Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
25 февраля 2014

«Споркульт» / выставка в галерее «Проун»

Источник фото: Проун

С 6-го февраля по 30 марта 2014 г. в галерее «Проун» (Центр современного искусства «Винзавод») приуроченная к Олимпиаде, а теперь уже и как воспоминание о ней, проходит камерная, но крайне насыщенная выставка — «Спорткульт». Она посвящена визуальной истории спорта, показанной сквозь призму отечественного искусства и дизайна 1920–60-х годов.

Анонс выставки

«Самый лучший человеческий вид – это спортсмен. Лучший с точки зрения изобразительного искусства». Александр Родченко

«Спорткульт» — это визуальная история спорта сквозь призму отечественного искусства и дизайна 1920–60-х годов. Спорт — как вдохновение для художников.

Культ здорового тела и связанное с ним физкультурное движение 1930-х были важной частью государственной идеологии, служили пропагандой коммунистического строя, поддерживали энтузиазм и оптимизм населения, несмотря на экономические трудности, которые переживала страна в годы первых пятилеток. Хорошая физическая форма признавалась необходимым качеством строителей светлого будущего. Индустрия спорта в СССР развивалась и во времена тотального дефицита: являясь важной частью досуга советского человека, спорт был доступен широким массам, а элементарный спортивный инвентарь был в каждом доме. Даже после военной разрухи по всей стране строятся спортивные площадки и стадионы, открываются спортивные школы. С 1950-х годов в СССР функционируют специализированные институты — проектно-технологический и экспериментально-конструкторский по спортивным и туристским изделиям (ВИСТИ), а также по проектированию спортивных сооружений — Союзспортпроект.

Экспонаты выставки демонстрируют различные сферы советского искусства, дизайна и культуры: спортивная форма и ткани, живопись и графика, плакаты и фотографии, скульптура и кинохроника физкультурных парадов и открытий спортивных мероприятий. На выставке будут представлены работы разных периодов, созданные знаменитыми конструктивистами (Г. Клуцис, В. Степанова, А. Родченко), признанными монументалистами (В. Лебедев, А. Дейнека, В. Ковригин, М. Манизер, Е. Янсон-Манизер, А. Самохвалов, О. Цадкин, А. Лепорская) и дизайнерами (М. Лукьянов, Б. Успенский, О. Савостюк, В. Воликов). Кроме того, можно будет увидеть и процесс создания предметов дизайна и произведений искусства: подлинные эскизы тканей и одежды, гуашевые оригиналы плакатов и наброски скульптур.

СМИ о выставке

Выставка собралась из мелочей, как всегда в «Проуне». Мелочей разных — имеющих ценность художественную, историческую и не имеющих никакой, кроме ностальгической. Вроде тех самых потертых советских черных беговых коньков, какие, возможно, были у вашего папы, отслужили свое и до сих пор пылятся на дачном чердаке. Подходят к ним по возрасту и стилю советские киноплакаты, представляющие спортивные фильмы середины прошлого века, и плакаты — наглядные пособия на полезные темы, например «Физкультура для работников умственного труда». <«Ведомости»>

«Самое главное – передать было образ нового коммунистического строя через форму, через текстиль, через плакаты, – рассказывает куратор выставки, директор Московского музея дизайна Александра Санькова. – Для этого использовались самые передовые методы того времени». … Спорт должен быть зрелищным – эта аксиома видна в каждой работе. Пластика, ракурсы, эмоции. Призывы и даже ткани – настоящий пролетарский ситец. Все для того, чтобы ощутить дух эпохи. <«Новости культуры»>

Культ здорового тела был в 20-е важной частью идеологии и призывом партии двинуть трудящихся на стадионы и в спортивные залы, вдохновились лучшие артистические силы страны. Хорошая спортивная форма признавалась необходимым качеством строителя светлого будущего — и речь шла не только о физических кондициях. Варвара Степанова взялась за одежду для спортсменов, вот ее эскизы — а вот для наглядности пошитые к выставке образцы классического конструктивизма, футболки и спортивные трусы: броская черно-красно-белая гамма, простая геометрия, все ярко и наглядно. Густав Клуцис к Спартакиаде 1928-года, нашему ответу на Олимпиаду в Амстердаме, конструирует набор открыток о разных видах спорта — и перед нами один из первых опытов цветного фотомонтажа. <«Российская газета» + ВИДЕО>

Контакты

По теме:

25 февраля 2014
«Споркульт» / выставка в галерее «Проун»

Похожие материалы

26 февраля 2015
26 февраля 2015
«Десять лет без права переписки и передач» — чудовищный приговор захлопывал за человекомжелезную дверь. В реальности такая формулировка означала расстрел. Для сотен тысяч арестованных разрешение переписки или отказ в ней стали синонимами жизни и смерти.
4 мая 2009
4 мая 2009
Уже в 20-30-е годы было заметно стремление партии превратить футбол в один из функциональных элементов пропаганды. В эти десятилетия сформировались государственные представления о том, какой должна быть игра.
9 октября 2014
9 октября 2014
О рассказе Трифонова «Конец сезона», посвящённом одному дню из жизни бывшего вратаря провинциальной футбольной команды.
15 мая 2015
15 мая 2015
Перевод главы о культуре 20–30-х гг. из современного учебника истории ХХ век для старших классов Португалии.

Последние материалы