Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
20 мая 2016

Музей моего времени / о дебатах школы-академии

Лауреат конкурса на выставке "Жить или писать". Фото: Международный Мемориал
Лауреат конкурса на выставке "Жить или писать". Фото: Международный Мемориал Лауреат конкурса на выставке "Жить или писать". Фото: Международный Мемориал

26 апреля в здании Мемориала на Большом Каретном в рамках школы-академии для победителей семнадцатого конкурса проходили дебаты, организованные Фондом Гайдара.

Темой дебатов этого года стали музеи, их жизнь и функция в современном мире. Музеификация древностей кажется простой задачей, образцов в мире хватает, начиная от Кунсткамеры и кончая любым краеведческим и историческим музеем России. Но как быть с недавней историей, участники и свидетели которой ещё живы? Можно ли музеифицировать настоящее, живущее и менющее свое значение прямо на наших глазах? Должен ли музей быть просто набором витрин с экспонатами и табличками, или можно найти новые пути в экспозицию, особенно с применением современных технологий?

Чтобы обсуждение этих вопросов не слишком далеко уходило от реальности, было решено перевести их в более практическую плоскость. Ребята должны были представить проект своего собственного музея, рассказать о нём и защитить проект перед жюри, в составе которого Мемориал представляли Ирина Островская, Арсений Рогинский и Ирина Щербакова. Также в жюри были приглашены директор музея Булгакова Петр Мансилья-Круз и директор Московского института социально-культурных программ Мария Привалова.

Общий сценарий дебатов был таким: в городе N появилась возможность построить музей или отдать под экспозицию пустующее здание. Членам жюри было предложено иcполнить роли людей, как правило вовлечённых процесс создания нового музея: мецената, чиновника из министерства образования, общественного наблюдателя, музейного специалиста и будущего директора музея.

Перед самими дебатами школьникам прочитали две лекции. Координатор межмузейного проекта «Семейное путешествие. Всей семьёй в музей!» и глава конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Софья Пантюлина рассказала о самых интересных музеях мира, как они привлекают посетителей в чём состоит главная функция музея в современности.

Директор образовательных программ Международного Мемориала Ирина Щербакова прочитала небольшую лекцию о культуре памяти, о том, как общество хранит и передаёт воспоминания о прошлом из поколения в поколение и почему в центре этой концепции всегда стоит личность, а не государство.

Участникам школы-академии не пришлось далеко ходить за примерами – в здании Мемориала действует шаламовская выставка, приехавшая к нам не так давно из Берлина с большим количеством уникальных фотографий и экспонатов. Кроме того, в холле Мемориала на тот момент действовала стендовая выставка «Разные войны», с которой сегодня можно ознакомиться в Ельцинском центре в Екатеринбурге.

Вооружённые новыми знаниями, участники дебатов разделились на четыре команды, каждой из которых нужно было в течение пары часов придумать тему музея и составить небольшую презентацию. В роли вожатых и координаторов команд выступили волонтёры: Екатерина Беленкина, Сергей Бондаренко, Артем Кравченко, Никита Ломакин и Александра Лозинская.

В результате на свет появились четыре концепции: Музей «Галактика образования», рассказывающий об эволюции системы образования от античности до современности; музей Личных революций, описывающий главные переходные этапы в психологической жизни человека; Музей молодёжных субкультур, как ушедших так и развивающихся сегодня, и музей школьного детства.

Дебаты были разделены на несколько этапов. На первой стадии каждая команда представляла свой проект, рассказывала о его значимости, целевой аудитории и экспозиции, после чего шли вопросы и критика от представителей других команд. Темы музеев оказались пересекающимися – все они были так или иначе связаны с насущными вопросами, волновавшими самих школьников, и модератору дискуссии Борису Беленкину не раз приходилось вмешиваться в ход споров, чтобы каждый раунд дебатов не выходил за рамки положенного времени.

Все проекты в ходе презентации оказывались чем-то большим, чем просто музей, участники так или иначе придумывали своеобразную сцепку музейного пространства с повседневностью – одни предлагали снабдить музей образования курсами профориентации, другая команда помещала в музей личных революций профессиональных психологов. Естественно, большое внимание было уделено соцсетям и теме музеификации виртурального пространства, в котором проходит огромная часть интеллектуальной жизни любого современного человека.

Второй раунд дебатов был заключён в ещё более жёсткие временные рамки. Командам давали всего по нескольку минут, чтобы представить свой проект на суд жюри и ответить на вопросы от мецената, чиновника, музейщика, наблюдателя и будущего директора.

Наконец, третьей стадией стало голосование за лучший проект, при чём жюри и участники голосовали по отдельности. По мнению жюри лучшим стал проект музея молодёжных субкультур, как обладающий самой ясной структурой и способный привлечь представителей разных поколений. Сами же участники, кажется, из соображений взаимной солидарности поддержали музей школьного детства. По итогам голосования фонд Гайдара вручил победителям свои призы.

Участниками школы-академиии становятся победители Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век», проходящего ежегодно на протяжении последних семнадцати лет. Фонд Гайдара организует свои дебаты в рамках школы-академии с 2013 года. «Уроки истории» и оргкомитет конкурса выражают свою благодарность фонду, волонтёрам и, конечно, участникам дебатов за неизменно высокий уровень дискуссии и интересные темы, открывающие школьникам новые возможности в сфере образования.

А мы тем временем готовимся принимать работы нового, XVIII конкурса, условия участия в котором и правила оформления работ уже можно прочитать на нашем сайте.

20 мая 2016
Музей моего времени / о дебатах школы-академии

Похожие материалы

13 мая 2016
13 мая 2016
В работе я использовала воспоминани жительниц нашего города, переживших военное детство, – оказалось, что память об этом ни у кого не изгладилась, а значит, и война, которая закончилась полвека назад, всё еще не ушла из нашей жизни.
19 ноября 2014
19 ноября 2014
26 – 30 ноября 2014 г. в Москве в ЦДХ будет проходить 16 Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№, посвященная памяти социолога, переводчика Бориса Дубина (1946-2014). На стенде J-42 Международный Мемориал представит итоги своей издательской программы. Кроме того, в рамках мемориальской программы – круглый стол «Диалог с Другим. Памяти Бориса Дубина» (Совместно с издательством «Новое литературное обозрение»), презентация лучших книг Мемориала 2014 г., экскурсии по выставке «Папины письма».
20 июля 2016
20 июля 2016
Специально для эфира радиостанции «Серебряный дождь» народный артист России Вячеслав Шалевич зачитал свидетельства и фрагменты воспоминаний времён Второй Мировой. Материалы этих воспоминаний были взяты из работ наших школьников, участников конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век».

Последние материалы