 утра, волки воют… С собой котомка, а в ней хлеба немного, сгущёнка может… Один  рубль родители давали на мелкие расходы, например, коробочку монпансье (цветные мелкие леденцы в металлической коробочке)». В интернате дети имели спальное место, постельные принадлежности, трёхразовое питание, которое оплачивали родители.  Когда стали учиться в Тавенге, приходилось идти уже 30 км». Нина Васильевна рассказывала: «весной тает, река разольётся, как пройти? Брат однажды решил по льдине перейти, а её оторвало и понесло… Благо за ёлку зацепился, так и выбрался».

Первые воспоминания Нины Фёдоровны Жигаловой о Новогоднем празднике связаны со школой. Она говорила так: «Новый год помню в школе в 5 классе, когда сама ходила в лес за ёлкой, отец-то погиб. На лыжи встала, топор в руки и в лес. Дома стали ёлки устраивать в 1955-56 году».  Ёлку устанавливали в табуретку, перевернув её ножками вверх, кое-как закрепив. Украшали её клочками медицинской ваты и только самодельными игрушками из бумаги: цепочками, флажками, причём белую бумагу для этого раскрашивали красками за неимением цветной бумаги. «В Коноше-то игрушки продавали, но у нас в доме не было – уточнила Нина Фёдоровна. Вот у подружки из класса бабушка и дедушка проживали в Ярославле и посылали ей игрушки ёлочные из стекла. К ней и ходили посмотреть на ёлку с красивыми игрушками»…

 

Анжела Китаева
Нижний Новгород, 
школа № 22, 11 класс
Научный руководитель: Светлана Витальевна Черникова

Цена победы

…На счастье Юрия, в сентябре 1947 г. стали собирать безродных детей, детей-инвалидов и отправлять их в школы-интернаты. Его и девочку Софью отправили в Горьковскую полную школу слепых при облоно. Прадед очень обрадовался, узнав, что в школе учатся такие же, как он, незрячие дети. Он был рад своему месту в столовой, тому, что у него никто не отнимет еду, радовался простыням. Туда же в этом году привезли и Розу Ускову из села Ильинское Лукояновского района. Она тоже радовалась чистым простыням, о которых они в деревне давно забыли, все сожгли в суровые военные зимы. Роза Ивановна и Юрий Петрович учились в одном классе, а став взрослыми создали семью.

Во дворе школы была конюшня, гараж, бензохранилище, овощехранилище. Это все военнопленные немцы построили. Их комендатура была как раз напротив школы. Прадедушка и прабабушка рассказывали: «Днем на работу их гоняли, увозили лестницу Чкаловскую строить. По вечерам летом слышно было, как они поют песни на своем языке, их проходная была напротив наших окон на той стороне проулка. Мы любили их слушать. Окна раскроем и слушаем. Так дружно и хорошо пели…» Удивительно, что дети, у которых враг отнял здоровье, родителей, будущее не испытывали ненависти к пленным. Но что думали пленные, глядя на этих убогих детей, пострадавших от войны? Может быть они вспоминали своих, брошенных на произвол судьбы, детей, жен и матерей, которых они жестоко предали, отправляясь сиротить чужих детей?..

 

Матвей Сорокин
г. Новосибирск, гимназия № 17, 11 класс
Научный руководитель: Людмила Демьяновна Яковлева

Жизнь и судьба Г.Г. Будагова в контексте исторического времени

…Судьбу детей инженера Будагова удалось восстановить по воспоминаниям его потомков. Екатерина, единственная дочь Будаговых, по мужу – Штукенберг, Она стала профессиональной переводчицей. Екатерина была очень образованна, знала несколько языков. Корабль, на котором она служила переводчиком, назывался «Тина». Екатерина погибла в 1942 году. Ее сын Алексей Павлович Штукенберг, родился 14 октября 1917 года .На фронте он служил танкистом, был ранен и скончался в госпитале от ран в 1942 году. Вера Михайловна очень тяжело переживала смерть дочери Екатерины и внука Алексея в 1942 году. 

Сын Григория Моисеевича и Веры Михайловны – Григорий Григорьевич пошел по стопам отца, стал мостостроителем. Потомственный инженер был в 1930 году арестован, Вместе с Будаговым в камере содержали инженеров, многие из которых были строителями московского метро. Расстрельный приговор был заменен ему на 10 лет ГУЛАГа.

В 1933 году Григорий Григорьевич был освобожден со снятием обвинения. Прошло 7 лет. 23 мая 1940  года он снова был арестован. Следователь объяснил это тем, что в 1933 году освободившие Будагова были «врагами народа». Чтобы узаконить арест Будагова, власти начали присваивать ему преступления, которых он не совершал:«И снова начались допросы по делу 1930 года, а когда выяснилось, что из этого ничего получается, мне стали пришивать «агитацию». Якобы я кому-то говорил, что до революции я зарабатывал чуть больше, чем теперь (хотя в 1917 г. мне было только 16 лет, и я еще учился) и будто бы я говорил, что мы жили в большой квартире, а сейчас только в одной комнате».

Помимо этих обвинений, Будагова спросили, какие права он имеет на турецкий престол. В действительности это была лишь шутка жены Будагова, которая говорила, что ее муж якобы потомок второй жены султана. Также у Г.Г. Будагова изъяли пистолет выпуска 1813 года, который, как утверждает автор, «был неисправен, и мы – дети – кололи им орехи. Таким образом, Григорий Григорьевич Будагов снова попал под опалу советской политики, обвиненный как «враг народа». Его неспокойная жизнь лагерных режимов и бесконечных переездов по самым удаленным уголкам страны продолжалась. В июле 1941 года Г.Г. Будагову объявили постановление Особого совещания – 8 лет лагерей. Инженер был отправлен товарным вагоном в Новосибирск. Он работал и на поселении под Новосибирском, и в Томской области. Несмотря на государственное беззаконие и мытарства, выпавшие на его долю, он не озлобился. Характер его не изменился, но сильно подорвалось здоровье. 

Вернувшись в Петербург уже в пожилом возрасте, он продолжил работать в железнодорожном институте. По его проектам в Питере построено несколько мостов. По отзывам людей, знавших его лично, он слыл интеллигентным, спокойным, доброжелательным человеком, располагал к себе людей…

 

Полина Игнатьева 
Респ. Удмуртия, с. Каракулино, школа, 11 класс
Научный руководитель: Марина Геннадьевна Корепанова

Я не кулак и никогда им не был…

…В Каракулинском районном архиве я  просмотрела описи личных дел раскулаченных. Всего мною просмотрено 30 архивных дел, датируемых 1930 г.

На основании изученных мною документов можно сделать вывод о том, что никакой четкой характеристики кулака – мироеда, подлежащего раскулачиванию и выселению, не было. Была четкая разнарядка от правительства, указывающая количество тех, у кого необходимо изъять имущество в пользу колхоза . Такое положение дел власти было очень выгодно. С одной стороны государство бесплатно получало имущество раскулаченных. С другой стороны, раскулаченные и выселенные в труднодоступные районы страны люди становились бесплатной рабочей силой на лесозаготовках, в шахтах и каменоломнях, в районах добычи рыбы, золота, драгоценных камней. Почти все они исчезли бесследно.

В результате мы видим, что массовым репрессиям были подвергнуты те люди, которые были способны вести прибыльное индивидуальное хозяйство. Фактически это были люди, которые долгие годы выстраивали свое хозяйство таким образом, чтобы оно могло позволить зарабатывать деньги. Это были люди, которые активно переживали за результат деятельности. Это были люди, которые хотели и умели работать. И всех этих людей из деревни убрали.  Мною найдена достаточно большая информация, но еще гораздо большая часть так и остается для нас утерянной. Перенося тяжелейшие утраты и унижения, люди предпочитали не говорить об этих процессах, замалчивать их. О большинстве раскулаченных и репрессированных мы говорим: дальнейшая судьба не известна. Прошлого, к сожалению, не вернуть, утраченного не восстановить. Но мы можем восстановить память об ушедших односельчанах…

 

Сурганова Наталья
г. Волгоград, «Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий», гимназия № 1, 11 класс
Научные руководители: Светлана Викторовна Воротилова, Оксана Владимировна Макаренко

Осьминкины и другие: из опыта выживания семьи в ХХ веке

…Семьи Щербаковых и Осьминкиных были «записаны» в кулаки. Не дожидаясь раскулачивания, опасаясь быть высланными «на Север» в родственных семьях было принято решение покинуть родные места. Галина Сергеевна описала это так: «Многие, сотни тысяч истинных хлеборобов покидали деревню, уезжали прочь из деревни.  Уходили наши родные большим сообществом. Четыре семьи: четыре деревенских мужика, четыре здоровые хорошие женщины, восемь детей — срываются из своего родного села и подаются в Сталинград на строительство завода Красный Октябрь. В то время призывали поднимать нашу промышленность – люди ехали на стройки в города…»

Сталинград, действительно, в конце 20-х – начале 30-х годов был привлекательным местом для вынужденных переселенцев, т.к. в городе бурно развивалось строительство, и осуществлялась реконструкция заводов, самыми известными из которых были Сталинградский тракторный завод, завод «Баррикады» и «Красный Октябрь».  Переезд, конечно, был очень нелёгким делом для семьи: все нужно было начинать сначала на новом месте.

Галина Сергеевна описывала обустройство так: «Наша семья встретила своих сельчан, они помогли с инструментами для строительства. Связали рамы, сделали двери. Накопали глины, изготовили и залили саманы, поправили полы, покрыли крышу железом. Все сделали, чтобы дом был пригодным для жилья. Разделили его на четыре части, каждой семье по комнате».

В этой части рассказа обращает на себя упоминание железной крыши. Позволить себе железную крышу могли далеко немногие. Возможно, именно эта железная крыша и сыграла свою роковую роль в судьбе родственников…

 

Лукьянова Валентина
Ростовская обл., х. Гапкин, школа, 11 класс
Научный руководитель: Елена Михайловна Московкина

«Мифы и реальность в истории Архангельской церкви хутора Гапкина»

…Несколько лет назад на уроке технологии мы с ребятами вскапывали пришкольный участок, подготавливая его к зиме. Один из моих одноклассников стал дурачиться и  копать яму. Неожиданно он произнёс: «А тут что-то есть!» Заинтригованные, мы  начали раскапывать непонятный предмет. Минут через 15 стало ясно, что перед нами полуистлевший деревянный крест высотою около 50 сантиметров. Мы все, конечно, удивились. Наш учитель, наоборот, похоже, вовсе не был удивлён. Он сказал: «Ребята, этот крест, скорее всего, из церкви, которая до революции стояла где-то недалеко от нашей школы. Возможно, его зачем-то зарыли в землю, чтобы спрятать. Но так никому и не пришлось достать этот крест». Я первый раз слышала о том, что в нашем хуторе была церковь. Раньше мне никто и никогда об этом не рассказывал.  У меня возникло много вопросов: «Когда была построена и кем церковь? Как она называлась? Когда и почему была закрыта? Самое главное — как и почему здание было разрушено?»

Чтобы ответить на эти вопросы, я решила опросить местных жителей, особенно тех, кто родился в 20-30-х годах двадцатого века…


Полный список победителей:

Алёна Борыгина, Дарья Мартынова, Архангельская обл., г. Няндома, школа № 3, 8, 9 классы
Название работы: «В лесу родилась ёлочка, и не только…»: Будни и праздники поколения 1940 – начала 1960-х гг.
Научный руководитель: Галина Николаевна Сошнева

Алеся Арзамасцева, Челябинская обл., с. Варламово, школа, 10 класс
Название работы: Дети в эвакуации
Научный руководитель: Ирина Петровна Волгина

Алина Березинская, г. Санкт-Петербург, школа № 579, 9 класс
Название работы: «Энциклопедия провинциальной жизни». 20-е годы XX века
Научный руководитель: Светлана Анатольевна Елисеева

Алина Джумагалиева, Астраханская обл., п. Волжский, школа, 9 класс
Название работы: О них рассказала фотография
Научный руководитель: Айсллу Самигуллаевна Бисалиева

Алина Жумабаева, Архангельская обл., г. Няндома, школа № 3, 10 класс
Название работы: «Кто-то должен был это сделать…»: Участие военнослужащих запаса в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Научный руководитель: Галина Николаевна Сошнева

Алиса Комарова, Дарья Пучкова, Воронежская обл., п. Вишневка, школа, 10, 8 классы
Название работы: Трудовое воспитание в советской школе
Научный руководитель: Алла Николаевна Мочалова

Анастасия Неволина, г. Екатеринбург, гимназия № 120, 11 класс
Название работы: История страны – история семьи – история личности: судьбы семей И. И. Еренбург и А. Н. Неволиной
Научный руководитель: Юлия Влерьевна Зевако

Анжела Китаева, г. Нижний Новгород, школа № 22, 11 класс
Название работы: Цена Победы
Научный руководитель: Светлана Витальевна Черникова

Анна Андреева, г. Санкт-Петербург, историко-краеведческий клуб «Петрополь», Вторая Санкт-Петербургская гимназия, 9 класс
Название работы: Е. В. Павлов: XX век. Конец великой истории
Научный руководитель: Елена Павловна Стальмак

Анна Гречишкина, Ярославская обл., г. Углич, ДДТ, краеведческий клуб «Алатырь», 9 класс
Название работы: История Левобережного посёлка Сельхозтехника г. Углича и судьбы его жителей
Научный руководитель: Ольга Глебовна Ефимова

Арина Буга, Архангельская обл., г. Няндома, школа № 2, 10 класс
Название работы: Разрешите представить – посёлок Уксусный!
Научный руководитель: Татьяна Михайловна Костикова

Арина Михайлова, Ленинградская обл., г. Выборг, школа № 8, 11 класс
Название работы: Остров Людвигштайн
Научный руководитель: Нина Владимировна Муравьева

Артём Игнатов, Красноярский край, с. Туруханск, ЦДТ «Аист», 8 класс
Название работы: История жизни моей бабушки – матушки Макарии (Эрны Миллер)
Научный руководитель: Светлана Сергеевна Зубова

Беата Горбачевская, г. Челябинск, Дворец пионеров и школьников имени Н. К. Крупской, 9 класс
Название работы: Дело педагогов Караковских
Научный руководитель: Сергей Владимирович Марков

Богдана Кантомирова, Волгоградская обл., х. Перекопка, школа-интернат «Созвездие», 10 класс
Название работы: «И там, где по земле они проходят, пусть вечно поднимаются сады…»

Валентина Лукьянова, Ростовская обл., х. Гапкин, школа, 11 класс
Название работы: Мифы и реальность в истории Архангельской церкви хутора Гапкина
Научный руководитель: Елена Михайловна Московкина

Валерий Морозов, г. Брянск, Техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники им. Героя Советского Союза М. А. Афанасьева, 2 курс
Название работы: Окруженцы: История партизанского отряда им К. Е. Ворошилова № 1
Научный руководитель: Елена Евгеньевна Сидорова

Вера Глянцева, Вологодская обл., п. База, Явенгская школа, 10 класс
Название работы: Война глазами её рядового: По страницам фронтового дневника А. П. Веселова
Научный руководитель: Людмила Ювенальевна Кратирова

Владимир Рожнов, Сергей Рожнов, г. Пенза, школа № 68, 9, 8 классы
Название работы: Наша прабабушка – доброволец
Научные руководители Зоя Витальевна Рожнова, Эльвира Викторовна Кочеткова

Владислав Куденко, Московская обл., г. Руза, гимназия № 1, 10 класс
Название работы: Так он жил… (по страницам личных дневников моего прадеда Павла Евтихиевича Камарда)
Научный руководитель: Светлана Александровна Смирнова

Дарья Васильева, Псковская обл., д. Должицы, Гатчинский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского, 1 курс
Название работы: Судьба членов семьи Марковых в четырех поколениях через призму ключевых исторических событий второй половины XIXXX веков
Научный руководитель: Светлана Владимировна Жукова

Дарья Комолова, Екатерина Порываева, Тверская обл., г. Лихославль, школа № 2, 11 класс
Название работы: Кем и когда проклято это место?
Научный руководитель: Светлана Владимировна Зверева

Дарья Ручкина, Владимирская обл., с. Бутылицы, школа, 11 класс
Название работы: Судьба сломанного века: Бутылицкий период жизни репрессированной учительницы Любови Александровны Клодт (1945–1951 гг.)
Научный руководитель: Галина Валентиновна Лукина

Дарья Шеметова, Иркутская обл., р. п. Качуг, школа № 1, 11 класс
Название работы: Их именами не названы улицы: Верхнеленские купцы конца ХIХ – начала ХХ века
Научный руководитель: Инга Валерьевна Зуева

Диляра Яруллина, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, гимназия № 5, 8 класс
Название работы: Война и мир военнопленного Клауса Зассе
Научный руководитель: Резеда Шамильевна Багавиева

Дмитрий Вторыгин, Илья Хабаров, Свердловская обл., г. Полевской, Политехнический лицей № 21 «Эрудит», 11 класс
Название работы: «Ах ты, доля, моя доля!..»
Научный руководитель: Людмила Сергеевна Панфилова

Егор Иванов, г. Брянск, школа № 52, 10 класс
Название работы: Нести свой крест
Научный руководитель: Вера Ивановна Голованова

Екатерина Рехтина, Алтайский край, п. Новые Зори, школа, 11 класс
Название работы: Мифы и реальные события в судьбе А. И. Максимович
Научный руководитель: Галина Викторовна Картавых

Иван Давыдов, г. Волгоград, школа № 78, 11 класс
Название работы: Советская военная администрация в Германии: донесения о чрезвычайных происшествиях
Научный руководитель: Наталья Александровна Карюкина

Максим Мирохин, Волгоградская обл., станица ДОбринка, лицей, 8 класс
Название работы: Свой среди чужих, чужой среди своих
Научные руководители Татьяна Васильевна Никитина, Валентина Валерьевна Мирохина

Марина Беликова, г. Брянск, школа № 52, 11 класс
Название работы: Далекие близкие
Научный руководитель: Вера Ивановна Голованова

Матвей Сорокин, г. Новосибирск, гимназия № 17, 11 класс
Название работы: Жизнь и судьба Г. Г. Будагова в контексте исторического времени
Научный руководитель: Людмила Демьяновна Яковлева

Наталья Сурганова, г. Волгоград, «Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий», гимназия № 1, 11 класс
Название работы: Осьминкины и другие: из опыта выживания семьи в ХХ веке
Научные руководители Светлана Викторовна Воротилова, Оксана Владимировна Макаренко

Ольга Кундрюкова, Григорий Рудяшко, Ростовская обл., х. Гапкин, школа, 11 класс
Название работы: «Гибель в бешеном доме»
Научный руководитель: Елена Михайловна Московкина

Полина Атёсова, Волгоградская обл., п. Вторая Пятилетка, ГБУ ДО «Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий», гимназия № 3, 9 класс
Название работы: История школы № 9 имени Ленина – МОУ гимназии № 3 Центрального района (1940–1957 гг.)
Научные руководители Светлана Викторовна Воротилова, Марина Анатольевна Сивова

Полина Игнатьева, Республика Удмуртия, с. Каракулино, школа, 11 класс
Название работы: «Я не кулак и никогда им не был…»
Научный руководитель: Марина Геннадьевна Корепанова

Полина Панжукова, г. Нижний Новгород, гимназия № 136, 10 класс
Название работы: Беневоленские – по Божьей Воле
Научный руководитель: Леонид Геннадьевич Хрипунов

Савелий Морозов, Московская обл., г. Одинцово, Барвихинская школа, 10 класс
Название работы: Дело № 6061
Научный руководитель: Юлия Александровна Морозова

Сергей Березенцев, г. Волгоград, ГБУ ДО «Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий», 9 класс
Название работы: Страницы истории родов Спириных и Стеценко
Научный руководитель: Светлана Викторовна Воротилова

Татьяна Демахина, Республика Татарстан, г. Тетюши, школа № 1 им. П. С. Ханжина, 11 класс
Название работы: «У нас отобрали всё…»
Научный руководитель: Юрий Владимирович Мышев

Юлия Жукова, г. Астрахань, школа № 48, 11 класс
Название работы: Могила, за которой целая история
Научный руководитель: Людмила Вадимовна Тарасенко

А также лучшие учителя конкурса:

Резеда Шамильевна Багавиева, Татарстан, г. Зеленодольск
Ирина Петровна Волгина, Челябинская обл., с. Варламово
Елена Михайловна Московкина, Ростовская обл., х. Гапкин

До встречи на церемонии награждения!

24 апреля 2019
ХХ конкурс: Церемония награждения