Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
30 июня 2015

Свои – чужие

Нагорный Карабах в семейной памяти беженки с Донбасса
Середина мая 1992 года, Гандзасар, Нагорный Карабах. Источник: lazar-kr.livejournal.com

Автор: Талыбзада Гулана Джамил кызы, г. Балашиха Московской области,
Научный руководитель: В. И. Курилов 
 

Отчизна – это край, где пленница душа.
Вольтер

Текст работы публикуется с сокращениями.

Предварительные заметки

Июльским утром 2014 года мы поспешно покидали родной Донбасс. Поезд Донецк – Санкт-Петербург отходил от перрона железнодорожного вокзала и увозил нас в Россию. Нам повезло, потому что это был один из последних рейсов. Мы покидали город, который для меня и моих родителей стал родным. Мысленно возвращаясь в прошлое, я пытаюсь понять, что произошло. Чувство Родины было вытеснено ощущением страха, ощущением беды и ничем невосполнимой потери. Не укладывается в сознание, что такое могло произойти со мной, моими родителями, десятками тысяч жителей Донбасса. Мы вынуждены были бежать от войны, бросить свою родину. Неужели это навсегда? Россия – это спасение?! Россия – это будущее счастье?!

Вспоминая об этом, мне кажется, что именно такие мысли и чувства обуревали меня, моих родителей в тот июльский день 2014 года. Хотя прошло немного времени, но эмоции отходят на задний план. Сегодня волнует и многое другое. Невольно задаёшься многочисленными вопросами и пытаешься найти ответ на них. Кто – мы? Кто – Я? Мы – мигранты? Мы – беженцы? Будущие граждане России?

Острота проблем, от решения которых зависит судьба и будущее юго-востока Украины, будущее Донбасса, будущее моё и моих родных, – настолько переплетены и взаимосвязаны, что невольно ощущаешь свою причастность к историческому процессу, её Величеству Истории. Это обстоятельство стало решающим в моём решении принять участие в конкурсе. Сыграл свою роль и неподдельный интерес к этим событиям окружающих меня сегодня людей из числа сокурсников и преподавателей, особенно дискуссии на занятиях по истории и обществознанию.

На исторической родине отца

На мой взгляд, ключевым моментом в попытке выработать личное мнение о сути происходящего является понятие Родины. Но что это понятие значит для каждого из нас? Почему такой вопрос задают себе люди?

Родина-это дом твоих воспоминаний. А ещё это, то место, где тебя любят и ждут.

Я родилась в Азербайджане, в очень красивом городе Ленкорань. Ленкорань, город-порт на юго-востоке Азербайджана, известный приморский бальнеоклиматический курорт на берегу Каспийского моря. В 1991 году в городе проживало 45,4 тысяч жителей. Каспийское море, горные реки, чайные поля и бабушкин сад из гранатовых и инжирных деревьев. Это – родина моего отца, его родителей, его предков. Там он родился и вырос, учился, работал и служил в армии. В 1992 году мой отец уехал на заработки в город Макеевка (Донецкая область, Украина) к своему старшему брату. Сегодня задаю себе вопрос: что могло заставить отца оставить этот райский уголок? Сам он считает, что причиной стали события в конце 1980-х начале 1990-х годов в стране и Азербайджане, в частности. Желание разобраться, как связаны судьба отдельного человека и история страны привели к пониманию необходимости совершить исторический экскурс в девяностые годы XX века.

Восьмидесятые годы прошлого века вошли в историю, как годы перестройки. В этот период на фоне кардинальных изменений во всех сферах жизни советского общества особенно болезненными были проблемы межнациональных отношений. На территории СССР разразился карабахский конфликт. Он вошел в историю перестройки, как один из самых острых кризисов национальных отношений, который перерос в 1988 году в вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном, двумя республиками, входившими в состав СССР.

Листая старые газеты и журналы, начинаешь больше понимать весь трагизм происходящего тогда, и удивительное сходство с событиями в 2014 году в Украине.

Газета «Правда» 21 марта 1988 года писала:

«Проблема Нагорного Карабаха не так проста, как может показаться на первый взгляд, и имеет многовековые корни. Территориальная принадлежность этого региона, пожалуй, наиболее сложная в истории межнациональных народов Закавказья. В прошлом она приводила ко многим трагическим конфликтам, обостряемым религиозной рознью. Только в 1918-1920 годах, ещё до установления Советской власти в Азербайджане и Армении, братоубийственной войне, развязанной мусаватистами и дашнаками, была истреблена почти пятая часть жителей Карабаха. Противоречиво решался вопрос территориальной принадлежности региона и в первые годы Советской власти. Достаточно сказать, что Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской ССР была образована только в июле 1923 года. Казалось, поставлена точка.

Тем не менее в дальнейшем проблема Нагорного Карабаха возникала ещё не раз. Как правило, в те моменты, когда иным руководителям Армении было выгодно…, тогда и вносились предложения о передаче автономной области в состав Армянской ССР. В свою очередь руководство Азербайджана выдвигало встречные предложения об изменении административных границ Армянской ССР.

В спор ввязались учёные обеих республик. Они «ныряли» в глубину веков, отыскивая там, кому из народов с самого начала принадлежала эта земля. К сожалению, корректностью и объективностью учёные баталии не отличались, ясности в этот вопрос они не внесли, а ещё больше запутали его. И сегодня, если историков Азербайджана и Армении усадить за стол дискуссии, то у каждой стороны один и тот же факт будет объясняться диаметрально противоположным образом»Аракелян Ю., Кадымбеков З. , Овчаренко Г. «Эмоции и разум. О событиях в Нагорном Карабахе»..

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета ходатайствовали о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Это решение послужило началом конфликта, переросшего в кровавую межнациональную войну. За первой вспышкой унесшей жизни двух человек, последовала трагедия Сумгаита. Как следовало из официального сообщения Прокуратуры Союза ССР в Сумгаите «в результате преступных действий погибло 32 человека, принадлежащим к различным национальностям. Пострадало 197 граждан, в том числе около ста работников милиции. Совершено 12 изнасилований, разграблено более ста квартир, повреждено 26 объектов бытового обслуживания и свыше 20 автомобилей»В Прокуратуре Союза ССР //Газета «Правда» 22 марта 1988 года.. Несмотря на обилие информации в других источниках, где назывались другие цифры, факты гибели не подвергались сомнению. 

В публикации журнала «Новое время» авторы свидетельствовали о другой беде – беженцахКсения Мяло, Пётр Гончаров «Схождение лавины» Новое время № 21 – 1989. с.31.:

«И текут из Армении и Азербайджана друг другу навстречу два потока беженцев: их уже более чем по 100 тысяч с той и другой стороны, и граница, до недавнего времени казавшаяся условной линией меж двух республик (какие могут быть границы внутри единого государства?), для них становится жёсткой реальностью. <…>

В сложившейся ситуации часть мигрантов из обоих потоков, но главным образом армянского, пережила вторичную «эмиграцию» и переселилась в РСФСР. Но большая часть осталась в Армении и Азербайджане, создав вокруг себя зону особой напряжённости.

Естественно, что оба потока, более 100 тысяч человек каждый, представляет собой исключительно социальную среду, которая требовала к своим нуждам особого внимания. Но этого – то как раз и не произошло».

<…>

Вот так родился поток своих, ставших в одночасье чужими. Возвращаясь мысленно в прошлое, мой отец с глубоким сожалением вспоминал, что самое страшное состояло в нагнетании в сознание каждого чувства неприязни к соседу, если он армянин. При этом чувство беспокойства, а нередко страха перед происходящим вселялось в душу. Нечто подобное мне пришлось ощутить незадолго до отъезда из Донецка.

Драма, переживаемая нашей семьей, стала возможной только из-за того, что кому-то захотелось всех сделать одинаково счастливыми. Донбасс вспыхнул, когда его жителей решили научить жить правильно. Нет ли здесь аналогии с Карабахом? Почему не удалось разрешить карабахский конфликт? Может именно тогда почувствовал себя лишним на своей родине мой папа?

Знакомство с историей конфликта показывает, что государством предпринимались усилия для его урегулирования. Были обращения руководителей партии и государства, принимались постановления высших органов власти и союзного правительства, вводились чрезвычайные меры. Но всё оказалось безрезультатно. Не случайно в августе 2014 года имели место очередные конфликтные ситуации на границе НКР и Азербайджана, в ходе которых погибли люди.

Ответ на вопрос почему не удалось примирить враждующих на мой взгляд, очень понятно сформулировал А. Вольский, тогда председатель Комитета особого управления НКАО. В статье «Карабах: патовая ситуация», опубликованной в «Литературной газете», он писал:

«28 ноября Верховный Совет СССР принял постановление „О мерах по нормализации обстановки в НКАО”, однако через несколько дней стало ясно, что меры ничего не нормализовали и положение осложнилось настолько, что народные депутаты от Армении, Азербайджана и НКАО просили отложить предполагавшееся обсуждение вопроса на сессии Верховного Совета и уехали на места. Сегодня мы знаем, что события в НКАО развиваются драматически, две республики, если называть вещи своими именами, находятся на грани войны.

Дело не в беспомощности решения Верховного Совета, а в позиции сторон: они не желают слушать друг друга, не ищут пути к разумному выходу из положения, к балансу интересов, но упорно продолжают стремиться к победе, каждая – к своей.

С моей точки зрения, положение вокруг Нагорного Карабаха – патовое. Сложилась тупиковая ситуация, в которой шахматисты должны признать ничью и начать новую партию… И тем не менее стороны отказываются признать ничью, хотя очевидно, что ни одна из сторон победить не может. Дальнейшая конфронтация только добавит крови. У конфликта глубокие исторические корни, это общеизвестно, но ведь история – это то, что уже совершилось, пытаться исправить то, что уже состоялось в истории, невозможно, живём мы сегодня, и выход надо искать, только исходя из сегодняшней реальности, помня, что на чаше весов – люди, их жизнь, их судьба.

Но, к сожалению, именно человеческий аспект проблемы игнорируется, его затмили национальные соображения. В этом причина непримиримости, особой жестокости всех межнациональных конфликтов – не только в НКАО. «Победа любой ценой» – вот лозунг, которым оперирует большинство лидеров движения за «национальную свободу» и суверенитет и благодаря которому они морально готовы обречь свои народы на жертвы.

От каких врагов призывают защищать, даже с оружием в руках, свой суверенитет одна сторона? Во имя чего зовет к борьбе до победного конца другая? Какой ценой, каким ущербом для нравственного здоровья народа должна быть оплачена победа? Трудно поверить, что об этом главном вопросе не задумываются люди в нашей стране, в которой именно забвение великой ценности человеческой жизни так дорого обошлось обществу. И всё же не привело к счастью, нужно главное: перестать видеть друг в друге врага. Азербайджанская сторона должна признать, что население Карабаха имело основание для социального протеста… Но и армяне должны перестать видеть в Азербайджане врага, только и мечтающего о ликвидации армян на своей земле»А. Вольский. Карабах: патовая ситуация. Литературная газета 10 января 1990 года..

Слова, написанные 25 лет назад по поводу конфликта в Карабахе, думаю, актуальны во многом в оценке происходящего на юго-востоке Украины.

Логическим продолжением карабахского конфликта стали последующие события в Азербайджане, которые привели к введению чрезвычайного положения в Баку в январе 1990 года. Вот некоторые свидетельства, хронология событий января 1990 года:

13 января. Начались армянские погромы, оставившие после себя 56 трупов.

15 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О введении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых других районах Азербайджана и Армении».

Пресс-центр МВД на страницах центральных газет ежедневно информировал об оперативной обстановке в регионе. Вот один из примеров:

«Азербайджанская ССР. 17 января в Баку совершено 45 погромов и поджогов жилых домов За последние сутки из Баку эвакуировано 4658 граждан армянской национальности. Всего за время беспорядков в республике погибли 66 человек, ранены – 220, общее число погромов и поджогов – 210.
Армянская ССР. 17 января было совершено 27 нападений, в результате которых похищено 198 единиц оружия… За последние дни в Армении было совершено 66 нападений на объекты с оружием»Газета «Известияа» 16 января 1990 года..

Официальная оценка событий, которые происходили в Баку в ночь с 19 на 20 января 1990 года, была дана в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О введении чрезвычайного положения в городе Баку», принятом 19 января 1990 года и Обращении Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР «К народам Азербайджана и Армении»Газета «Правда». 20 января 1990 года.. В тексте Указа Президиума Верховного Совета СССР «О введении чрезвычайного положения в городе Баку» содержалось обоснование принимаемых мер:

«В связи с резким обострением обстановки в городе Баку, попытками экстремистских сил насильственным путем, организуя массовые беспорядки, отстранить от власти законно действующие государственные органы и в интересах защиты и безопасности граждан Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь пунктом 14 статьи 119 Конституции СССР, постановляет:

Объявить с 20 января 1990 года чрезвычайное положение в городе Баку, распространив на его территорию действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1990 года». Указ подписал 19 января 1990 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Горбачев.

Самым страшным итогом этой ночи стали многочисленные человеческие жертвы. Газета «Известия» сообщала о гибели в ночь с 19 на 20 января 62 человек и 14 военнослужащих. 76 воинов получили раненияГазета «Известия» 22 января 1990 года.. В газете «Красная Звезда» сообщалось: «…По не совсем уточненным данным: со стороны военнослужащих погибли семь человек, ранено более 40»А. Орлов Азербайджан: Только одна ночь. Газета «Красная Звезда» 20 января 1990 г.. О гибели 107 бакинцев, в том числе 98 мужчин, 2 подростков, девочки 13 лет, 6 женщин и 677 раненых сообщала «Литературная газета»Кружилин А. Баку: до и после. «Литературная газета» 7 февраля 1990 года.

В результате принятия решения о применении армии для наведения порядка в Баку развернулась ожесточённая критика слева и справа президента страны М. Горбачева. В стране активизировались политические силы, заинтересованные в развале единого государства.

Часть населения республики выразила резкое неприятие политики перестройки и её лидера, чем воспользовались руководители Народного фронта в борьбе за власть в республике.

Советские средства массовой информации заняли неоднозначную позицию в оценке предпринимаемых руководством страны мер. От полного осуждения в газете «Известия»В. Выжутович, В. Самедов. Вторжение. Что же случилось в Баку в ночь с 19 на 20 января 1990года. «Известия». 13,14,15 февраля 1990 года. и республиканских СМИ Азербайджана, ориентированных на поддержку НФА, до безоговорочной их поддержки.

Интересна позиция и оценки событий в Баку за рубежом. Газета «Санди телеграф» (Великобритания) называет ввод войск в Баку «правильным решением, принятым по верным соображениям». Газета «Вашингтон пост» (США) сообщала на первой полосе: «Президент М. Горбачев призвал советский народ проявить мудрость и благоразумие после того как советские войска вступили в Баку. Этнический конфликт стал самым серьёзным кризисом для СССР за период с 1985 года»«Известия» от 22 января 1990 года..

С точки зрения моего отца, введение чрезвычайного положения несколько успокоило людей, особенно на периферии. Однако, по его наблюдениям, отъезд армян не прекратился. Многие люди говорили об усталости от всего происходящего, потеряли веру в будущее.

Листая старые газеты, я натолкнулась на любопытную информацию, опубликованную в газете «Известия»:

«11 января. Весьма непростая ситуация в городах Ленкорани и Джалилабаде. В частности, в Ленкорани власть полностью перешла в руки представителей Народного фронта, не допущены на рабочие места работники райкома, райисполкома, военкомата, сотрудники органов внутренних дел. Захвачено местное радио. Создан „временный комитет обороны”, который взял на себя ответственность за поддержание правопорядка. К этому часу в Ленкорани не отмечено противоправных действий»«Известия» от 12 января 1990 года..

Беседуя с родителями, задала вопрос о референдуме 17 марта 1991 года. В один голос они говорили с большой горечью о развале СССР, хотя голосовали за его сохранение. В нашей семье, наверное в связи с пережитым и вынужденным переездом, особенно чувствительна проблема гарантии личной безопасности. Такую гарантию любой гражданин вправе получить от государства.

С большим интересом прочитала публикации о референдуме 17 марта 1991 года. 17 марта 1991 года состоялся единственный за 70-летний период существования СССР референдум. Перед гражданами СССР был поставлен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».

Центральная комиссия референдума СССР установила, что абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде. По данным комиссии по Союзу ССР в целом ответили «ДА» -76,4%, «НЕТ» – 21,7%. Приняли участие в голосовании – 148,5 млн человек или 80% граждан, внесенных в списки. В Азербайджанской ССР ответили «ДА» – 93,3%, в Украинской ССР – 70,2%.

Трагические события в Москве 19-21 августа 1991 года стали точкой невозврата в судьбе СССР. В дальнейшем воля граждан была проигнорирована рядом политических деятелей, и Союз прекратил свое существование в результате подписания 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений.

Именно вследствие августовских событий 1991 года было принято решение о создании Нагорно-Карабахской Республики в границах одноимённой автономной области и Шаумяновского района Азербайджанской ССР, в сентябре 1991 года. Спустя несколько месяцев сформировалось первое правительство нового государства. В то же время, в данном регионе разгорелся вооружённый конфликт, когда азербайджанские войска заняли несколько районов новообразованной республики.

Делёж территории и советского военного наследия в течение 3 лет сопровождался активными военными действиями со стороны Армении и Азербайджана, пока в 1994 году не было подписано соглашение о прекращении огня. В августе 2014 года имели место очередные вооружённые столкновения на границе НКР и Азербайджана, в ходе которых погибли люди. Нежелание сторон договариваться принесло свои кровавые плоды. Вот некоторые оценки:

Армяно-азербайджанский конфликт стал первой «горячей точкой» на территории бывшего СССР. С 1988 года в Карабахе погибло около 3 тысяч человек, почти полмиллиона стали беженцамиНагорный Карабах. Новое время № 24, 1993 г. С.8.. «За время необъявленной войны погибло уже около 10 тысяч человек, десятки тысяч лишились крова, до 4 тысяч взяты в плен»И. Ленский. «Правда», 3 апреля 1993 года.

Исторически, только в XX веке Нагорный Карабах несколько раз выступал в качестве арены для кровопролитных столкновений между азербайджанцами и армянами, но события войны 1991-1994 годов надолго вошли в историю региона.

Была ли возможность прекратить конфликт? В интервью еженедельнику «Аргументы и факты» первый президент Азербайджана Аяз Муталибов сказал:

«…тогда Азербайджан находился в составе СССР, и погасить конфликт должен был президент Горбачев с помощью советских войск. Однако он этого не сделал. Все проблемы с сепаратизмом в республиках бывшего СССР начались именно с Карабаха»«Аргументы и факты», № 5, 1995 г..

В декабре 1991 года по итогам проведённого референдума была провозглашена независимость Азербайджанской Республики. Однако провозглашение независимости вовсе не означало решения всех стоящих перед страной проблем, прежде всего, социально-экономических. Ситуацию в стране в начале девяностых ясно охарактеризовал первый президент Азербайджана Аяз Муталибов: «Ведь чем живёт сегодня средняя азербайджанская семья? Тем, что один из членов семьи выезжает на заработки в Россию. Здесь постоянно живут до миллиона азербайджанцев, которые периодически отсылают деньги домой. А это седьмая часть населения республики»Азербайджан накануне перемен? Интервью первого президента Азербайджана Аяза Муталибова Д. Макарову, корр. газеты «Аргументы и факты», № 5,1995.

На донецкой земле

В 1992 году мой отец уехал на заработки в город Макеевка (Донецкая область Украина) к своему старшему брату. Выбор для переезда определялся надеждой, что можно найти работу, так как это город с развитой промышленностью, а рядом находится Донецк. Во-вторых, отец рассчитывал на помощь брата. Говоря высокопарно, так распорядилась история. В этих условиях приходилось делать выбор. Это было не только стремление миллиона людей найти работу и обеспечить своё выживание и своих родственников. Ведь сложная экономическая ситуация сложилась не только в Азербайджане, но и на всей территории бывшего Советского Союза. Самое страшное, что ощущалось дыхание войны. К сожалению, спустя четверть века история имела своё продолжение для нашей семьи.

Каковы масштабы и мотивы миграции граждан, которые вдруг оказались в пределах границ вновь образовавшихся суверенных государств, мне удалось представить благодаря публикации Елены Малиновской в журнале «Отечественные записки» «Украина без барьеров» (2004). Некоторые аргументы и выводы автора привожу в своем проекте:

«Границы между государствами, экономические трудности осложнили переселения по личным причинам, в связи с трудоустройством или получением образования. В 1992 году, когда миграционный оборот на этом направлении был наибольшим, он лишь немногим превышал 700 тысяч человек. К 2002 году брутто-миграция сократилась в восемь раз и составила лишь 85,8 тысячи человек.

Весомыми причинами для многих переездов были военные конфликты, межнациональная напряженность. В отличие от Российской Федерации, в Украине не вёлся учет вынужденных переселенцев, то есть выходцев из Украины, имевших право на её гражданство, специального законодательства об их статусе не существовало. Оценить вынужденный компонент иммиграции можно лишь на основе косвенных данных. Например, согласно опросу иммигрантов, проведенному органами статистики в 1991 году, обострение межнациональных отношений вынудило переехать в Украину 12,6% респондентов, ухудшение криминогенной ситуации – ещё 2%. Таким образом, вынужденными мигрантами можно считать до 15% прибывших из бывших республик СССР, или 190 тысяч человек из 1,27 миллиона иммиграционного притока 1991–1993 годов, когда ситуация в новых независимых государствах была особенно нестабильной.

В 1991 году эмиграция сократилась – около 70 тысяч человек, в 1992 году продолжала уменьшаться. Однако в 1994 году она снова возросла – 58,7 тысячи человек. Это был наивысший показатель за весь период независимости»Елена Малиновская Украина без барьеров // Отечественные записки, № 4, 2004. / URL: http://www.strana-oz.ru/2004/4/ukraina-bez-barerov.

Именно в этот период уехали из страны в Россию два брата моего отца, моя бабушка по маминой линии и брат моей мамы. Мой отец из Азербайджана выехал в Украину.

Малая родина моей мамы, Макеевка – город-спутник индустриального центра Донбасса. Это ещё и моя родина, потому что родители привезли меня из Ленкорани, когда мне было около с трёх с половиной лет. Для меня Донецк – это бордовые терриконы (высокие холмы из сожжённого угля), это цветущие алые розы на аллее сказок в любимом Кованом парке, это пылающая река Кальмиус на закате дня.

В Макеевке мои родители познакомились и поженились в 1994 году в независимой Украине. Позже они выехали в Ленкорань на родину моего отца, где я и родилась. В 1999 году наша семья вновь переехала в Украину. Здесь родились две мои сестрички. Я родилась и росла в интернациональной семье, где сочетались разные религии, мировоззрения, языки и культура. Папа – азербайджанец, мама – украинка. Я прожила в этой стране пятнадцать лет, получила паспорт гражданки Украины. У нас хорошая семья единых по духу родных людей. А вот по документам не всё так гладко. Папа у нас гражданин Азербайджана. Для любого чиновника на Украине он чужестранец, иными словами – чужой. Но, несмотря на разную национальную принадлежность, мои родители жили в одной большой и великой стране – СССР. И пережили те же политические и экономические изменения. Мои предки участвовали в Великой Отечественной войне. Прошли через все взлёты и падения некогда великой державы .

Одно из самых трагичных событий ХХ века – Вторая мировая война. Она оставила глубокий след в сознании миллионов людей, которые живут на разных континентах и говорят на разных языках, а масштабы этой трагедии не имели аналогов в мировой истории.

Я и мои родители родились и выросли в мирное время, но о страданиях и горестях, которые принесла это страшная война, мне известно не только из истории, литературы и кинофильмов. Много об этих событиях я узнала, слушая рассказы родителей.

Война – это время проявления мужества и храбрости на фронте и в тылу врага. Известно, что во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов наши люди проявили невиданную стойкость и силу духа, защищая свою Родину от фашистских захватчиков. Одним из таких людей был мой двоюродный дедушка Джавад Исмаил Фатали оглы. Он был призван на срочную службу в 1939 году в Белоруссию, где и встретил врага. Завершил свой боевой путь в 1945году на Дальнем Востоке, участвуя в разгроме милитаристской Японии. Мы гордимся и будем всегда помнить нашего дедушку, а в его лице подвиг народов СССР.

Война – это страшное испытание для любой страны, любого народа и каждого человека. Она приносит много горя и страданий и для взрослых и для детей. И всем, кто видел войну своими глазами, никогда об этом не забыть. Вот и я никогда не забуду лето 2014 года.

Думала ли я или мои родители, что нам придётся своими глазами увидеть войну? Конечно же нет. Страх не покидал нас ни днём, ни ночью. Мы боялись выйти во двор, потому что там ходили не солдаты ДНР, а самозванцы с автоматами в руках. И однажды июльским утром мы стали поспешно собираться и уехали из дома.

Почему так произошло? Можно ли было избежать такого хода событий?

<…>

Эпилог

Начало жестокой гражданской войны против ДНР стало причиной переезда нашей семьи в Российскую Федерацию. На семейном совете было принято такое решение. Я никогда не жила в Советском Союзе, но в эти страшные дни не один раз слышала от родителей воспоминания о мирной безопасной жизни в стране. Уже состоялся Крым, как субъект России, и мы не только по доброму завидовали крымчанам, но и мечтали о подобном повороте судьбы. А для отца, который очень хорошо помнил всё, что происходило в девяностых в Закавказье, главной заботой стала безопасность семьи, троих детей. Конечно, у тех кто остался в Донецке, защищая право быть хозяином в своем доме, выезд мужского населения вызывал определенное отчуждение. Зная, что пришлось моему отцу пережить в лихие девяностые у себя на родине, я его поддерживаю. Наверное, права известная писательница Светлана Алексиевич, когда говорит об Украине: «Сейчас кровь льётся на Украине…И словами воюющие там пользуются знакомыми: „герой“, „мужество“…Нет, я так не думаю. Сейчас мужество не стрелять»Газета «Аргументы и факты» № 51, 2014..

Для нас Россия стала олицетворением матери большой семьи, которая никогда не даст своих детей в обиду. <…> Остаётся понять, а признает ли Россия нас своими? Хотя прошло немного времени, но эмоции отходят на задний план. Сегодня волнует и многое другое. Остаются вопросы, на которые пока ответы не найдены. Почему история нас ничему не учит? Ведь это всё уже было, но никому уроком не стало. Почему каждому поколению достаётся своя война? Сможем ли мы вернуться домой? Если сможем, то когда? Возможно, мы граждане, которые потеряли Родину навсегда? Иными словами предстоит сделать выбор, от которого зависит судьба всей семьи, моё будущее.

Лично для меня ситуация, происходящая сегодня, сродни той, в которой оказался сказочный витязь на развилке дорог. В июле главным было уехать от войны. Мы сели буквально на последний поезд, следующий из Донецка в Россию. Жить переехали в Балашиху потому, что здесь живёт мамин брат, который помогает нам обустроиться. Здесь я поступила в техникум с целью получения профессионального образования.

Я очень переживала, вольюсь ли я в коллектив, и как меня воспримут преподаватели. Оказалось, что мои страхи были совершенно беспочвенны! С ребятами я сразу нашла общий язык, а мастер восприняла меня как нельзя лучше. В учёбе появились явные успехи, особенно нравиться среди предметов история.

К событиям в Украине преподаватели и однокурсники относятся по-разному. Среди ребят эти события обсуждаются намного меньше, чем среди преподавателей. Многие утешают, говорят, всё, что ни делается, делается к лучшему. Я не согласна с этим! Вряд ли то, что произошло со мной за эти полгода можно назвать изменениями к лучшему.

Наша семья жила абсолютно нормально, а после 11 класса я мечтала поступить в ВУЗ. И я очень хотела жить и работать на своей Родине. В своем родном городе – Донецке. Но у жизни свои планы и в последнее время её виражи становятся все круче и круче.

Есть огромное желание стать полноправным гражданином России не только у меня, но и всей семьи. На первых порах казалось, что для нас, прибывших из Донецка, особых препятствий не будет. По прибытию из Донбасса сразу поверили, что нас в беде никто не бросит. Однако первый и особенно последующие визиты в ФМС оптимизм заметно поубавили. Проблем оказалось более, чем достаточно. Стать своим становится целью, хотя и трудно достижимой. С юношеским задором и наивностью полагаю, что для людей, хорошо владеющих русским языком, знающих историю России, желающих получить рабочую профессию, найдется место в стране. Поэтому стараюсь как можно лучше учиться. По итогам семестра в числе лучших в учебной группе.

Какая альтернатива этому пути? Один из гениальных русских писателей Иван Бунин, находясь в эмиграции, вопрошал: «Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она в душе. Это с годами не пропадает». Сейчас новости о Донецке я читаю каждый день в интернете, слышу по телевизору, от родителей – отовсюду. Самое печальное, что за всё это время я не получила ни одной хорошей новости! Но, у меня и наших знакомых из Донбасса не гаснет надежда, что война скоро закончится. И мой любимый город, надеюсь, снова заживет как раньше. Снова будут цвести алые розы, снова заполниться аллея сказок в парке детьми и взрослыми, снова будет пылать река Кальмиус. Можно будет возвратиться домой. Увы, и это только благие пожелания, которые сбудутся нескоро. Понимаю, что такое возможно только при помощи и участии России. Но России сегодня очень трудно. Она сама находится в тисках информационной войны и экономических санкций.

Реальность такова, что в Донбассе стреляют. Подумать только, всего 70 лет на Донбассе не было войны! Снова гибнут невиновные люди, снова дети живут в кошмаре, снова рушится город. Я не понимаю, что заставляет людей идти друг против друга, убивать друг друга. Не понимаю, почему так важно, какой ты национальности или на каком языке говоришь. Я считаю, в войне нет победителей. В чём смысл победы, если погибших уже не вернуть, а страх и боль минувших дней не забыть?

Как сказала Джаннетт Ранкин: «Выиграть войну так же невозможно, как невозможно выиграть землетрясение». Нет смысла в войне, а особенно в гражданской.

Любая война заканчивается миром. Очень хочется чтобы это произошло как можно быстрее. И тогда, все стремления и желания станут реальностью.

30 июня 2015
Свои – чужие
Нагорный Карабах в семейной памяти беженки с Донбасса

Похожие материалы

16 мая 2016
16 мая 2016
Во время своего визита в Тольятти М. С. Горбачев посетил Волжский Автозавод. Там он впервые употребил слово «перестройка» для обозначения общественно-политического процесса. Этот термин подхватили СМИ и он стал лозунгом новой эпохи в СССР.
6 февраля 2015
6 февраля 2015
«Моя работа посвящена судьбе моего отца-„афганца“, Александра Анатольевича Сафонова. К этой работе я шла долго, почти десять лет, с 2002 года, с того момента, когда умер мой отец. Мне тогда было восемь лет. Я по-детски, конечно, многого не понимала, задавалась вопросом, почему он так рано ушел из жизни? Почему именно он?»
4 апреля 2012
4 апреля 2012
«Парламент» – еженедельная газета, выпускаемая при содействии Федерального центра политического образования Германии. Ниже приводится анонс публикаций, подготовленных газетой в рамках спецвыпуска «После распада Советского Союза» (номер 49-50 от 5.12.2011).