Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
4 февраля 2015

Дрезден 70 лет назад: полномасштабная панорама

Фото: Tom Schulze © asisi

Ядегар Азизи родился в Вене, куда его мать бежала с пятью детьми из Ирана. Отец Ядегара был вместе с другими 19 офицерами персидской армии в Тегеране. Азизи знает Дрезден очень хорошо, здесь он провёл несколько лет и окончил архитектурный институт.

Азизи работает в жанре инсталляции-панорамы, жанре популярном в XIX в., но затем вытесненном кинематографом. Его панорамы – крупнейшие в мире – располагаются в нескольких европейских городах. Это работы не только на исторические, но и, например, географические темы. Среди исторических сюжетов есть панорама Лейпцига времен Битвы народов (1813 г.) или Берлинской стены.

Новая работа Азизи воссоздаёт облик Дрездена утром 15 февраля 1945 г. – через два дня после известных авианалётов, уничтоживших до основания центр саксонской столицы. Она демонстрируется в «Дрезденском панометре», специально сконструированном Азизи (в регулярном режиме там представлена его же экспозиция, посвященная барочному Дрездену).

В основу панорамы лег широко известный снимок, сделанный фотографом Рихардом Петером из случайно уцелевшей башни дрезденской ратуши в разрушенном центре через два дня после атаки 13-14 февраля. Азизи использует ту же точку фокуса, но существенно дополняет фотографию Петера. Помимо того, что изображение сильно увеличено – оно представлено в масштабе 1:1 и имеет 27 метров в высоту, 107 метров в длину, оно развёрнуто на 360 градусов и дополнено множеством деталей, которых нет на прототипе. Например, Азизи включил вид противоположного берега Эльбы, здание вокзала и др.

Панорама «Дрезден 1945» основана на подробных поисках и исследованиях команды Азизи. Для каждого здания, представленного на экспозиции, были найдены фотографии его разрушения (большинство из которых, впрочем, были сделаны месяцы, а то и годы спустя, так что представленный в итоге образ в итоге, конечно, фиктивен). Разыскания велись в дрезденском музее военной истории Бундесвера. Если снимков тех или иных зданий так и не удалось найти, на этих местах Азизи изобразил облака дыма, что выглядит достоверно – многие улицы или, например, дворец догорали еще много дней и после 15 февраля. 

Чтобы окинуть взором картину разрушения, посетителям предстоит взобраться на шесть этажей специальной конструкции (ратуша, с которой фотографировал Петер, безусловно, ещё выше). Окружающий ландшафт призван, насколько это возможно, подробно воспроизвести исторические реалии – выверен и масштаб, и положение зданий на плане. Среди разрушенных достопримечательностей Дрездена – ещё стоящая Фрауэнкирхе с устремляющимся к небу куполом. Купол обрушился как раз 15 февраля – жар пламени сделал известняк пористым и деформировал железное армирование.

С интервалом в 15 минут запускается свето-цветовая инсталляция, которая создаёт эффект ночной или дневной атак, бурлящего огненного смерча. Азизи останавливается на дате 15 февраля ещё и для того, чтобы успеть показать в своей реконструкции жизнь в разрушенном городе. Изображение дополнено фигурами людей с чемоданчиками в руках – такие собирались заранее на случай воздушной тревоги, там хранился минимум необходимого и важнейшие документы. Эти люди выбираются из своих убежищ, осматривают руины, возможно, в поисках соседей или родственников и уходят из опустевшего города.

Чтобы поместить изображаемое в исторический контекст, Азизи предваряет вход к панораме небольшой выставкой. Её начало посвящено красоте «старого Дрездена», затем следует сжато изложенная история о «коричневых временах» в городе. Следующая часть рассказывает о войне с воздуха до 1945 г. с остановками на польском Велюне и Варшаве, Роттердаме, Лондоне и Ковентри – то есть местах, которые были разрушены в ходе немецких авианалётов. Не случаен и подзаголовок выставки – «Трагедия и надежда одного европейского города». Впрочем, всё это не отменяет завораживающего ужаса полномасштабной картины разрушений и эмоций, которое бомбардировка 1945 г. вызывает 70 лет спустя. 

 

Историческая справка (по материалам статьи Стефана Келлерхофа «Крушение Дрездена»):

Вопреки широко распространенному во времена ГДР преданию, выбор Дрездена в качестве мишени для авиаудара не имел ничего общего с замыслом нанести урон культуре. Так, в архиве Британских ВВС (Royal Air Force, RAF) хранится написанный на двух листах список целей с циничным названием «Путеводитель бомбардировщика». В нём указаны более пятисот немецких городов, каждый из которых насчитывал свыше 15 тысяч жителей. Эти города расположены в порядке их экономической значимости, с информацией об их структуре – так, обширные кварталы фахверковых домов, то есть домов, сделанных в типичном германском стиле, с использованием глины и деревянных балок, с воздуха было намного проще разглядеть и предать огню, нежели территории, где доминировала кирпичная или бетонная застройка.

В первые пять лет Второй мировой войны Дрезден лежал вне радиуса действия бомбардировщиков союзных сил – они нападали на Берлин, Лейпциг или другие города. Первые заметные повреждения Дрезден получил 7 октября 1944 г., когда оказался одной из мишеней масштабных атак на заводы по сжижению угля, стратегически важных для Германии, лишавшейся нефтяных источников. 29 бомб убило тогда 260 человек и уничтожило 65 зданий.

Независимо от этого октябрьского налёта Дрезден попадает в поле зрения планировщиков в команде британских бомбардиров. Впервые как «желательная цель» этот город упоминается в письме Артура Харриса, командующего бомбардировками RAF, от 1 ноября 1944. Причина тому – изменения в стратегии авиаударов союзников – отныне они стремились ослабить немецкий восточный фронт. Для этого выбирались транспортные узлы, через которые на фронт перебрасывалось подкрепление.

8 февраля 1945 г. издаётся распоряжение RAF: «В связи с особой значимостью в вопросах транспортировки как эвакуированных с восточного фронта, так и военных сил на восточный фронт» Берлин, Дрезден и Хемниц должны быть должны быть атакованы в первейшую очередь. «После этого нападение на Дрезден», – как пишет британский историк Фред Тейлор, – «оставалось лишь вопросом погоды и выбора удачного времени». 13 февраля 1945 этот вопрос был решён. 

По теме:

4 февраля 2015
Дрезден 70 лет назад: полномасштабная панорама

Похожие материалы

13 ноября 2015
13 ноября 2015
75 лет назад, 20 сентября 1940 года произошло первое массовое убийство, предвосхитившее Холокост – коллективная «эвтаназия» душевнобольных пациентов в Хартхайме. Мы публикуем перевод статьи об этом событии, вышедшей в издании «Jüdishe Allgemeine».
8 декабря 2009
8 декабря 2009
Подборка стихотворений о войне учительницы русского языка и литературы Н.Я. Мировой. В отсутствие сколь-нибудь значимых научно-исторических сочинений о Великой Отечественной войне, литературное её осмысление было для советского человека явлением чрезвычайной важности. Именно тема войны, «великой» и «священной», подчас позволяла говорить и писать «неудобную» правду о самом устройстве советской жизни. Писатели и поэты-фронтовики могли быть (и оказывались) более свободными в самовыражении, по сравнению с литераторами предыдущих поколений. Ниже приводится избранная подборка стихотворений, которой можно воспользоваться при подготовке и проведении уроков истории.
17 июня 2011
17 июня 2011
Центр документации – научно-исследовательcкое учреждение при Объединении «Саксонские мемориалы в память жертвам политического террора», г. Дрезден
31 октября 2011
31 октября 2011
В материале двух музейных экспертов Михаила Гнедовского и Никиты Охотина рассказывается о мировом опыте создания и существования «негативных» исторических экспозиций.

Последние материалы