Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
9 июля 2015

Академия-школа конкурса XVI «Человек в истории». Апрельская хроника

25 – 29 апреля 2015 г. состоялась всероссийская академия-школа конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ в.». Её участниками стали 53 победителя конкурса текущего года, приехавшие в Москву со всей России. Ниже публикуется подробный рассказ о программе и фотоотчет пятидневной выездной школы.

В 2015 году академия-школа была посвящена вопросу увековечения жертв репрессий в современном обществе. На протяжении рабочих встреч школьники знакомились с проблемой, изучали международный опыт обращения к теме жертв в памятниках, размышляли о существовании в обществе разных точек зрения на то, каким может быть отношение к трудному национальному прошлому. В конце участники выполняли в группах творческое задание – создавали собственные макеты памятников жертвам репрессий, которые затем были представлены в фойе Театра юного зрителя перед церемонией награждения победителей. 

25 апреля: происходил заезд участников, их знакомство друг с другом. Школьники обсудили свои работы, направленные на конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ в.», с членами жюри.

26 апреля началась рабочая программа. В самом начале участникам объявили тему академии-школы и предложили написать эссе на тему «Нужен ли в России памятник жертвам политических репрессий? Если да, каким он может быть?». Несколько наиболее интересных эссе были опубликованы в специальном материале «Уроков истории».

Сотрудница Мемориала, редактор сайта «Уроки истории» Наталья Колягина прочитала лекцию, в которой она представила мировой опыт обращения к теме жертв в памятниках. Основные примеры памятников представлены в презентации:

После лекции участники школы посетили Государственную Третьяковскую галерею на Крымском валу и отправились в автобусную экскурсию по Москве.

27 апреля. День исторического уик-энда «Память в городе», подготовленного и проведённого в партнёрстве с Фондом Гайдара

Задачей исторического уик-энда было погрузить школьников в проблему исторической памяти и города. Каким образом история страны может отражаться в пространстве, в котором мы живем, и должна ли она в нем отражаться? Как, в какой форме нужно обсуждать преступления прошлого, нужно ли размещать на улицах города свидетельства преступлений советской власти, чтобы они постоянно служили напоминаниями об ошибках прошлого? Нужно ли решать вопросы топонимики –возвращать улицам и городам дореволюционные названия?

Школьники искали ответы на эти и многие другие вопросы в форме командных дебатов. Подробный отчёт об историческом уик-энде с описанием правил игры Дебаты.

28 апреля был днём подготовки творческих проектов. Вместе с наставниками – сотрудниками Московского музея современного искусства, школьникам предстояло подготовить в группах проект собственного памятника репрессированным. Техники, в которых велась работа, наверняка были новыми для участников, так что им предстояло не только продумать свой проект с содержательной стороны, но и попробовать себя в роли художника граффити, химиографии, видеоинсталляции, инсталляции, коллажа. О том, как проходила работа над проектами и что в итоге получилось, рассказывает короткий видеофильм:

Кроме непосредственного создания арт-объектов, авторы должны были дать им название, придумать творческий манифест и написать текст экспликации, так что к концу рабочего дня проекты памятников были не только изготовлены, но и оформлены как настоящие экспонаты для выставки.

Помимо основной программы академии-школы, нескольких школьников в разное время приглашали к участию в передачах на радиостанциях Свобода и Эхо Москвы (ссылки на запись передач в интернете – Передача с Тамарой Ляленковой на Радио Свобода и «Родительское собрание» с Ксенией Лариной на «Эхе Москвы»). 

Наконец, 29 апреля состоялась Церемония награждения победителей школьного конкурса, которая прошла в Московском театре юного зрителя. Вели церемонию, уже традиционно, Татьяна Лазарева и Михаил Шац. Перед началом церемонии в фойе театра прошла презентация детских проектов памятников жертвам политических репрессий. 

По теме:

9 июля 2015
Академия-школа конкурса XVI «Человек в истории». Апрельская хроника

Похожие материалы

4 сентября 2013
4 сентября 2013
В Государственном литературном музее А. С. Пушкина открылась выставка «Альбомы стали нынче редки...»: эволюция альбомного жанра с конца XVIII до начала XXI в. (из собраний государственных музеев и частных коллекций). На выставке представлены восемнадцать альбомов из архива и музея «Мемориала», пять гербариев из фонда А. Ф. Вангенгейма.
7 февраля 2015
7 февраля 2015
Приглашаем вас на новый пешеходный маршрут «Три горы – три революции» 15 февраля.
24 января 2014
24 января 2014
7 мая 2015
7 мая 2015
29 апреля 2015 года в Московском театре юного зрителя состоялась Церемония награждения победителей XVI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». Организованный Международным Мемориалом конкурс направлен не только на развитие исследовательских навыков старшеклассников, но и на то, чтобы история страны стала частью их личной истории. Этому способствует и работа с архивными документами, которые позволяют по-иному пережить, почувствовать прошлое, и взгляд на исторические события сквозь призму истории конкретного человека, конкретной семьи. Часто поводом для исследования становится история собственной семьи, например, исследование судьбы родственников, воевавших во времена Второй мировой войны.

Последние материалы