Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
16 мая 2014

О, где же ты, брат? / Рецензия на фильм ВВС «Война коронованных кузенов»

С середины 60-х годов XIX-го века в одной большой и дружной королевской семье стало неспокойно. После того как Пруссия оккупировала Данию, юные кузены Вилли (Вильгельм II, будущий кайзер Германии), Жоржи (Георг V, будущий король Англии) и Никки (Николай II, последний из Романовых) уже больше не могли играть вместе, как раньше. Сердце бабушки Виктории неспокойно – много внуков – много неприятностей.

У маленького Вилли сложные отношения с родителями, его мать – англичанка в прусском королевстве его дедушки Вильгельма. У Вилли с рождения не работает левая рука, его неправильную осанку поправляют при помощи почти что пыточного механического аппарата. Дядя Берти (будущий король Англии Эдуард VII) не зовёт приезжать на каникулы в Данию.

Мамы Жоржи и Никки – родные сёстры. Они воспитывают детей в любви и согласии, однако ни один, ни другой не хотят становиться коронованными наследниками британского и русского престолов, в то время как Вилли жаждет власти. А не разразится ли здесь война?

Документальный фильм BBC «Война коронованных кузенов» рассказывает семейную историю о происхождении Первой Мировой войны. Современные исторические исследования, с их установкой на «личную» историю вместо глобальной и абстрактной «истории народов», проходят в этом фильме полный цикл и возвращаются к старой классической традиции «истории правителей». Новость заключается в том, что теперь правители – обычные, ничем не примечательные люди, интересующиеся яхтами, дизайном одежды и любительской фотографией. Власть, оказавшаяся у них в руках, превращает их простые человеческие страсти в «трагедию Шекспира, переписанную Фрейдом».

По законам жанра, главное внимание уделяется условному отрицательному персонажу – Вильгельму – суровому вагнерианскому герою с трудным детством, Дарту Вейдеру с развитым художественным вкусом и возможной латентной гомосексуальностью. Нарушившийся баланс семейных взаимоотношений, недоверие и страх остальных кузенов перед Вилли – одно из объяснений неожиданного политического поворота, создания Антанты – союза традиционно враждовавших между собой Великобритании, Франции и России.

Однако чем дальше, тем больше семейный сюжет уходит в сторону от того, что мы привыкли считать главными опорными точками на пути великих держав к Великой войне – Балканских войн, революции 1905-го года в России, англо-германской гонки вооружений (о которой, впрочем, высказана смелая догадка, что её корни лежат в соревнованиях яхт Вильгельма и Эдуарда на ежегодной гонке у острова Уайт). Чем ближе война, тем меньше влияние, оказываемое кузенами на политику своих стран. Договор в Бьёрке между Вильгельмом и Николаем денонсирован. Георг V – первый церемониальный британский монарх, в ходе войны уже не претендующий ни какую реальную власть.

И потому последняя страница этой семейной драмы – вовсе не война, а казнь Романовых в Екатеринбурге. И вновь, по законам повествования, главный отрицательный герой вдруг уходит на второй план, а настоящим предателем оказывается старый друг детства. Никки погибает, Вилли приветствует приход Гитлера к власти, Жоржи прячется за спинами своих министров. Трудные времена для семейной истории.

Другие рецензии на фильм:

Сергей Бондаренко

16 мая 2014
О, где же ты, брат? / Рецензия на фильм ВВС «Война коронованных кузенов»

Похожие материалы

5 февраля 2016
5 февраля 2016
Можно ли сделать шоу из Шоа? Неудачная попытка лечения кризиса среднего возраста съёмками фильма про Холокост в истории Джерри Льюиса и «Дня, когда клоун плакал».
11 марта 2013
11 марта 2013
Статья директора фонда и мемориального комплекса Бухенвальд и Миттельбау-Дора Ф. Книгге о том, как в современном обществе возможно всё-таки извлекать уроки из прошлого.
10 августа 2012
10 августа 2012
Вместе с фильмом была выпущена брошюра; в ней приведены либретто «культурфильмы в 7 частях», памятка для политпросветработника и список тематической литературы. Ниже этот документ эпохи публикуется полностью
29 ноября 2013
29 ноября 2013
«Так как я уже полтора года ничего не знаю о своем сыне, я прошу вас ответить мне на следующие вопросы: Как мой сын развивается физически и умственно? В каком он состоянии здоровья? Каков его вес и рост? Чем он занимается? Учит ли он уже читать и писать?.. Знает ли он о своей матери?» Из письма 1941 г., написанном Полли из «Трехгрошовой оперы» – немецкой актрисой Каролой Нейер – в Орловской тюрьме. Спустя несколько месяцев она умрет от тифа в Соль-Илецке.

Последние материалы