Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
25 февраля 2014

Доклад Алена Блюма «Долгое эхо войны: возвращение спецпереселенцев в Прибалтику в 1950-1980-е годы»

Вагон и памятный камень на станции, откуда прибалтов депортировали в дальние края СССР в 1941 году. Фото: rusplt.ru

Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Факультета истории НИУ ВШЭ приглашает на очередной научный семинар (докладчик – А. Блюм), который состоится 26 февраля (среда), в 18.00 по адресу: ул. Петровка, д. 12, ауд. 309 (3-й этаж).

Депортации, проводившиеся с 1940 по 1952 г. с западных территорий СССР (аннексированных после пакта Молотова-Риббентропа), тесно связаны одновременно с военной и сталинской логикой. В них переплетаются борьба с повстанческими движениями, вспыхнувшими на этих территориях, репрессивные меры по отношению к коллаборационистам, сотрудничавшим с немцами, возобновление незавершённой советизации, коллективизация сельского хозяйства. Такое сочетание репрессивных и военных практик сохраняется на протяжении ещё долгого времени после смерти Сталина. Лица, депортированные из западных регионов, были освобождены последними среди спецпоселенцев. Это свидетельствует о том, как сильно влияла на советский режим такая смесь сталинских и военных практик.

В выступлении будет рассмотрен длительный процесс освобождения бывших депортированных в качестве выражения долго не затухающего эха сталинизма и войны. Работа опирается на архивные материалы, собранные в Москве, Иркутске и Вильнюсе, а также многочисленные интервью с бывшими депортированными, записанные в рамках коллективного проекта «Звуковый архив – Европейская память о Гулаге» (см.: museum.gulagmemories.eu)

Ален Блюм (Alain Blum) – научный сотрудник Центра Франко-российских исследований (CNRS, Москва), профессор Высшей школы социальных наук (Париж) и старший научный сотрудник Национального института демографических исследований (Париж). Специалист по истории населения СССР и политикам принуждения, применявшимся в отношении этого населения в XX веке. В настоящий момент работает над проектом, посвящённом депортациям с западных территорий Советского союза в 1939-1953 гг. и возвращению депортированных после смерти Сталина. Автор работ, в том числе Déportés en URSS. Récits d'Européens au goulag, Paris, Autrement, 2012 (ред. с Marta Craveri, Valérie Nivelon); Виртуальный музей Звуковый архив. Европейская память о гулаге (museum.gulagmemories.eu) (под ред. коллектива авторов), Бюрократическая Анархия. Статистика и власть при Сталине, Росспэн, М., 2006 (с Мартин Меспуле), Родиться, жить и умереть в СССР, Новое издательство, М., 2005.

Рабочий язык семинара – русский.

25 февраля 2014
Доклад Алена Блюма «Долгое эхо войны: возвращение спецпереселенцев в Прибалтику в 1950-1980-е годы»

Похожие материалы

8 ноября 2012
8 ноября 2012
Телеканал «Дождь» и Международный Мемориал подготовили к 30 октября (дню памяти жертв политических репрессий) совместный видеопроект – в коротких роликах рассказываются истории конкретных семей, из которых складывается большая история сталинских репрессий.
2 мая 2009
2 мая 2009
Историк Ирина Щербакова говорит о трансформации антисемитизма в советскую и постсоветскую эпоху.
7 июля 2016
7 июля 2016
Письмо податного инспектора Минусинского участка в Енисейскую казенную палату (1898 г.): Вильнер со всем своим семейством причислен казенной палатой с начала 1896 года в Минусинское купечество и как потомок еврея-поселенца в Сибири до 15 мая 1837 года имеет право на перечисление из крестьян в купеческое общество, а также имеет право на постоянное проживание в Минусинске и приобретение имущества
6 июля 2016
6 июля 2016
Хватался за любую работу. Однажды за погрузку на вокзале заработал несколько десятков рублей. Купил себе новую рубашку, к ней галстук и кепку. Соседи по общежитию оглядели его со всех сторон и сказали: «Хитрый еврей всегда остается хитрым евреем». В этом суждении была вся суть антисемитизма! «Что бы я ни заработал тяжким трудом, своим горбом, что бы я ни сделал для науки, для людей я всегда буду другим, чем мои товарищи по «общаге», в дальнейшем и по работе – «хитрым евреем».

Последние материалы