Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Архив Солдатских детей. Первая Мировая / The Army Children Archive

Дайджест
13 февраля 2014
Каково это – быть ребёнком солдата Первой Мировой? Образовательный портал The Army Children Archive рассказывает об этом, публикуя семейные фотографии столетней давности.

«Каково это, называть холодный барак «домом», переезжать с места на место по несколько раз в год, целовать отца перед «рабочей командировкой», зная, что существует реальная опасность никогда больше не увидеть его снова? Если кто-либо из ваших родителей служил, или служит в армии в настоящий момент, какой-то из этих сценариев может быть вам хорошо знаком».

Портал «Архив солдатских детей» (The Army Children Archive – TACA) был создан в 2007-м году для того, чтобы собирать и сохранять информацию об уникальных аспектах взросления детей солдат британской армии, а также развивать информированность людей в этой теме. Портал в равной степени интересуется судьбой военных детей с XVII-го по XXI век.

Рубрикация

Онлайн-архив разбит на несколько тематических частей. Они не равноценны между собой и диктуются прежде всего особенностями материала: вкладка «В движении» посвящена необходимости частых переездов семьи военного, «Госпитали и здравоохранение» рассказывают о лечении солдат-ветеранов (а также льгот для их жён и детей), «Школьное обучение» — о том, как и где солдатским детям случается получать образование. Другой тематический набор – «Знаменитые солдатские дети», «Забытые лица», «Могилы солдатских детей». Отдельные рубрики посвящены полезным ссылкам, литературе по истории вопроса и др.

1914-1918

 

Материалы по Первой Мировой войне находятся в отдельной секции, 1914 — 1918, – а весь архив в целом включён в общеевропейский (а де-факто, и общемировой – включающий Канаду и Америку) каталог интернет-сайтов по истории Великой войны (Great War), составляющих и анализирующих её историческое наследие в год столетия (1914-2014) со дня её началаДанный проект, First World War Centenary, осуществляется Имперским военным музеем..

«На период войны многие британские дети «временно» стали «солдатскими детьми», когда их отцы отправились на фронт – сначала добровольцами и волонтёрами, а, начиная с 1916-го года, по призыву.

В современной Великобритании живут немало потомков солдатских детей, детей времён Первой Мировой, чьи страдания мы до сих пор в должной степени не оценили, не представляем себе в полной мере, как на них – в психологическом и практическом плане — повлиял армейский опыт их отцов», — объясняют замысел виртуальной коллекции её создатели.

Фотопроект

С начала 2014-го года TACA еженедельно пополняет галереи семейных фотографий военного времени, снабжая каждую фотокарточку биографическим и аналитическим комментарием. Эти фотографии – часть обширной коллекции Имперского военного музея, который вывесил часть своего оцифрованного архива 11 ноября 2011 года (11.11.11) в день памяти жертв Великой войны на социальном ресурсе www.flickr.com, вероятно, для расширения аудитории и привлечения внимания к теме повседневных пользователей и посетителей этого популярного в Британии портала.

Первая коллекция называется «Солдатские дети Первой Мировой: лица и семьи», и материал в ней организован как галерея фотографий с подробным комментарием сотрудников музея:

Сопроводительный текст:

«На обратной стороне фотокарточки указано название фотостудии C. & S. Kestin Photographers, Скиптин (в Восточном райдинге Йоркшира). Фотография семьи из трёх членов. Эмблема на солдатской фуражке, лежащей на столе, трудноразличима, но, судя по её форме, обладатель фуражки принадлежит к Собственной Его Королевского Величества Йоркширской лёгкой пехоте».

О большинстве героев фотографий почти ничего не известно, и TACA, вслед за Императорским музеем, призывает пользоваться обратной связью, чтобы помочь установить личность неизвестных.

В другой коллекции, также размещённой на flickr.com, «Солдатские дети Первой Мировой: сентиментальный взгляд» публикуются патриотические семейные открытки времён войны. Обращая внимание на их мощный пропагандистский пафос, TACA в отдельном материале приводит примеры самых известных образов: песню «Папочка ушёл в армию», плакат «Ребёнок, которого он никогда не видел», изображающий ослепшего на войне солдата — тот держит на руках своего грудного ребёнка, родившегося за время его отсутствия.

К этому же жанру относятся первые опыты фотоколлажа – карточка с текстом «Молитвы за моего дорогого папочку» — где над стоящим на коленях ребёнком вмонтировано изображение его солдата-отца и нанесён текст молитвы.

«Многие из этих картинок должны были задеть зрителя за живое, вызвать сентиментальные чувства, другие – всплеск патриотизма, третьи, сквозь призму детства, рефлекcировали на тему общенациональной поглощённости проблемами войны».

Часто тексты на карточках цитировали песни военного времени. Одну из них, под названием «Маленький серый дом на западе» в оригинальной записи военного времени можно послушать вот здесь.

Укоренённость военной темы в повседневной и семейной жизни подчёркивает распространение карточных игр «для всей семьи», использующих образы военного времени.

На четырёх карточках изображена типическая военная семья Первой Мировой – Аткинсоны («Томми Аткинс» был собирательным образом британского солдата, начиная с XIX века). «Характерно, что мисс Аткинсон одета в форму Женской Земледельческой Армии (Women’s Land Army (WLA)), которая была учреждена в 1917-м году».

Дети войны

Что же значило быть ребёнком во времена Первой Мировой, провожать отца или мать на службу? Один из авторов TACA пишет об этом так:

«Быть ребёнком отца-солдата означало определённые эмоциональные и практические последствия для ребёнка времён Великой войны – от чувства тоски и утраты, в то время, пока отца послали на военные учения или – хуже – на фронт, страх перед его возможной гибелью на поле боя. Для некоторых детей семейная жизнь изменилась безвозвратно – даже после окончания военных действий в ноябре 1918-го, многие солдаты-отцы вернулись к своей довоенному дому искалеченными своим военным опытом – физически и морально. Они уже не могли стать прежними, и их взаимоотношения с детьми также менялись».

Как и большинство проектов, имеющих дело с публикацией визуальных образов, обращающихся к историческому опыту и частной, семейной истории, Архив солдатских детей рассчитывает на эффект эмоционального воздействия на зрителя и читателя, на включённость «возвышенного исторического опыта»:

«Несмотря на то, что исторический и генеалогический комментарий для многих фотографий пока невозможен, многие из них сами по себе рассказывают о семейных взаимоотношениях: о счастливой возможности быть вместе, боли скорого расставания, тревоге перед будущим. Эти фотографии сами по себе – уже свидетельства того влияния, которое оказала Первая Мировая война на жизнь многих семей».

Подготовил Сергей Бондаренко

Ещё можно успеть

Где: Берн, Швейцария
Когда: -
Заявки до:

Дампфцентрале Берн (Швейцария) организует семинар, в фокусе которого находится взаимоотнесение между феноменом «тайм-аута», с одной стороны — и религиозными, телесными и протестными практиками, с другой.
Каким образом рассматривается в религии  феномен «тайм-аута» (принимая во внимание, к примеру, практику субботнего покоя в иудаизме - »шаббат»)? Разнится ли воздействие тех или иных телесных и умственных практик (йога, информационный детокс, прогулка) с точки зрения гендера? Является ли болезнь непроизвольной и нежеланной формой тайм-аута?
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: bewerbung@dampfzentrale.ch.

Где: Варшава, Польша
Заявки до:

Журнал «Acta Poloniae historica» готовит специальный выпуск, в фокусе которого находится социальная и культурная локальность в Австрийской монархии, а также отношения власти, организационные формы и гражданский этос местных элит.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: aph@ihpan.edu.pl.

Где: Дрезден, Германия
Когда: -
Заявки до:

Институт исследований тоталитаризма Технического университета Дрездена (Германия) организует конференцию, в фокусе которой находится трансформация волонтёрского движения в условиях коммунистической диктатуры, возникновение неправительственных организаций и «групп самопомощи» на Западе в конце 1980-х гг., а также значение волонтёрства в глобальной, межнациональной и межрегиональной дипломатии (в частности, установление отношений «побратимства» между городами, проведение фестивалей и летних школ).
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: ana.kladnik@mailbox.tu-dresden.de.

Где: Хельсинки, Финляндия
Когда:
Заявки до:

Университет Хельсинки (Финляндия) организует конференцию, в фокусе которой находится риторические, поведенческие и голосовые практики в парламентах XIX века.
Некоторые аспекты: естественные / приобретённые навыки красноречия, интерактивность работы парламента (юмор, дуэли…), устный характер текста записей парламентских решений, колониальные парламенты и съезды.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Варшава, Польша
Когда:
Заявки до:

Музей варшавского гетто (Варшава, Польша) организует конференцию, в фокусе которой находится воздействие нацистской оккупации на жизнь еврейского и польского населения, а также их взаимоотношения между собой.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: conference2019@1943.pl.

Где: Мюнхен, Германия
Когда: -
Заявки до:

Немецкий музей (Мюнхен, Германия) организует конференцию, в фокусе которой находятся социальные протесты против возведения энергетической и транспортной инфраструктуры с 1960-х гг. по современное время.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: kira.schmidt@rcc.lmu.de.

Где: Тбилиси, Грузия
Когда: -
Заявки до:

Государственный университет им. Ильи (Тбилиси, Грузия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций. Дисциплина: практическая философия. Общее направление: «Демократия, права человека и религия».
Запланирована годовая стажировка в Вестфальском университете им. Вильгельма (Мюнстер, Германия). Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: doctoralschool@iliauni.edu.ge.

Где: Берлин, Германия
Когда: -
Заявки до:

Германский технический музей (Берлин, Германия) организует конференцию, в фокусе которой находится вопрос о влиянии пространственной архитектуры на архитектуру корабля, а также геометрическое и техническое решение проблем, возникающих при планировке. Каким были направления развития корабельной архитектуры (в разных её разновидностях)?
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: Schiffsrezeption2019@sdtb.de.

Где: Потсдам, Германия
Когда: -
Заявки до:

Потсдамский университет (Германия) организует аспирантский коллоквиум, в фокусе которого находится военная история.
Желающие представить свой проект на немецком или английском языке должны прислать тезисы доклада на адрес: alexkay@uni-potsdam.de.

Где: Регенсбург, Германия
Когда: -
Заявки до:

Научный кампус им. Лейбница при Регенсбургском университете (Германия) организует семинар для выпускников ВУЗов, желающих разработать проект для поступления в аспирантуру. В фокусе исследовательских интересов кампуса — межрегиональные взаимосвязи как фактор социального разнообразия в Европе, Северной и Южной Америке; политическая трансформация трансатлантических стран в исторической и современной перспективе; трансатлантическая торговля и миграция.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: citas@ur.de.

Где: Прага, Чехия
Когда: -
Заявки до:

Институт им. Т.Г. Масарика (Прага, Чехия) организует конференцию, в фокусе которой находится обоюдная связь между денационализацией и возникновением беженцев: фактической аннуляцией гражданства в результате акта беженства, либо же лишением части граждан их гражданства и созданием беженцев в своей собственной стране.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: schellenbacher@mua.cas.cz.

Где: Берлин, Германия
Когда: -
Заявки до:

Центр литературоведения и культурологии им. Лейбница (Берлин, Германия) организует конференцию, в фокусе которой находится процесс историзации, под которым организаторы понимают «рассмотрение того или иного предмета в его исторической завершённости».
На каком основании человек историзирует природу, когда сегодня называет историю человечества историей земли, а историю земли — историей человечества? Каким образом данная историзация соотносится с общепринятым разделением наук на науки естественные и гуманитарные?
Желающие должны прислать краткое изложение своего проекта и краткую биографию на адрес: sekretariat@zfl-berlin.org.