Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
30 ноября 2017

Пережить двадцатый век

Первый серьёзный отпечаток в памяти Виктора Фёдоровича оставил 1924 год. Он только начал работать подмастерьем на промышленном предприятии, когда страну потрясло известие о смерти вождя революции.  Однако для Виталия Фёдоровича этот год стал переломным ещё и потому, что в кинотеатре при заводе показали «Кино-глаз» Дзиги Вертова. Немая кинолента настолько поразила молодого рабочего, что он всерьёз заинтересовался искусством и стал выписывать журналы для самообразования.

Виктор Федорович видел своими глазами, как взрывали Храм Христа Спасителя в 1931, и нередко рассказывал об этом, но в целом о тридцатых предпочитал умалчивать. Одна из волн массовых арестов унесла его отца, и распространяться о таком было опасно.

Война застала его за городом, он не видел Московской паники и просто отправился прямиком на ближайший призывной пункт, как только услышал о начавшемся вторжении. Он прошёл всю войну и демобилизовался с множеством наград, но обратно на завод возвращаться не стал. Решив воспользоваться особыми условиями приёма в ВУЗы для бывших фронтовиков, Виктор Фёдорович пошёл учиться на искусствоведа.

Успев отучиться всего год, в 1947 году Виктор Фёдорович попадает под машину. Тяжёлые травмы приковывают его к постели, оставляя наедине с тяжелым синдромом пост-комбатанта. Впервые в жизни он начинает серьёзно пить, и чудовищный запой едва не стоит ему всей карьеры. Чудом избежав отчисления, Виктор Фёдорович всё же успешно заканчивает высшее образование и официально становится специалистом.

В его жизни будет ещё много неожиданностей. Он переболеет холерой и узнает о расстрелах в Катыни. Внезапно окажется в командировке на Западе, где его завербует ЦРУ. Развала СССР он так и не увидит, потому что второй игрок уже успел пройти поле до конца, но стопка карточек с событиями биографии накопилась внушительная.

74Alpha

Игровое поле

Правила в целом довольно простые — в начале игрокам предлагается выбрать себе персонажа — рабочего или колхозницу. От его или её имени игроку предстоит пережить (вернее попытаться пережить) все 74 года советской истории, представленные на поле 74 кружками с датами. Первый бросок кубиков выдал восемь ходов и переместил Виктора Федоровича сразу на 1924 год — за этим событием в игре закреплена смерть Ленина, а также возможность сходить в кино на нового Дзигу Вертова, получив дополнительные очки. Все эти события описаны в карточках, на каждый год приходится по две. Выбрав наугад одну из них, игрок получает событие в свою биографию.

Придумать имя персонажу каждый волен сам, равно как и заполнить пустоты между событиями биографии, игра сконструирована так, что цельная история жизни образуется как бы сама собой.

Одновременно с продвижением по полю истории персонаж двигается по полю личной жизни, где его поджидает тиф, страх, свадьба и запои, а, может быть, и ничего не поджидает — как повезёт. События этих линий влияют одна на другую, замедляя или, наоборот, ускоряя течение жизни.

Фото: Роман Воронцов
Фото: Роман Воронцов

Возможностей попасть в ГУЛАГ, заболеть, сломать ногу или погибнуть на фронтах нескольких войн у персонажа предостаточно, поэтому создатели игры предусмотрели возможность играть как бы поколениями. Если бы Виктор Фёдорович погиб на войне, игра бы продолжилась с того же места, но от имени его племянника, сестры или ребенка. Таким образом в процессе игры из карточек складывается не индивидуальная, а семейная история — естественный формат передачи и сохранения памяти о прошлом.

Каждый новый ход в кругу отсидки нужно начинать с броска кубика. Если выпало число меньше трех, ваш персонаж умирает в лагере. Если больше — передвигайте фишку по кругу отсидки на одно деление. Так продолжается, пока вы не достигнете конца сектора. После этого возьмите карту класса «враг народа» и верните фишку на линию истории в тот год, с которого началась отсидка.
Цитата из правил

Игра кончается в тот момент, когда один из игроков проходит линию истории до конца. Пока Виктор Фёдорович  лежал в гипсе и пил горькую, пропуская ход, персонаж второго игрока крестьянка Аграфена вырвалась вперёд и своими глазами увидела распад СССР.

В её жизни тоже хватило впечатлений, и стопка карточек, из которых сложилась её непростая биография, содержит, например, опасный эпизод с голодом в деревне. Тем не менее, положительных событий тоже было достаточно, чтобы поменять класс персонажа с крестьянки на специалиста и получить преимущества в некоторых исторических ситуациях игры. Плюс ко всему кубик благополучно перенёс её через самые опасные годы, где она могла застрять в длинном кольцевом поле ГУЛАГа. В этом поле очень легко погибнуть и очень сложно вернуться обратно в ход истории.

Артефакт

Сама идея игры и первый её прототип появились в диссидентской среде ещё в восьмидесятых, в виде подарка на день рожденья правозащитнице и историку Сусанне Печуро. «Писательница Любовь Кабо передала игру бабушке в подарок, одна долго хранилась в семье, а потом мы просто передали её в архив Мемориала, где она потом находилась ещё около десяти лет. Кто именно её придумал и сделал, до сих пор неизвестно» — рассказывает внук правозащитницы Алексей Макаров, историк и сотрудник общества Мемориал.

Оригинальное поле игры из архива Мемориала

Год назад семейный артефакт извлекли из архива, чтобы показать школьникам, и тогда же возникла мысль, что его можно доработать и превратить в полноценную настольную игру.

«Мы в какой-то момент просто сели в неё играть и выяснилось, что никаких правил в архиве не сохранилось. И не факт, что они были — нет даже системы персонажей, а есть только поле с кружками и надписями, которые как-то отражали исторические события, — рассказывает Света Шуранова. — Лёша Макаров стал звонить знакомым и друзьям семьи, тем, кто мог вспомнить, как в неё играли, но реконструировать свод правил всё равно тогда удалось только частично. Так что мы фактически стали придумывать игру заново, сохранив в ней максимум из того, что сумели найти».

Так в течение года разработки было решено упростить поле, сохранив при этом его общий вид (заслуга дизайн-бюро «Верстак»), придумать несложные правила и положить в основу игрового процесса 254 карточки, из которых при  каждом прохождении формируется уникальная биография персонажа.

Каждое историческое событие игры сопровождается на карточках небольшим комментарием, извлечённым из реальных дневников ХХ века  в сотрудничестве с проектом «Прожито». Второй источник цитат и комментариев на карточках — архив исследовательских работ конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век», а для иллюстраций использовались архивные кадры проекта «История России в фотографиях».

Перед самым выпуском альфа-версии у игры, наконец, появилось название «74» — по числу лет советской власти, которые предстоит пережить игроку. Коллектив разработчиков планирует и дальше дорабатывать игровое поле и систему персонажей, но готовую альфа-версию уже можно приобрести на стенде Мемориала на ярмарке non/fiction№. Официальная презентация игры пройдёт в литературном кафе в последний день ярмарки в час дня.

UPD 03.04.2018

Тираж альфа-версии полностью раскуплен. Чтобы приобрести доработанную бета-версию игры, поддержите нашу кампанию на планете.ру.

30 ноября 2017
Пережить двадцатый век

Похожие материалы

15 июля 2011
15 июля 2011
Видео с фрагментами интервью с бывшими остарбайтерами
10 октября 2013
10 октября 2013
Среди участников: Юлий Ким, Юрий Ряшенцев, Вероника Долина Марк Харитонов, Людмила Алексеева, Арсений Рогинский, Владимир Лукин, Леонид Зиман.
24 июня 2015
24 июня 2015
Закончился XVI ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век», проводимый Международным Мемориалом. Финалисты конкурса, авторы самых глубоких исследований, были приглашены в Москву на церемонию награждения и школу-академию. По традиции, финалистам предложили написать небольшое эссе, тема которого в этом году звучала так – «Нужны ли памятники жертвам репрессий? Если да, то какими они должны быть?»
30 ноября 2016
30 ноября 2016
Мы собрали из социальных сетей семь самых частотных вопросов о базе данных по чекистам эпохи Большого террора в некоторый FAQ, и попросили создателей базы ответить на них.

Последние материалы