Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
16 июля 2015

«Олень трехногий» в музее Мемориала

Фурсей Н. Олень. Архангельск. 1930-е.Черная бумага, силуэт. Из музейной коллекции Международного Мемориала.

В музейном фонде Международного Мемориала есть редкий экспонат – силуэт северного оленя, сделанный художником Николаем Андреевичем Фурсеем (1897–1942) в архангельской ссылке. Об этом экспонате рассказывает Татьяна Васильевна Смирнова, передавшая «Оленя» в дар музею. 

Сколько себя помню, у нас в комнате всегда висел черный силуэт оленя – картинка в размер в размер открытки, в черной рамке. Олень не нарисован, а вырезан из черной бумаги. Такую, по-моему, раньше применяли для конвертов с фотографиями, – и наклеен на белую бумагу. Аппликация или декупаж, как сейчас говорят. Я знала, что это работа Фурсея. Художник работал вместе с моим папой в Геолтресте, в Архангельске. И подарил ему этого оленя. И еще мама всегда вспоминала строчку из стихотворения Бориса Зубакина: «И стоит олень трехногий…». Зубакин, поэт-импровизатор, как-то приходил в гости и сочинил длинное стихотворение. На самом деле олень не трехногий – просто передние ножки у него плотно составлены.

Я родилась в 1935-м и помню себя лет с трех. Но сама ни Фурсея, ни Зубакина не видела – должно быть, они бывали у моих родителей еще до моего рождения. Оба они, как и мой папа, были ссыльными. А общаться таким людям между собой становилось все опаснее.

Как-то надо было вырвать мне зуб, еще молочный. Мама привела меня в поликлинику. Там на стенах были нарисованы красками сцены из басен Крылова: «Ворона и лисица», «Журавль и лиса» и другие. Было очень интересно рассматривать. А мама сказала, что это тоже работа Фурсея.

При всех наших скитаниях, путешествовал с нами и олень. Прошло много лет. И вот однажды во время отпуска я приехала в Архангельск. Пошла в Художественный музей. И увидела в витринах работы Фурсея: тончайшие пейзажи из черной бумаги, а один – из серой. В них была душа Севера, родного для меня края, края моего детства. На этикетках после имени художника была только одна дата – дата рождения. Так пишут, если автор жив. Без памяти от радости я бросилась к научным сотрудникам. Какое разочарование … Обычная небрежность музейщиков.

 Только с появлением интернета я узнала судьбу художника. Николай Андреевич Фурсей (1897–1942) родился на Украине, в Черниговской губернии. С 1922 г. жил в Москве, начал сотрудничать в художественных журналах. А в 1927-м его арестовали, и как бывшему офицеру дали три года лагеря и три года ссылки. Отбыв срок на Соловках, он оказался в Архангельске. Еще на Соловках познакомился со своей будущей женой Верой Герман. В Архангельске они поженились.

Фурсей был разносторонне талантливым человеком, не только художником, но и музыкантом – играл на скрипке в оркестре Архангельского театра.
А в феврале 1941 года его арестовали «за антисоветские высказывания по поводу союза СССР с гитлеровской Германией». Приговор: 10 лет лагерей. Был на лесоповале в Архангельской области. А там новый приговор за то, что «восхвалял вражескую культуру и немецких композиторов Баха, Бетховена, Моцарта называл гениями. 12 сентября 1942 года Н. А. Фурсей был расстрелян.

Расстрелян был и Борис Зубакин, строчка которого так запомнилась мне с детства.

А «Олень трехногий» теперь в Музее «Мемориала».

По теме: 

 

16 июля 2015
«Олень трехногий» в музее Мемориала

Похожие материалы

9 марта 2017
9 марта 2017
Устройство и работа советской разведки в предвоенный период, реформы Берии и многое другое.
22 сентября 2016
22 сентября 2016
Светлана Ганнушкина, председатель «Гражданского содействия» и член правления «Мемориала» получила премию «За правильный образ жизни» («The right livelihood award»), также известную как «Альтернативная Нобелевская премия мира»
13 сентября 2016
13 сентября 2016
«Уроки истории» публикуют несколько выдержек из уникального документа - дневника поволжского немца Д. Бергмана, высланного вместе с семьёй в Сибирь с началом Великой Отечественной.
24 июня 2015
24 июня 2015
Закончился XVI ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век», проводимый Международным Мемориалом. Финалисты конкурса, авторы самых глубоких исследований, были приглашены в Москву на церемонию награждения и школу-академию. По традиции, финалистам предложили написать небольшое эссе, тема которого в этом году звучала так – «Нужны ли памятники жертвам репрессий? Если да, то какими они должны быть?»

Последние материалы