Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
15 мая 2014

Как говорить о войне: от 1940-х к 1970-м, от 1970-х к 2000-м. Борис Васильев, «лейтенантская проза», стихи и кино о войне / Конференция в РГГУ

15 мая 2014 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоится конференция с таким названием. Организатор – Институт филологии и истории РГГУ при поддержке фонда социально-экономических и интеллектуальных программ С. А. Филатова. Начало в 12 часов.

21 мая исполняется 90 лет Борису Васильеву, и к этой годовщине фонд С. А. Филатова организует несколько конференций. Одна из них пройдёт в РГГУ: 3 заседания, к дискуссии вокруг которых приглашаются все желающие.

В этом мае много юбилеев – 95 лет Слуцкому, 90 лет Окуджаве – но дело, конечно, не в мае и не в юбилеях, а в возможности обсудить принципы разговора о войне.

Повести Бориса Васильева («А зори здесь тихие», 1969; «Иванов катер», 1970; «В списках не значился», 1974, и др.) переиздавались, экранизировались, перерабатывались для театральных постановок, в 1970-е – 1980-е годы это был один из самых читаемых авторов прозы о войне. Между тем, способы изображения войны, менявшиеся иногда (например, на рубеже 1950-х – 1960-х) очень интенсивно, от года к году, если не быстрее, нуждаются в изучении именно хронологическом.

Какие образцы разговора о войне, изображения войны были заданы в двух произведениях, сразу по её окончании опубликованных и получивших Сталинскую премию – в повестях «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова и в повести «Звезда» Эммануила Казакевича?

Как в этих произведениях были изображены военный опыт (что значило понятие «опыт»?), военные будни, поколение ушедших на фронт после школы, более старшие поколения? Как изображались коллективность опыта, его индивидуальность?

Как менялось изображение этих категорий в последующие годы? Каковы были стереотипы изображения войны к концу 1960-х, когда появилась проза Васильева – после «Пяди земли» Григория Бакланова, «Круглянского моста» Василя Быкова, «Убиты под Москвой» Константина Воробьева, напечатанных не в Москве, а в далеком Вильнюсе, после снятых с прилавков «Тарусских страниц» с повестью Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр»?

Программа

12.00 – 13.45 Театральные постановки и экранизации произведений Бориса Васильева

Юрий Доманский
«А зори здесь тихие»: пространство сцены в интерпретации Давида Боровского

Светлана Пахомова
Конец героического времени? «Иванов катер» Бориса Васильева на экране

14.10 – 16.10 Произведения Бориса Васильева в контексте литературы 1940-х – 1970-х гг.

Илья Кукулин

К вопросу о довоенных источниках стихотворения К. Симонова «Жди меня» (1941)

Ольга Розенблюм
«Военная семья», «мы» и другие общности на войне от 1940-х к 1970-м

Андрей Немзер
Стихотворение Д. С. Самойлова «Поэт и гражданин» завершается обменом репликами: «– Ты это видел? / Это был не я»

16.30 – 18.30 Эволюция образов «войны» и Великой Отечественной войны: кино, литература, повседневность

Светлана Маслинская
Первый отряд vs. облачный полк: Великая Отечественная война в современной беллетристике для детей

Татьяна Дашкова
О новых способах показа войны в кинематографе 1990-2000 гг.

Дискуссия 

Как произведения о войне воспринимались фронтовиками и детьми фронтовиков? Что трогало, что было интересно, что было чуждо, что вызывало раздражение, что совпадало и не совпадало с собственным образом войны?

Адрес: Москва, РГГУ, Миусская пл., д. 6. Аудитория 273.

15 мая 2014
Как говорить о войне: от 1940-х к 1970-м, от 1970-х к 2000-м. Борис Васильев, «лейтенантская проза», стихи и кино о войне / Конференция в РГГУ

Похожие материалы

9 июня 2015
9 июня 2015
Интервью с дочерью известной переводчицы Норы Галь, которая, готовясь к встрече с корреспондентом «Уроков истории», сделала несколько открытий в семейном архиве.
26 декабря 2016
26 декабря 2016
И.М. Зальцман - мировой «король танков», «российский Форд». Его имя известно за рубежом. Автор предпринял попытку собрать воедино факты из биографии И.М. Зальцмана, относящиеся к периоду жизни в городе Челябинске, проанализировать его личность.
28 октября 2014
28 октября 2014
Материалы конференции, прошедшей на Историко-филологическом факультете РГГУ 15 мая 2014 года. Полностью они опубликованы в сборнике «Как говорить о войне: от 1940-х к 1970-м, от 1970-х к 2000-м. Борис Васильев, «лейтенантская проза», стихи и кино о войне» (Москва, 2014). Мы благодарны авторам докладов, разрешившим опубликовать их также и на нашем сайте. Помимо докладов, мы публикуем материалы обсуждения с филологами, детьми фронтовиков, о том, как у них дома воспринимались книги и кино о войне.
21 октября 2016
21 октября 2016
Маринна Хирш о своеобразии акции «Бессмертный полк» и применимости своей всемирно известной теории постпамяти к травме ГУЛАГа и Второй Мировой.

Последние материалы