Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
9 июля 2015

Академия-школа конкурса XVI «Человек в истории». Апрельская хроника

25 – 29 апреля 2015 г. состоялась всероссийская академия-школа конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ в.». Её участниками стали 53 победителя конкурса текущего года, приехавшие в Москву со всей России. Ниже публикуется подробный рассказ о программе и фотоотчет пятидневной выездной школы.

В 2015 году академия-школа была посвящена вопросу увековечения жертв репрессий в современном обществе. На протяжении рабочих встреч школьники знакомились с проблемой, изучали международный опыт обращения к теме жертв в памятниках, размышляли о существовании в обществе разных точек зрения на то, каким может быть отношение к трудному национальному прошлому. В конце участники выполняли в группах творческое задание – создавали собственные макеты памятников жертвам репрессий, которые затем были представлены в фойе Театра юного зрителя перед церемонией награждения победителей. 

25 апреля: происходил заезд участников, их знакомство друг с другом. Школьники обсудили свои работы, направленные на конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ в.», с членами жюри.

26 апреля началась рабочая программа. В самом начале участникам объявили тему академии-школы и предложили написать эссе на тему «Нужен ли в России памятник жертвам политических репрессий? Если да, каким он может быть?». Несколько наиболее интересных эссе были опубликованы в специальном материале «Уроков истории».

Сотрудница Мемориала, редактор сайта «Уроки истории» Наталья Колягина прочитала лекцию, в которой она представила мировой опыт обращения к теме жертв в памятниках. Основные примеры памятников представлены в презентации:

После лекции участники школы посетили Государственную Третьяковскую галерею на Крымском валу и отправились в автобусную экскурсию по Москве.

27 апреля. День исторического уик-энда «Память в городе», подготовленного и проведённого в партнёрстве с Фондом Гайдара

Задачей исторического уик-энда было погрузить школьников в проблему исторической памяти и города. Каким образом история страны может отражаться в пространстве, в котором мы живем, и должна ли она в нем отражаться? Как, в какой форме нужно обсуждать преступления прошлого, нужно ли размещать на улицах города свидетельства преступлений советской власти, чтобы они постоянно служили напоминаниями об ошибках прошлого? Нужно ли решать вопросы топонимики –возвращать улицам и городам дореволюционные названия?

Школьники искали ответы на эти и многие другие вопросы в форме командных дебатов. Подробный отчёт об историческом уик-энде с описанием правил игры Дебаты.

28 апреля был днём подготовки творческих проектов. Вместе с наставниками – сотрудниками Московского музея современного искусства, школьникам предстояло подготовить в группах проект собственного памятника репрессированным. Техники, в которых велась работа, наверняка были новыми для участников, так что им предстояло не только продумать свой проект с содержательной стороны, но и попробовать себя в роли художника граффити, химиографии, видеоинсталляции, инсталляции, коллажа. О том, как проходила работа над проектами и что в итоге получилось, рассказывает короткий видеофильм:

Кроме непосредственного создания арт-объектов, авторы должны были дать им название, придумать творческий манифест и написать текст экспликации, так что к концу рабочего дня проекты памятников были не только изготовлены, но и оформлены как настоящие экспонаты для выставки.

Помимо основной программы академии-школы, нескольких школьников в разное время приглашали к участию в передачах на радиостанциях Свобода и Эхо Москвы (ссылки на запись передач в интернете – Передача с Тамарой Ляленковой на Радио Свобода и «Родительское собрание» с Ксенией Лариной на «Эхе Москвы»). 

Наконец, 29 апреля состоялась Церемония награждения победителей школьного конкурса, которая прошла в Московском театре юного зрителя. Вели церемонию, уже традиционно, Татьяна Лазарева и Михаил Шац. Перед началом церемонии в фойе театра прошла презентация детских проектов памятников жертвам политических репрессий. 

По теме:

9 июля 2015
Академия-школа конкурса XVI «Человек в истории». Апрельская хроника

Похожие материалы

13 ноября 2009
13 ноября 2009
Лениниана Михаила Ромма складывается из двух фильмов, снятых в 1937 и 1939 годах: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Ниже – подробные рецензии на фильмы и методические рекомендации по использованию фильмов на уроках истории.
3 ноября 2016
3 ноября 2016
Заявление оргкомитета конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век» в связи с решением коллегии по жалобам на прессу об этически неприемлемых репортажах РЕН ТВ о нападении на Людмилу Улицкую.
26 декабря 2014
26 декабря 2014
В архив Мемориала поступил удивительный фонд свидетельств жизни Михаила Говоренкова, инженера и художника, отсидевшего в лагерях 10 лет. Самое неожиданное в нём - открытки с диснеевскими персонажами, которые Михаил Сергеевич рисовал в лагере для своих дочерей – Татьяны и Иры.
11 июня 2014
11 июня 2014
11 июня в рамках фестивальной программы «Мемориала» состоится обсуждение, посвящённое выходу на русском языке книги «Молодой Сталин» Симона Монтефиоре.

Последние материалы