Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
25 февраля 2014

«Споркульт» / выставка в галерее «Проун»

Источник фото: Проун

С 6-го февраля по 30 марта 2014 г. в галерее «Проун» (Центр современного искусства «Винзавод») приуроченная к Олимпиаде, а теперь уже и как воспоминание о ней, проходит камерная, но крайне насыщенная выставка — «Спорткульт». Она посвящена визуальной истории спорта, показанной сквозь призму отечественного искусства и дизайна 1920–60-х годов.

Анонс выставки

«Самый лучший человеческий вид – это спортсмен. Лучший с точки зрения изобразительного искусства». Александр Родченко

«Спорткульт» — это визуальная история спорта сквозь призму отечественного искусства и дизайна 1920–60-х годов. Спорт — как вдохновение для художников.

Культ здорового тела и связанное с ним физкультурное движение 1930-х были важной частью государственной идеологии, служили пропагандой коммунистического строя, поддерживали энтузиазм и оптимизм населения, несмотря на экономические трудности, которые переживала страна в годы первых пятилеток. Хорошая физическая форма признавалась необходимым качеством строителей светлого будущего. Индустрия спорта в СССР развивалась и во времена тотального дефицита: являясь важной частью досуга советского человека, спорт был доступен широким массам, а элементарный спортивный инвентарь был в каждом доме. Даже после военной разрухи по всей стране строятся спортивные площадки и стадионы, открываются спортивные школы. С 1950-х годов в СССР функционируют специализированные институты — проектно-технологический и экспериментально-конструкторский по спортивным и туристским изделиям (ВИСТИ), а также по проектированию спортивных сооружений — Союзспортпроект.

Экспонаты выставки демонстрируют различные сферы советского искусства, дизайна и культуры: спортивная форма и ткани, живопись и графика, плакаты и фотографии, скульптура и кинохроника физкультурных парадов и открытий спортивных мероприятий. На выставке будут представлены работы разных периодов, созданные знаменитыми конструктивистами (Г. Клуцис, В. Степанова, А. Родченко), признанными монументалистами (В. Лебедев, А. Дейнека, В. Ковригин, М. Манизер, Е. Янсон-Манизер, А. Самохвалов, О. Цадкин, А. Лепорская) и дизайнерами (М. Лукьянов, Б. Успенский, О. Савостюк, В. Воликов). Кроме того, можно будет увидеть и процесс создания предметов дизайна и произведений искусства: подлинные эскизы тканей и одежды, гуашевые оригиналы плакатов и наброски скульптур.

СМИ о выставке

Выставка собралась из мелочей, как всегда в «Проуне». Мелочей разных — имеющих ценность художественную, историческую и не имеющих никакой, кроме ностальгической. Вроде тех самых потертых советских черных беговых коньков, какие, возможно, были у вашего папы, отслужили свое и до сих пор пылятся на дачном чердаке. Подходят к ним по возрасту и стилю советские киноплакаты, представляющие спортивные фильмы середины прошлого века, и плакаты — наглядные пособия на полезные темы, например «Физкультура для работников умственного труда». <«Ведомости»>

«Самое главное – передать было образ нового коммунистического строя через форму, через текстиль, через плакаты, – рассказывает куратор выставки, директор Московского музея дизайна Александра Санькова. – Для этого использовались самые передовые методы того времени». … Спорт должен быть зрелищным – эта аксиома видна в каждой работе. Пластика, ракурсы, эмоции. Призывы и даже ткани – настоящий пролетарский ситец. Все для того, чтобы ощутить дух эпохи. <«Новости культуры»>

Культ здорового тела был в 20-е важной частью идеологии и призывом партии двинуть трудящихся на стадионы и в спортивные залы, вдохновились лучшие артистические силы страны. Хорошая спортивная форма признавалась необходимым качеством строителя светлого будущего — и речь шла не только о физических кондициях. Варвара Степанова взялась за одежду для спортсменов, вот ее эскизы — а вот для наглядности пошитые к выставке образцы классического конструктивизма, футболки и спортивные трусы: броская черно-красно-белая гамма, простая геометрия, все ярко и наглядно. Густав Клуцис к Спартакиаде 1928-года, нашему ответу на Олимпиаду в Амстердаме, конструирует набор открыток о разных видах спорта — и перед нами один из первых опытов цветного фотомонтажа. <«Российская газета» + ВИДЕО>

Контакты

По теме:

25 февраля 2014
«Споркульт» / выставка в галерее «Проун»

Похожие материалы

3 декабря 2013
3 декабря 2013
5 декабря в Главархиве Москвы состоится общественный форум «Московский процесс 1938 года – осмысление последствий и уроков 75 лет спустя».
8 мая 2013
8 мая 2013
3 сентября 2015 г. в возрасте 83 лет умер замечательный художник и геральдист Евгений Ильич Ухналёв.
28 июня 2012
28 июня 2012
О роли футбола в лагерной жизни подробно писал Николай Старостин. Ему принадлежит известная формула о том, что эта игра была «средством выживания» в ГУЛАГе. Бывшие профессиональные футболисты, каким был он сам и какими были его братья, или даже близкий родственник известного футболиста, каким был Лев Нетто – могли выжить в лагере за счёт своей причастности к игре, чья популярность имела значение и по ту сторону проволоки. Но лагерный футбол Старостиных – лишь часть общей картины.
9 мая 2010
9 мая 2010
Идеальным материалом для анализа мифа о «великом друге и мудром учителе» Сталине является сталиниана в кино – в частности, послевоенная трилогия Чиаурели «Клятва», «Падение Берлина», «Незабываемый 1919-й год»

Последние материалы