Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
5 января 2015

Жив ли Маяковский сегодня? Пособие для ученика и учителя

К годовщине со дня смерти Надежды Яковлевны Мировой (1928-2009), учительницы русского языка и литературы в московской Пятьдесят седьмой школе, мы публикуем одну из последних её работ – «Жив ли Маяковский сегодня? Пособие для ученика и учителя». К сожалению, книга увидела свет уже после смерти Надежды Яковлевны.

Несколько отрывков:

«Многие строчки Маяковского примелькались читателям, став расхожими цитатами в передовицах, надоевшими газетными заголовками, превратившись в пропагандистские формулы. Его произведения советского периода словно бы вобрали в себя что-то от скучнейших характеристик из школьных учебников, от обязательных стандартных вопросов в экзаменационных билетах. Сейчас первостепенная задача в изучении Маяковского – прочесть его освобожденным от казенного „хрестоматийного глянца“, от очевидных искажений и намеренных передергиваний.»

 

«Поистине роковым для поэтической судьбы Маяковского стало знаменитое высказывание о нем Сталина: „…Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление“. Эти слова отца народов Страны Советов определили трагическую посмертную судьбу Маяковского. Поэта канонизировали, причислили к неприкасаемым.»

 

«В 1990-е годы, когда стал рассеиваться туман советской идеологии, когда критика и литературоведение стали освобождаться от запретов и штампов, начала выстраиваться реальная история русской литературы XX века. Наступила пора переоценок. Изменилось отношение и к Маяковскому. Маятник резко качнулся в противоположную сторону. Маяковского стали развенчивать, разоблачать, попытались даже вообще вычеркнуть из литературного процесса. Сгоряча его исключили из некоторых антологий и учебных пособий. Нет Маяковского в „Антологии русской поэзии и прозы XX века“, изданной в 1994 году в помощь учащимся 11-го класса (составители Г. Гольдштейн и Н. Орлова). В книге В. С. Баевского „История русской поэзии“ (Смоленск, 1994), в которой, по словам автора, „внимание привлекается в первую очередь к новым явлениям в стиле, языке, стихе, способах организации образов“, поскольку „история русской поэзии – это история новаторства русских поэтов“, главы о Маяковском нет. Нет Маяковского даже в разделе „Футуристы“ в выпущенном в 1997 году под редакцией В. В. Агеносова учебном пособии для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий „Русская литература Серебряного века“. Есть Северянин и Хлебников, а Маяковского нет…»

 

«Маяковского изучать еще трудно, но уже ясно, что изучать историю русской поэзии минуя Маяковского нельзя. Но изучать его нужно, не затушевывая его кричащих противоречий, не закрывая глаза на сбои в нравственных ориентирах, отделяя подлинную поэзию от стихов, которые уже при своем рождении были нежизнеспособны.»

Книга Н. Я. Мировой – это попытка восстановить сложный и многогранный образ Маяковского как поэта и публициста и предложить новую методику преподавания его творчества в школе. Основную часть двухсотстраничного труда занимает очерк жизни и творчества Маяковского, оставшиеся полсотни страниц – рекомендации учителям для проведения уроков в 11 классе (Н. Я. предлагает разбирать наследие Маяковского на восьми занятиях), примерные темы сочинений и домашних рефератов для старшеклассников. Через творчество Маяковского старшеклассники смогут познакомиться с атмосферой литературной и художественной жизни 1900-1920-х годов, получить представление о модернизме, авангарде, нравственных трудностях, которые поставили перед писателями революции 1905 и 1917 годов. Книга объясняет, как анализировать стихотворения, выявлять особенности лирического героя и интонации поэта.

Полный текст книги на сайте Academia.edu

5 января 2015
Жив ли Маяковский сегодня? Пособие для ученика и учителя

Похожие материалы

6 июля 2016
6 июля 2016
Немцы не задерживали беглецов, но дубинками и прикладами давали им на дорогу последний показательный урок своей философии «расового мифа»; по ту сторону демаркационной линии в длинных тулупах, буденовских остроконечных шлемах и со штыками наголо стояли стражники «классового мифа», приветствуя скитальцев, бегущих на землю обетованную, спущенными с поводка овчарками или огнем ручных пулеметов.
16 мая 2012
16 мая 2012
Историческая работа любого вида имеет дело с источниками: из них мы черпаем знания, а их интерпретация определяет то, как мы видим историю. В этом материале представлены виды исторических источников и даются советы, как их интерпретировать. Вместо того, чтобы предоставить готовые рецепты, данная глава приведет читателя в мастерскую историка, где конкретные примеры станут стимулом к толкованию источников.
24 мая 2016
24 мая 2016
Я – праправнучка сосланного в Туруханск и расстрелянного там Федора Григорьевича Долгинского. Мы, его потомки, живем в Туруханске. У прапрадеда нет могилы. Этой работой я хочу восстановить память о нем и, насколько возможно, о других людях, разделивших с ним эту страшную участь.

Последние материалы