Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
22 декабря 2015

«Люди на обочине войны»

конспект методички Е.Крумкиной

В нашем конкурсе методических пособий приняли участие множество учителей со всей России. Мы продолжаем публиковать конспекты избранных методичек, и в этот раз предлагаем вашему вниманию блестящую работу Елены Крумкиной, учителя истории и обществознания из Уссурийска.

Форма урока
: урок-конференция

Подготовительный этап:  за 1 месяц до начала конференции, преподаватель разбивает обучающихся на 4 групп по 4 человека в каждой. Группам даётся задание подготовить одну из тем : «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда», «Человек в плену: трагедия советских военнопленных», «Проблема коллаборационизма в годы II мировой войны», «Человек в тылу». 5-ая группа формируется на самой конференции, её целью будет задать как минимум по 2 вопроса выступающим и составить 4 синквейна.

Целью нашей конференции является попытка посмотреть на войну глазами этого простого человека, по какую сторону фронта он бы ни находился, а, возможно, и избавиться от некоторых стереотипов в нашем понимании войны; осмыслить историю войны с общечеловеческих позиций.

Тема  «ВОВ» — одна из наиболее мифологизированных тем в нашей историографии.

 Сегодня мы можем сказать, что не за Сталина и партию сражались и умирали советские солдаты, а за Отечество, за свой дом, своих близких, за себя, в конце концов, — поэтому и выиграли войну. Пришло время расстаться и с другими мифами: советская историография всячески преуменьшала роль союзников СССР во время Второй мировой  (дескать, и воевали они с ленцой, и помощь СССР оказывали самую малость.). Пора расставить все по местам и честно сказать союзникам: спасибо. И, наконец, образ немца-врага (не фашиста, а немца). Этот образ, сформированный еще в годы войны, звучал, например, у советского писателя И.Эренбурга «Убей немца», у К.Симонова – «Сколько раз выстрелил, столько убей немцев». Да, мы воевали друг с другом, да, одни солдаты убивали других, -  у них не было возможности компромисса. Но надо осознать и другое: судьба человека войны тягостна и трагична, на какой стороне он бы ни находился.

Еще одна малоизученная тема войны – проблема коллаборационизма, которая замалчивалась в нашей исторической литературе. Не секрет, что в годы войны с нацистами в той или иной степени сотрудничало около 1 млн. советских граждан. Причины этого сотрудничества различны, но, видимо, не стоит причислять всех этих людей к предателям Родины. Ведь одним из мотивов сотрудничества была своеобразная стратегия выживания. Эта проблема также требует осмысления.

Феномен массового сопротивления советских людей на оккупированных немцами территориях отмечали и наши союзники, и наши враги. Предложенные участниками конференции исследовательские проекты помогут пролить свет на жизнь простых людей, отброшенных на «обочину войны».
 

„Синквейн -  пятистрочная строфа. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:
1 строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка — представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка — синоним ключевого слова (существительное)”

Исследовательские проекты:

Человек в плену: трагедия советских военнопленных

Плен – одна из самых мрачных и трагических страниц Великой Отечественной войны. Около 2-х с половиной миллионов немцев и 6 млн. советских солдат познали ужас и унижение плена. В плен попадали – как это случилось с генералом Лукиным, как это случилось с сыном Сталина Яковом Джугашвили, с четырьмя из 28 панфиловцев, сотнями тысяч других – раненые, безоружные. В плен сдавались, как, например, генерал Власов. В то время как командующий 2-й ударной армией генерал Власов сдался в плен, в районе Вязьмы разыгралась очередная трагедия. Командующий 33-й армией, попавшей в окружение, другой генерал – Ефремов – застрелился,  т.к. предпочел смерть фашистскому плену. И это несмотря на то, что Сталин прислал за ним самолет. Говорят, что немцы салютовали на могиле Ефремова, отдавая дань мужеству врага. На фронте – не все герои. Были трусы и подлецы; были сломленные и растерявшиеся люди, — всякие. Но  во все времена пленный был человеком без будущего; человеком, постоянным спутником которого является ожидание и страх смерти.

Проблема коллаборационизма в годы II мировой войны

В целом, проблема коллаборационизма – очень сложная проблема. И не- однозначная. Западные историки подсчитали, что во время войны с нацистами сотрудничало около 1 млн. советских людей. Вопрос – по какой причине. Мотивом такого сотрудничества могло быть  просто желание выжить. Для многих пленных путь в РОА был единственным способом вырваться из невыносимых лагерных условий. К этому их толкало и сталинское отношение к пленным; они были для Родины изгоями. Конечно, тот, кто служил в карательных дивизиях или шел служить в полицаи, — преступник и предатель, и ему оправдания быть не может. Хотя Власов и заявлял, что он воюет не за немцев, а против сталинизма, за новую, свободную Россию, тем не менее, в наших глазах он останется предателем Родины. А измена Родине у всех народов и во все времена считалась одним из самых тяжелых преступлений.

Образец  синквейна обучающихся по теме «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда»:

Ленинградцы.
Живые и мертвые.
Сражались, трудились, надеялись.
900 дней блокады выстояли.
Мужество.

 

 

Полностью методичку можно скачать по ссылке ниже.

22 декабря 2015
«Люди на обочине войны»
конспект методички Е.Крумкиной
Для скачивания

Похожие материалы

16 мая 2016
16 мая 2016
У нас в стране часто переписывают учебники истории, поэтому оценки одним и тем же событиям порой совершенно различные. В учебниках советской поры об участии нашей армии в Афганской войне говорится как о «выполнении интернационального долга». Но нередко читаешь и совсем иные оценки.
14 августа 2014
14 августа 2014
Сокращенный перевод бельгийского методического пособия по преподаванию в школе основ истории и ценностей гражданского общества. Издатель — Специальный Комитет педагогики памяти.
23 мая 2016
23 мая 2016
Мало кто знает, что в городе Брянске с 1945 по 1949 год действовала подпольная молодёжная сионистская организация, ставившая своей целью подготовку нелегальной эмиграции в Палестину. Одним из её руководителей был Арон Фарберов.

Последние материалы