Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
27 ноября 2015

«Люди на обочине войны»

конспект методички Н.Ольбиковой
Памятник репрессированным в Сосногорске
Памятник репрессированным в Сосногорске Памятник репрессированным в Сосногорске

«Уроки истории» продолжают публиковать конспекты методичек, получивших призовые места в нашем учительском конкурсе. В этот раз – программа урока для одиннадцатиклассников от Надежды Ольбиковой из города Сосногорска республики Коми. Полный текст методички и презентацию можно скачать в приложении. 

Цель урока: Осмысление трагической судьбы советского человека, отбывавшего заключение в ГУЛАГе по политической статье в годы Великой Отечественной войны, а также тех (например, остарбайтеров и военнопленных), кого война сделала не героями, а скорее жертвами, причем жертвами сразу двух диктатур – нацистской и советской.

Методические рекомендации: Данный материал можно использовать на внеклассном мероприятии, посвященном Дню памяти жертв политических репрессий – 30 октября, или на уроке истории (глава «Великая Отечественная война»). Обучающиеся самостоятельно готовят сообщения по предложенному учителем материалу исследовательских работ учеников, в том числе в разное время принимавших участие в конкурсе «Человек в истории. Россия – ХХ век». На уроке используются различные формы работы: рассказ учителя; выступление докладчиков с компьютерной презентацией; анализ статистических материалов, беседа и т. д.

 Вступительное слово учителя

В судьбе нашего государства было немало трагических событий. Среди них особое место занимают массовые политические репрессии 30 – 50 гг. XX века. Как напоминание нам о событиях, когда миллионы людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, лишены жизни, а на их семьи легло клеймо «врагов народа» и их «пособников», 30 октября в России с 1991 года отмечается скорбная дата – День памяти жертв политических репрессий. День памяти жертв политических репрессий был установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года на основании Закона РСФСР № 1761 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Ни начало Великой Отечественной войны и даже ни её победоносное завершение не принесли советским политическим заключенным ни освобождения, ни облегчения их участи. А они могли бы встать на защиту своей страны от фашистских захватчиков. Более того, после войны наметилось ужесточение карательной политики, острие которой репрессивные органы направили в первую очередь против бывших военнопленных и угнанных на запад «остарбайтеров» (гражданские принудительные рабочие). Миллионы людей, поставленные жестокими обстоятельствами военного времени и волей правящих в стране сил, в годы Великой Отечественной войны оказались на её обочине.

 Постановка проблемы

Сегодня важно изучать прошлое, преодолевать равнодушие и стремление забыть его трагические события. Что значит помнить? Надо ли нам, живущим в XXI веке, помнить о страшных годах и жертвах политических репрессий? Можно ли оправдать многочисленные жертвы некими высшими государственными целями? Общество пытается осмыслить суть тех страшных десятилетий и извлечь из них должные уроки, один из которых – урок выживания. Как сохранить в себе чувство собственного достоинства? Что делает человека человеком? – эти вопросы остаются актуальными и в наше кризисное время.

Вспомним, что же такое политические репрессии? Что называется системой ГУЛАГа? (ученики дают определения).

Политические репрессии в СССР – принудительные меры государственного воздействия, включающие различные виды наказаний и правоограничений, применявшиеся в СССР к отдельным лицам и категориям лиц по политическим мотивам.

ГУЛАГ (Главное управление лагерей) – подразделение НКВД СССР, осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), главный и важнейший орган системы политических репрессий СССР.

Наш северный Коми край также стал одним из «островов» этого чудовищного «архипелага ГУЛАГ». Именно здесь были созданы первые ИТЛ. Из ИТЛ «выросли» почти все города Республики Коми: Ухта, Воркута, Инта, Печора, Сосногорск, Емва, Микунь. В 1930 – 1950-е годы ИТЛ играли основную роль в развитии горнодобывающего комплекса страны и значительную – в лесозаготовительной промышленности и транспортном строительстве Коми АССР. «Лагерная индустриализация» была оплачена сотнями тысяч жизней заключённых. В городе Сосногорске жили люди, пережившие все ужасы Локчимлага, Устьвымлага, Ухтижемлага, Инталага, созданные на территории Коми края в 30-е годы XX века. Сегодня на уроке мы познакомимся с трагическими судьбами людей, которые прошли через весь ад тоталитарной системы. Тех, кто стал узником ГУЛАГа, и тех, кто вынужден был эмигрировать за границу, чтобы не оказаться за колючей проволокой. Они остались живы и донесли до потомков воспоминания о том страшном времени. Вашему вниманию предлагаются сообщения по материалам исследовательских работ учеников, в том числе в разное время принимавших участие в конкурсе «Человек в истории. Россия – ХХ век». Основными методами исследования стали знакомство с воспоминаниями бывших узников ГУЛАГа, беседы с ними и их родственниками (интервьюирование).

 

1) Какие выводы можно сделать на основании статистических данных о численности заключенных в годы Великой Отечественной войны?

2) Почему произошло сокращение численности заключенных ГУЛАГа?

3) Какие произошли изменения в составе заключенных по характеру совершенных преступлений?

4) Почему заключённые, осужденные за контрреволюционные преступления по 58 статье, не подлежали досрочному освобождению и передаче в Красную Армию (несмотря на их многочисленные просьбы)?

Подведение итогов урока.

Учитель:
Спасибо за работу, но вернёмся к главному вопросу урока: Надо ли нам, живущим в XXI веке, помнить о страшных годах и жертвах политических репрессий? Что значит помнить? Можно ли оправдать многочисленные жертвы некими высшими государственными целями? Как сохранить в себе чувство собственного достоинства?

Ответы обучающихся.

Благодаря инициативе и усилиям Г. И. Устиловского и сосногорского общества «Мемориал» 30 августа 1996 года на месте размещения ОТП № 14 на улице Лесная в городе Сосногорске был открыт памятник жертвам политических репрессий. Он представляет собой стелу в виде трех свечей и креста, олицетворяющего боль, скорбь и слезы того времени (авторы: архитектор А. З. Твалашвили и заместитель главы администрации Ветров А.И.).

Мы изучаем историю, чтобы не повторять её ошибок. Важно, чтобы молодые люди обладали не только историческими знаниями, но и гражданскими чувствами, были способны эмоционально сопереживать одной из величайших трагедий в истории России.

Вам, кто клеймен был статьею полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, Совещаньем Особым
Был обречен на тюремную робу до гроба,
Кто обручен был с судьбой кандалами, колючкой, цепями -
Вам в этот день наши слезы и скорбь, наша вечная память!

 (Т. Руслов – узник ГУЛАГа)

 

.

27 ноября 2015
«Люди на обочине войны»
конспект методички Н.Ольбиковой

Похожие материалы

9 августа 2011
9 августа 2011
2 сентября 2014
2 сентября 2014
В ознаменование завершения необычного лета и в предчувствии не менее необычной осени (в исторической перспективе) мы публикуем сборник лучших материалов «Уроков истории» этого года. Перед читателями – выбор редакторов.
28 октября 2009
28 октября 2009
Историк Ирина Карацуба внимательно прочитала только что вышедшие в издательстве «Просвещение» «Книгу для учителя» и учебник для 11 класса «История России. 1900-1945» под редакцией Александра Филиппова и рассказала о своём впечатлении. Ей показалось, что авторы прислушались к наказу Ивана Грозного опричным судьям: «Судите праведно, наши б виноваты не были».
24 мая 2016
24 мая 2016
Еще совсем недавно Всеволод Константинович был уважаемым человеком, педагогом-методистом, имя которого было широко известно российским учителям. Его книга «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» поставила его в ряд с лучшими просветителями России начала ХХ века. И всё это больше ничего не значило.

Последние материалы