Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Архив Солдатских детей. Первая Мировая / The Army Children Archive

Дайджест
13 февраля 2014
Каково это – быть ребёнком солдата Первой Мировой? Образовательный портал The Army Children Archive рассказывает об этом, публикуя семейные фотографии столетней давности.

«Каково это, называть холодный барак «домом», переезжать с места на место по несколько раз в год, целовать отца перед «рабочей командировкой», зная, что существует реальная опасность никогда больше не увидеть его снова? Если кто-либо из ваших родителей служил, или служит в армии в настоящий момент, какой-то из этих сценариев может быть вам хорошо знаком».

Портал «Архив солдатских детей» (The Army Children Archive – TACA) был создан в 2007-м году для того, чтобы собирать и сохранять информацию об уникальных аспектах взросления детей солдат британской армии, а также развивать информированность людей в этой теме. Портал в равной степени интересуется судьбой военных детей с XVII-го по XXI век.

Рубрикация

Онлайн-архив разбит на несколько тематических частей. Они не равноценны между собой и диктуются прежде всего особенностями материала: вкладка «В движении» посвящена необходимости частых переездов семьи военного, «Госпитали и здравоохранение» рассказывают о лечении солдат-ветеранов (а также льгот для их жён и детей), «Школьное обучение» — о том, как и где солдатским детям случается получать образование. Другой тематический набор – «Знаменитые солдатские дети», «Забытые лица», «Могилы солдатских детей». Отдельные рубрики посвящены полезным ссылкам, литературе по истории вопроса и др.

1914-1918

 

Материалы по Первой Мировой войне находятся в отдельной секции, 1914 — 1918, – а весь архив в целом включён в общеевропейский (а де-факто, и общемировой – включающий Канаду и Америку) каталог интернет-сайтов по истории Великой войны (Great War), составляющих и анализирующих её историческое наследие в год столетия (1914-2014) со дня её началаДанный проект, First World War Centenary, осуществляется Имперским военным музеем..

«На период войны многие британские дети «временно» стали «солдатскими детьми», когда их отцы отправились на фронт – сначала добровольцами и волонтёрами, а, начиная с 1916-го года, по призыву.

В современной Великобритании живут немало потомков солдатских детей, детей времён Первой Мировой, чьи страдания мы до сих пор в должной степени не оценили, не представляем себе в полной мере, как на них – в психологическом и практическом плане — повлиял армейский опыт их отцов», — объясняют замысел виртуальной коллекции её создатели.

Фотопроект

С начала 2014-го года TACA еженедельно пополняет галереи семейных фотографий военного времени, снабжая каждую фотокарточку биографическим и аналитическим комментарием. Эти фотографии – часть обширной коллекции Имперского военного музея, который вывесил часть своего оцифрованного архива 11 ноября 2011 года (11.11.11) в день памяти жертв Великой войны на социальном ресурсе www.flickr.com, вероятно, для расширения аудитории и привлечения внимания к теме повседневных пользователей и посетителей этого популярного в Британии портала.

Первая коллекция называется «Солдатские дети Первой Мировой: лица и семьи», и материал в ней организован как галерея фотографий с подробным комментарием сотрудников музея:

Сопроводительный текст:

«На обратной стороне фотокарточки указано название фотостудии C. & S. Kestin Photographers, Скиптин (в Восточном райдинге Йоркшира). Фотография семьи из трёх членов. Эмблема на солдатской фуражке, лежащей на столе, трудноразличима, но, судя по её форме, обладатель фуражки принадлежит к Собственной Его Королевского Величества Йоркширской лёгкой пехоте».

О большинстве героев фотографий почти ничего не известно, и TACA, вслед за Императорским музеем, призывает пользоваться обратной связью, чтобы помочь установить личность неизвестных.

В другой коллекции, также размещённой на flickr.com, «Солдатские дети Первой Мировой: сентиментальный взгляд» публикуются патриотические семейные открытки времён войны. Обращая внимание на их мощный пропагандистский пафос, TACA в отдельном материале приводит примеры самых известных образов: песню «Папочка ушёл в армию», плакат «Ребёнок, которого он никогда не видел», изображающий ослепшего на войне солдата — тот держит на руках своего грудного ребёнка, родившегося за время его отсутствия.

К этому же жанру относятся первые опыты фотоколлажа – карточка с текстом «Молитвы за моего дорогого папочку» — где над стоящим на коленях ребёнком вмонтировано изображение его солдата-отца и нанесён текст молитвы.

«Многие из этих картинок должны были задеть зрителя за живое, вызвать сентиментальные чувства, другие – всплеск патриотизма, третьи, сквозь призму детства, рефлекcировали на тему общенациональной поглощённости проблемами войны».

Часто тексты на карточках цитировали песни военного времени. Одну из них, под названием «Маленький серый дом на западе» в оригинальной записи военного времени можно послушать вот здесь.

Укоренённость военной темы в повседневной и семейной жизни подчёркивает распространение карточных игр «для всей семьи», использующих образы военного времени.

На четырёх карточках изображена типическая военная семья Первой Мировой – Аткинсоны («Томми Аткинс» был собирательным образом британского солдата, начиная с XIX века). «Характерно, что мисс Аткинсон одета в форму Женской Земледельческой Армии (Women’s Land Army (WLA)), которая была учреждена в 1917-м году».

Дети войны

Что же значило быть ребёнком во времена Первой Мировой, провожать отца или мать на службу? Один из авторов TACA пишет об этом так:

«Быть ребёнком отца-солдата означало определённые эмоциональные и практические последствия для ребёнка времён Великой войны – от чувства тоски и утраты, в то время, пока отца послали на военные учения или – хуже – на фронт, страх перед его возможной гибелью на поле боя. Для некоторых детей семейная жизнь изменилась безвозвратно – даже после окончания военных действий в ноябре 1918-го, многие солдаты-отцы вернулись к своей довоенному дому искалеченными своим военным опытом – физически и морально. Они уже не могли стать прежними, и их взаимоотношения с детьми также менялись».

Как и большинство проектов, имеющих дело с публикацией визуальных образов, обращающихся к историческому опыту и частной, семейной истории, Архив солдатских детей рассчитывает на эффект эмоционального воздействия на зрителя и читателя, на включённость «возвышенного исторического опыта»:

«Несмотря на то, что исторический и генеалогический комментарий для многих фотографий пока невозможен, многие из них сами по себе рассказывают о семейных взаимоотношениях: о счастливой возможности быть вместе, боли скорого расставания, тревоге перед будущим. Эти фотографии сами по себе – уже свидетельства того влияния, которое оказала Первая Мировая война на жизнь многих семей».

Подготовил Сергей Бондаренко

Ещё можно успеть

Где: Вена, Австрия
Когда: -
Заявки до:

Институт им. Симона Визенталя (Вена, Австрия) организует конференцию, в фокусе которой находятся: 1) этнические конфликты, сопровождавшие формирование национальных государств после Первой Мировой войны; 2) мировые соглашения, режимы этничности и закрепление статуса большинств и меньшинств; 3) условия жизни религиозных и этнических меньшинств в национальных государствах; 4) память современников о конфликтах 1912 — 1923 гг. и их представление о будущем.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: cfp@vwi.ac.at.

Где: Фрайбург-в-Брайсгау, Германия
Когда: -
Заявки до:

Университет им. Альберта Людвига (Фрайбург-в-Брайсгау, Германия) организует семинар, в фокусе которого находится воздействие коллективного нарратива на властные структуры общества. Кроме того, семинар затрагивает тему «со-рассказывания», авторства рассказа и «прав на рассказ».
К участию приглашаются нарратологи, социолингвисты и социологи.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: collective.narration@grk1767.uni-freiburg.de.

Где: Блумфонтейн, ЮАР
Когда: -
Заявки до:

Университет Фри-Стейт (Блумфонтейн, ЮАР) организует конференцию, в фокусе которой находится сопоставление феминизма и истории женщин на «глобальном Севере» и «глобальном Юге» в контексте социальных вопросов, в частности - брака и образования; колониализма, антиколониализма и деколонизации; расы и этничности; права голоса; политического насилия, лишения свободы и проч.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: womandlaconference@gmail.com.

Где: Майнц, Германия
Когда: -
Заявки до:

Международное общество культурной истории (ISCH) организует конференцию, в фокусе которой находятся формы и нарративы (не)принадлежности, исключения, дискриминации и т.д., а также теория и методология культурной истории.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: ISCHMAINZ2020@gmail.com.

Где: Париж, Франция
Когда: -
Заявки до:

Университет Париж-8 (Франция) организует конференцию в фокусе которой находится система представлений о Западе после Второй Мировой войны в контексте следующих аспектов: 1) окцидентализм как ответ ориентализму; 2) имагинативная география незападных культур; 3) популистское восприятие Запада после террористических актов 11 сентября 2001 и 7 июля 2005 года; 4) восприятие Запада внешнеполитическими элитами; 5) воздействие цензуры и самоцензуры.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Будапешт, Венгрия
Когда: -
Заявки до:

Венгерская академия наук (Будапешт, Венгрия) организует конференцию, в фокусе которой находятся социальные последствия Первой Мировой войны, распада Австро-Венгрии, иностранных оккупаций для Центральной Европы, и в частности — Венгрии.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: beyondtrianon2020@gmail.com.

Где: Берлин, Германия
Заявки до:

Высшая школа литературоведческих исследований им. Фридриха Шлегеля при Свободном университете Берлина (Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для разработки диссертационных проектов. К подаче заявок допускаются те, кто закончит магистерскую программу к июню 2020 года, а также владеет английским и немецким языком на уровне C1 / B2.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Берлин, Германия
Заявки до:

Высшая школа литературоведческих исследований им. Фридриха Шлегеля при Свободном университете Берлина (Германия) принимает заявки на предоставление стипендий от ДААД и мест для обучения по аспирантским программам для написания диссертаций.
Требования: 1) диплом магистра в области германистики; 2) проживание вне Германии; 3) очень хорошее владение немецким и английским языком; 4) наличие самостоятельного, инновационного и теоретически фундированного проекта, а также согласие потенциального научного руководителя.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Базель, Швейцария
Когда: -
Заявки до:

Базельский университет (Швейцария) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций / проведения научных исследований в рамках проекта «Человек и дом: проживание, строительство и хозяйства в сельской Швейцарии».
Задачи: 1) участие в исследованиях и работа над диссертацией / второй книгой; 2) организация семинаров и конференций; 3) регулярное преподавание.
Приглашаются лица с высшим образованием в области культурной антропологии, архитектуры, истории, либо иной смежной дисциплины.
Срок: 4 года. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: kulturwissenschaft@unibas.ch.

Где: Вена, Австрия
Когда: -
Заявки до:

Институт еврейской истории (Вена, Австрия) организует конференцию, в фокусе которой находится еврейская благотворительность от Средних веков до 1938 года.
Некоторые аспекты: еврейская заповедь благотворительности (цедака), сравнение иудаизма с иными религиями в этом отношении, цедака как инфраструктура еврейской общины, личности и мотивы жертвователей, забота о бедных, путешествующих и бродяжничающих, роспуск благотворительных обществ во время национал-социализма.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: sabine.hoedl@injoest.ac.at.

Где: Вюрцбург, Германия
Заявки до:

Центр «Форум Африки» при Вюрцбургском университете (Германия) готовит публикацию коллективной монографии, в фокусе которой находится Демократическая Республика Конго в контексте её истории, политики, экономики и культуры.
К сотрудничеству приглашаются авторы, которые готовы написать главы, посвящённые: 1) природным ресурсам ДРК; 2) доколониальной и колониальной истории; 3) конголезскому кризису до 1965 года; 4) эре Мобуту;5) конфликтам после 1990 года — и многим иным темам. Желающие должны прислать тезисы на адрес: jaz@uni-wuerzburg.de.

Где: Оттава, Канада
Когда: -
Заявки до:

Школа туземных и канадских исследований в Карлтонском университете (Оттава, Канада) организует конференцию, в фокусе которой находится манифестация языковой, региональной, территориальной, культурной, социальной и государственной принадлежности северо-американских франкофонов.
Желающие должны пристать тезисы и краткую биографию на адрес: espacefranco2020@gmail.com.