Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
20 января 2014

Опубликован дневник нацистского идеолога Альфреда Розенберга

Альфред Розенберг во время Нюренбергского процесса. 1945—1946. Сзади: генерал-полковник Альфред Йодль / Мемориальный музей Холокоста (Вашингтон, США)

Давно исчезнувший документ, в отношении которого могли бы быть верными слова Ханны Арендт о «банальности зла», теперь доступен общественности. Это дневник нацистского идеолога Альфреда Розенберга. Теперь с ним можно ознакомиться и в цифровой форме.

Так как я не наделен способностью долгое время вести дневник, то хочу попытаться ограничиться краткими описаниями определенных вещей; ведь происходит столь многое, что для отдаленного будущего, может быть, окажется небезынтересным засвидетельствовать ход изменений во всех властных структурах.

И действительно, с 1936 по 1944 гг. произошло многое, так много непостижимого, жестокого, что примерно 400 страниц – не столь уж много для личного документа.

Конфисковано в США

То, что записал автор документа, в значительной своей части банально и едва ли соответствует глубоким всемирно-историческим преобразованиям, в которых он участвовал как первопроходец одной из наиболее губительных в истории человечества идеологий. Автором дневника был Альфред Розенберг, один из первых членов Немецкой рабочей партии, на основе которой сформировалась НСДАП. Розенберг считается одним из ведущих идеологов нацистского движения. Он написал многочисленные работы, выражавшие расовую идеологию и ненависть к евреям, свойственные нацистам («всемирный еврейский заговор» – понятие, часто встречающееся в его публикациях), как и его глубоко укоренившуюся и разделявшуюся некоторыми нацистскими вождями антипатию в отношении христианской религии.

В конце войны дневник попал в руки союзников и использовался в качестве улики на Нюрнбергском процессе военных преступников. Затем его след затерялся на много лет. По-видимому, один из обвинителей в Нюрнберге, Роберт Кемпнер, взял его с собой по окончании работы трибунала. Затем, меняя владельцев, дневник превратился в частную собственность человека, имя которого неизвестно, якобы ученого, проживавшего поблизости от города Буффало в штате Нью-Йорк. Там дневник был в июне конфискован американским иммиграционным и таможенным ведомством, а теперь передан в Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне. Музей поместил дневник на свой интернет-сайт. К сожалению, текст документа доступен исключительно по-немецки, при этом онлайн-навигация по страницам документа не отличается простотой. 

В достоверности документа, пожалуй, не существует сомнений, и это через тридцать лет после скандала в Германии вокруг мнимых дневников Гитлера. В размышлениях Розенберга имеются лишь некоторые намеки на центральную тему музея – Холокост. Зато работа дает представление о соперничестве, а часто и о характеризующихся мелочностью интригах внутри нацистского руководящего слоя, в котором Розенберг в годы войны превратился во второстепенную фигуру.

Так, в записи от ноября 1938 г. Розенберг сообщает едва ли не с наслаждением, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер в значительной степени разделял его мнение о товарище по партии, не пользующемся расположением и, конечно, вызывавшем зависть из-за своей близости к Гитлеру:

Затем разговор перешел на д-ра Г. Мы были едины во мнении относительно того, что этот человек – самое тяжелое моральное бремя н.-с. (национал-социализма. – Прим. пер.) Г. сказал мне, что он […] обратился к фюреру со словами: „Вы знаете, такой человек, как д-р Г., был мне всегда чужд, но я воздерживался в оценках. А сегодня он наиболее ненавидимый в Германии человек”.

«Д-ром Г.» был рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс.

Конец на виселице

В противоположность Геббельсу и Гиммлеру, совершившим самоубийства (как и «фюрер», которого прославлял Розенберг), идеолог был в 1945–1946 гг. одним из подсудимых в ходе процесса военных преступников в Нюрнберге. Там его приговорили к смерти, и 16 октября 1946 г. последовала казнь через повешение. Красноречие Розенберга, в котором он сомневался, начиная дневник, полностью оставило его. На вопрос, хочет ли он под виселицей сказать что-то еще, приговоренный, как показали свидетели, ответил только: «Нет».

Рональд Д. Герст

Впервые: Neue Zürcher Zeitung. 2013. 20. Dezember. 

Перевод Валерия Бруна

 

20 января 2014
Опубликован дневник нацистского идеолога Альфреда Розенберга

Похожие материалы

24 мая 2016
24 мая 2016
Еще совсем недавно Всеволод Константинович был уважаемым человеком, педагогом-методистом, имя которого было широко известно российским учителям. Его книга «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» поставила его в ряд с лучшими просветителями России начала ХХ века. И всё это больше ничего не значило.
5 июня 2014
5 июня 2014
Международное общество «Мемориал», Германский исторический институт и Фонд Фрица Тиссена (Fritz-Thyssen-Stiftung) провели круглый стол «История, память и управление эмоциями: Акторы, институты и средства коммуникаций в определении сложного прошлого Германии и России». Выступить с сообщениями пригласили германских специалистов по исторической памяти и формированию исторических экспозиций Йорга Ганценмюллера (университет Фридриха Шиллера, Йена), Андреаса Энгверта (мемориал «Берлин-Хоеншёнхаузен»), Оливера фон Врохема (мемориал «Концлагерь Нойенгамме»), Олега Аронсона (Институт Философии РАН), редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.
8 июля 2011
8 июля 2011
Музей и документальный центр в Нюрнберге действуют на бывшей территории съездов Национал-социалистической немецкой рабочей партии
20 октября 2014
20 октября 2014
23 и 24 октября в Москве состоится две открытых лекции профессора Принстонского университета Яна Томаша Гросса. В преддверии его визита и по любезному согласию Я. Гросса «Уроки истории» публикуют первую главу из книги «Золотая жатва».

Последние материалы