Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
3 марта 2019

Как говорить в школе о Перестройке?

Альтернативный план урока

Эпоха Перестройки, возможно, в связи со спорным отношением к ней, как кажется, очень скудно и кратко освещается в современных школьных учебниках. В большинстве учебников ей отводится 2-3 параграфа, то есть около десяти страниц, в то время как другие периоды советской истории излагаются гораздо более подробно. Обычно рассказ о Перестройке в школе базируется на нескольких основных вехах этой эпохи: отдельный параграф посвящен личности и деятельности М.С. Горбачева, еще говорится об экономических реформах и реформе гласности. В качестве источников обычно приводятся цитаты из книг Горбачева (например, «Жизнь и реформы»), вопросы и задания касаются, в основном, экономических преобразований, политики «ускорения» и действий Горбачева. Основываясь на разнообразных документах эпохи Перестройки и современных научных статьях и монографиях о второй половине 80-х, мы разработали альтернативный план двух-трех школьных уроков по Перестройке (представляется, что отвести этому периоду больше времени учителям истории не удается).

Часть 1. Чем запомнился период Перестройки? Основные приметы

Лекционная часть: Введение в тему

Перестройка (1985-1991), последний период советской истории, известна как время кардинальных перемен в политике и обществе. Главные аспекты: завершение Холодной войны, экономические реформы и политика гласности.

В 1987-м году Горбачёв задумывает и начинает осуществлять ряд конкретных реформ, направленных на демократизацию и утверждение «общечеловеческих ценностей». Вслед за объявлением курса на мир и отказ от насилия, Горбачёв реформирует социалистическую экономику, развивая рыночную модель хозяйствования, а также провозглашает идею гласности и свободы слова и печати.

Идеология на стыке старого и нового: смешение социализма и демократии, плановой и рыночной экономик.

Часть 2. Фигура М.С. Горбачева

Лекционная часть: Двойственное отношение к Горбачеву. Реформатор или виновник распада СССР? Основные пункты политической биографии

Семинарская часть: Для анализа предлагается фрагмент из книги У. Таубмана «Горбачев. Его жизнь и время»

«“Горбачева трудно понять”, – сказал он мне, отзываясь о самом себе в третьем лице, как он это нередко делает. Я приступил к работе над его биографией в 2005 году, а спустя год он поинтересовался, как продвигается дело. “Медленно”, – извиняющимся тоном ответил я. “Ну ничего, – подбодрил меня он. – Горбачева трудно понять”.

У него есть чувство юмора. И он оказался прав. Мир раскалывается надвое, когда пытается понять Горбачева. Многие, особенно на Западе, видят в нем величайшего государственного деятеля второй половины XX века. А вот в России его часто презирают, считая виновным в распаде Советского Союза и сопутствовавшем этому распаду экономическом коллапсе. Поклонники Горбачева восхищаются его даром предвидения и смелостью. Недоброжелатели же, в числе которых оказался и кое-кто из бывших кремлевских соратников Горбачева, обвиняют его во всех грехах – от наивности до государственной измены. И все они сходятся лишь в одном: этому человеку удалось почти в одиночку изменить и свою страну, и весь мир.

К моменту прихода Горбачева к власти в марте 1985 года СССР был одной из двух мировых сверхдержав. Уже к 1989 году Горбачев в корне изменил советский строй. К 1990 году внес больший, чем любой из его предшественников, вклад в окончание холодной войны. А в конце 1991 года СССР распался, так что сам Горбачев оказался президентом без страны».

Вопросы для обсуждения: 1) Каким Горбачева описывает его первый биограф Уильям Таубман? 2) В чем загадка Горбачева? 3) Как вы думаете, люди с какими политическими взглядами критикуют Горбачева? 4) А какая часть общества положительно оценивает действия Горбачева?

Для анализа предлагаются фрагменты из книги Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира».

«Советский Союз действительно переживает необыкновенное время. Коммунистическая партия подвергла критическому анализу сложившуюся к середине 80-х годов ситуацию и разработала курс, основанный на идее перестройки и ускорения социально-экономического развития страны, обновления всех сфер жизни общества. Этот политический курс поняли и приняли советские люди. Перестройка привела в движение все общество. Конечно, страна наша огромная, проблем накопилось много, и решить их будет нелегко. Но перемены начались, и повернуть общество вспять уже невозможно».

«Активизировать человеческий фактор мы стремимся и через демократизацию, совершенствование идеологической работы, оздоровление моральной атмосферы в обществе. Далеко еще не каждый проникся пониманием остроты переживаемого момента, его переломного характера. Предстоит приложить немало усилий, чтобы развернуть в сторону перестройки тех, кто еще приглядывается или кого устраивает существующее положение».

«Сейчас, когда мы начали перестройку, когда мы хотим решительно избавиться от негативных явлений прошлого и придать новый импульс развитию социалистической демократии, мы увидели необходимость глубоких преобразований и в сфере нашего законодательства, в совершенствовании социалистической законности в целом. Этого требуют и радикальные перемены в механизме управления экономикой, социальным развитием. Это составляет органическую часть демократизации всех сторон жизни общества. Принимаемые нами меры в области законодательства и права становятся опорой процесса перестройки. Эту работу мы ведем в тесной увязке с реформами в хозяйственной, социальной, культурной сферах, учитывая пожелания трудящихся, результаты изучения общественного мнения».

Вопросы для обсуждения: 1) Как Горбачев смотрит на недавнее прошлое и как говорит о нем? 2) Какие главные термины он использует? 3) Какой политический курс он предлагает для страны в будущем? 4) Какие сферы общественной жизни Горбачев предлагает реформировать?

Часть 3. Гласность и появление публичной сферы

Лекционная часть: Что такое политика гласности? Расцвет публицистики, журналистики и общественной дискуссии

Переломным моментом в истории Перестройки стал январский пленум ЦК 1987-го года, на котором, в частности, обсуждалось развитие гласности. Горбачёв постоянно обращался к этой теме, но не все участники пленума были с ним согласны. Например, отмечали чрезмерность смакования негативных сторон общественной жизни в прессе. Действительно, возможность открыто критиковать власть и устройство общества резко политизировала прессу, побудила говорить на ранее запретные темы и ставить неудобные вопросы.

Вскоре после январского пленума Горбачёв собрал руководителей СМИ и поставил перед ними задачу демократизации. Это выступление впоследствии получило название «манифеста гласности». Помимо дискуссии, развернувшейся в прессе, начала развиваться и дискуссия в специально созданных в эти годы клубах и теоретических семинарах. В подобных клубах обсуждались острые политические проблемы и принятие законов.

В рамках глобального реформирования советской системы Горбачёв снимает партийную цензуру в средствах массовой информации и произведениях искусства, что даёт возможность зародиться открытой общественной дискуссии. Именно поэтому Перестройка вошла в историю как время расцвета журналистики, появления в прессе свободного разговора о политике и самых важных и актуальных вопросах современности. Кроме того, гласность мыслилась Горбачёвым как способ подсветить проблемы в работе партийного аппарата, чтобы в перспективе создать прозрачную систему власти с помощью постоянной «критики и самокритики». Появление публицистических сборников с большой аудиторией (например, серия книг «Перестройка: гласность, демократия, социализм»).

Важное событие эпохи Перестройки – Первый съезд народных депутатов СССР. Съезд как протопарламент. Идея Съезда наиболее пристально обсуждалась властями на XIX всесоюзной конференции КПСС в 1988-м году, в ходе которой были приняты основные резолюции, регламентировавшие процесс выборов народных депутатов и самого Первого съезда. Возникновение идеи съезда и её осуществление означали переход от слов к действиям. Реформа политической системы вступила в практическую фазу.

Главная особенность Съезда – предшествовавшие ему первые в истории СССР альтернативные выборы по новой системе: теперь общественные организации могли предлагать своих кандидатов. Массовый митинг 2 февраля 1989 года у здания Президиума Академии наук за избрание академика Сахарова народным депутатом. Трансляция Съезда по телевидению.

Семинарская часть: Для анализа предлагаются фрагменты из речей народных депутатов на Первом съезде

Писатель Чингиз Айтматов: «Есть такое выражение — “вот мы и свиделись”. Эта фраза означает некий этап в непростом разговоре между людьми. Я хотел бы сегодня произнести ее, обращаясь к вам. Вот мы и свиделись. Так вот, на этой стройплощадке, где мы воздвигаем сообща здание новой демократии, пока что многовато толкотни, неорганизованности, несдержанности. Естественно, переживаешь. Все эти дни меня не покидали чувства и боли, и надежды, тем не менее (ибо как бы то ни было — работа идет) стены поднимаются, и это главное».

Поэт Евгений Евтушенко: «Товарищи! Почему мы выиграли Великую Отечественную войну? Потому что у всех нас было и желание общей победы, и чувство общего врага. Не будем искать сейчас врагов друг в друге, ибо у всех нас общие враги — это угроза ядерной войны, страшные стихийные бедствия, национальные конфликты, экономический кризис, экологические беды, бюрократическая трясина. Перестройка — это не только наша духовная революция, это наша вторая Великая Отечественная воина. Мы не имеем права не победить в ней, но эта победа не должна нам стоить человеческих жертв. Спасибо».

П.А. Азизбекова: «Нам вообще нелегко в эти дни. Нелегко проходит рождение советского парламента, формирование механизма народовластия. Подчас работу Съезда, как мы с вами видим, сотрясают острые дискуссии. Нам нужны столкновения различных позиций, точек зрения. Каждый день, каждое заседание убеждают нас в том, как важен, как необходим коллективный поиск ответов на вопросы судьбоносного характера. Как жить дальше? Как двигаться вперед в наши тяжелые времена, когда народ внимательно следит за нашей работой, когда люди ждут от нас ответа на все те вопросы, которые их волнуют? Вопросов очень много, во всех областях жизни».

Вопросы для обсуждения: 1) Как разные ораторы говорят о Съезде? Что он, по их мнению, значит для истории СССР? 2) С чем ораторы сравнивают Съезд? О чем говорят эти сравнения? 3) Как Евтушенко объясняет необходимость Перестройки? 4) Что такое, по Азизбековой, политика гласности? В чем она заключается на практике? 5) В чем Айтматов видит проблемы Перестройки, что тормозит демократизацию?

3 марта 2019
Как говорить в школе о Перестройке?
Альтернативный план урока

Похожие материалы

22 июля 2010
22 июля 2010
Учителя немецкой средней школы, основываясь на многолетнем опыте организации экскурсий в музеях, разработали концепцию проектной работы в музее
14 декабря 2010
14 декабря 2010
Материалы журнала «Spurensuchen», специальный выпуск которого посвящен «Скандалам в истории» (проектная работа, история скандалов, сюжеты для обсуждения)
14 января 2011
14 января 2011
В 2011 г. будет уменьшено количество образовательных предметов в пользу уроков патриотизма. Старшие классы теперь должны воспитать нравственного и ответственного патриота
6 марта 2017
6 марта 2017
Музей обороны и блокады Ленинграда выпустил сборник статей по работе с одной из самых сложных тем в школьном курсе истории – Блокаде Ленинграда. «УИ» публикуют электронный вариант сборника-методички вместе с фрагментом вступительной статьи от А. Д. Раппопорт и Н. Г. Шейко.