Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
22 декабря 2015

«Люди на обочине войны»

конспект методички Е.Крумкиной

В нашем конкурсе методических пособий приняли участие множество учителей со всей России. Мы продолжаем публиковать конспекты избранных методичек, и в этот раз предлагаем вашему вниманию блестящую работу Елены Крумкиной, учителя истории и обществознания из Уссурийска.

Форма урока
: урок-конференция

Подготовительный этап:  за 1 месяц до начала конференции, преподаватель разбивает обучающихся на 4 групп по 4 человека в каждой. Группам даётся задание подготовить одну из тем : «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда», «Человек в плену: трагедия советских военнопленных», «Проблема коллаборационизма в годы II мировой войны», «Человек в тылу». 5-ая группа формируется на самой конференции, её целью будет задать как минимум по 2 вопроса выступающим и составить 4 синквейна.

Целью нашей конференции является попытка посмотреть на войну глазами этого простого человека, по какую сторону фронта он бы ни находился, а, возможно, и избавиться от некоторых стереотипов в нашем понимании войны; осмыслить историю войны с общечеловеческих позиций.

Тема  «ВОВ» — одна из наиболее мифологизированных тем в нашей историографии.

 Сегодня мы можем сказать, что не за Сталина и партию сражались и умирали советские солдаты, а за Отечество, за свой дом, своих близких, за себя, в конце концов, — поэтому и выиграли войну. Пришло время расстаться и с другими мифами: советская историография всячески преуменьшала роль союзников СССР во время Второй мировой  (дескать, и воевали они с ленцой, и помощь СССР оказывали самую малость.). Пора расставить все по местам и честно сказать союзникам: спасибо. И, наконец, образ немца-врага (не фашиста, а немца). Этот образ, сформированный еще в годы войны, звучал, например, у советского писателя И.Эренбурга «Убей немца», у К.Симонова – «Сколько раз выстрелил, столько убей немцев». Да, мы воевали друг с другом, да, одни солдаты убивали других, -  у них не было возможности компромисса. Но надо осознать и другое: судьба человека войны тягостна и трагична, на какой стороне он бы ни находился.

Еще одна малоизученная тема войны – проблема коллаборационизма, которая замалчивалась в нашей исторической литературе. Не секрет, что в годы войны с нацистами в той или иной степени сотрудничало около 1 млн. советских граждан. Причины этого сотрудничества различны, но, видимо, не стоит причислять всех этих людей к предателям Родины. Ведь одним из мотивов сотрудничества была своеобразная стратегия выживания. Эта проблема также требует осмысления.

Феномен массового сопротивления советских людей на оккупированных немцами территориях отмечали и наши союзники, и наши враги. Предложенные участниками конференции исследовательские проекты помогут пролить свет на жизнь простых людей, отброшенных на «обочину войны».
 

„Синквейн -  пятистрочная строфа. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:
1 строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка — представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка — синоним ключевого слова (существительное)”

Исследовательские проекты:

Человек в плену: трагедия советских военнопленных

Плен – одна из самых мрачных и трагических страниц Великой Отечественной войны. Около 2-х с половиной миллионов немцев и 6 млн. советских солдат познали ужас и унижение плена. В плен попадали – как это случилось с генералом Лукиным, как это случилось с сыном Сталина Яковом Джугашвили, с четырьмя из 28 панфиловцев, сотнями тысяч других – раненые, безоружные. В плен сдавались, как, например, генерал Власов. В то время как командующий 2-й ударной армией генерал Власов сдался в плен, в районе Вязьмы разыгралась очередная трагедия. Командующий 33-й армией, попавшей в окружение, другой генерал – Ефремов – застрелился,  т.к. предпочел смерть фашистскому плену. И это несмотря на то, что Сталин прислал за ним самолет. Говорят, что немцы салютовали на могиле Ефремова, отдавая дань мужеству врага. На фронте – не все герои. Были трусы и подлецы; были сломленные и растерявшиеся люди, — всякие. Но  во все времена пленный был человеком без будущего; человеком, постоянным спутником которого является ожидание и страх смерти.

Проблема коллаборационизма в годы II мировой войны

В целом, проблема коллаборационизма – очень сложная проблема. И не- однозначная. Западные историки подсчитали, что во время войны с нацистами сотрудничало около 1 млн. советских людей. Вопрос – по какой причине. Мотивом такого сотрудничества могло быть  просто желание выжить. Для многих пленных путь в РОА был единственным способом вырваться из невыносимых лагерных условий. К этому их толкало и сталинское отношение к пленным; они были для Родины изгоями. Конечно, тот, кто служил в карательных дивизиях или шел служить в полицаи, — преступник и предатель, и ему оправдания быть не может. Хотя Власов и заявлял, что он воюет не за немцев, а против сталинизма, за новую, свободную Россию, тем не менее, в наших глазах он останется предателем Родины. А измена Родине у всех народов и во все времена считалась одним из самых тяжелых преступлений.

Образец  синквейна обучающихся по теме «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда»:

Ленинградцы.
Живые и мертвые.
Сражались, трудились, надеялись.
900 дней блокады выстояли.
Мужество.

 

 

Полностью методичку можно скачать по ссылке ниже.

22 декабря 2015
«Люди на обочине войны»
конспект методички Е.Крумкиной
Для скачивания

Похожие материалы

4 июля 2016
4 июля 2016
Всякое проявление антисемитизма всегда глубоко меня ранили, и я носителям никогда этого не прощал и не прощаю. Моей настоящей родиной была и есть Россия. Я всегда чувствовал себя ее сыном, хотя не очень часто ощущал ее родительскую любовь. Я здесь жил, любил, был любимым, был мужем и отцом… Мне не стыдно за прожитую жизнь, хотя кое-что, возможно, и следовало бы сделать по-другому. Но прошлое не вернешь…
6 июля 2015
6 июля 2015
Первая часть большой подборки литературы о репрессиях: от самых ранних и малоизвестных публикаций двадцатых годов до конца семидесятых.
16 июля 2015
16 июля 2015
Вторая часть нашего списка важнейших книг о ГУЛАГе и репрессиях. В этой части, по-прежнему не претендующей на полноту, - книги, опубликованные с 1985 по 2000 гг.
18 марта 2016
18 марта 2016
Осенью прошлого года в Мемориале прошла лекция профессора Лейденского университета Эрнста ван Альфена, посвящённая теме исторической памяти о ГУЛАГе. Мы публикуем перевод лекции в сокращённом виде и разделяем публикацию на две части для вашего удобства.

Последние материалы