Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
20 января 2014

Конкурс школьных исследовательских эссе «Дети войны»

Из коллекции А. Бородулина. Источник: www.mamm-mdf.ru

Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева, Союз краеведов России, Кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета объявляют в рамках XV ежегодного всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ в.» конкурс школьных исследовательских эссе «Дети войны».

Главная идея конкурса исследовательских эссе: сохранение памяти о Великой Отечественной войне, стимулирование интереса к свидетелям, развитие навыков аналитической работы с устной историей.

В рамках мини-исследований мы предлагаем участникам исследовать гуманитарные аспекты истории Великой Отечественной войны на основе судеб людей, в жизни которых война оставила страшный след. Это свидетели войны, заставшие 1940-е годы детьми, на оккупированных территориях или в тылу. Каким был их личный и семейный опыт, что и как вспоминали нынешние бабушки и дедушки после войны? Как работает память о тех далеких и страшных событиях – что вытесняется, что изменяется в семейных воспоминаниях, какие события запечатлеваются в памяти с ясностью? В чем специфика данного вида исторического источника?

В основе мини-исследований могут быть интервью, документы личных и государственных архивов, фотографии. Объем аналитической части мини-исследования: 4-5 компьютерных страниц (стенограмма интервью со свидетелем может выступать в роли отдельного приложения).

Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать:

  • фамилию, имя и отчество автора (полностью),
  • адрес автора и школы с почтовым индексом,
  • класс и номер школы, телефон (автора и школы).

Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя.

Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.

Работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе.

Желательно присылать два экземпляра работы, набранные на компьютере (просим не присылать ксерокопии рукописных работ).

Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи служат лишь приложением к тексту.

Участники конкурса: приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи в работе. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.

Срок отправки работ на конкурс – до 15 февраля 2014 (по почтовому штемпелю).

Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы на сайте Международного Мемориала «Уроки истории» (www.urokiistorii.ru). Авторы 5 лучших работ будут приглашены в Москву для подведения итогов конкурса и награждения ценными призами в мае 2014 года.

Лучшие наставники участников конкурса будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре (состоится в мае и ноябре 2014 г.).

Авторы работ, вышедших в финал, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.

Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории», в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.

***

Конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век» проводится при поддержке Правительства Москвы, Фонда «Память, ответственность и будущее» (ФРГ), Фонда Михаила Прохорова (РФ), Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ), Фонда Фридриха Науманна (ФРГ), Исследовательского Центра «Жизнь и судьба» (Италия).

Участие в конкурсе является бесплатным.

***

Работы на конкурс должны быть отправлены до 15 марта 2014 года (по почтовому штемпелю) по адресу:

127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12, Международный Мемориал. «На школьный конкурс».

Бесплатные консультации для участников конкурса:

Тел.: (495) 699-65-04 (с 12.00 до 17.00)

E-mail: konkurs@memo.ru

По теме:

20 января 2014
Конкурс школьных исследовательских эссе «Дети войны»

Похожие материалы

7 июля 2014
7 июля 2014
«Уроки истории» публикуют воспоминания Ханса-Георга Андерса, последовательно и не всегда успешно пытавшегося отстоять свои пацифистские и политические убеждения в ГДР 1960-х годов, то вступая в конфликт с государственной машиной, то находя «бюрократические лазейки» в ней. Воспоминания были напечатаны в сборнике «Приспособление и противостояние режиму в ГДР» (Бонн, 2010).
21 июня 2013
21 июня 2013
Немецкие концентрационные лагеря Второй мировой войны теперь вспоминаются лишь как один из самых горьких эпизодов истории человечества. Они показали нам, насколько окружение влияет на личность человека, и оставили после себя урок, который мы должны хорошо усвоить. В 1942 г., когда его угнали в Германию, Юра только закончил восемь классов. С тех пор прошло много времени, но Юрий Антонович очень хорошо помнит подробности лагерной жизни... Да и сложно забыть ощущение голода или страх смерти.
22 апреля 2015
22 апреля 2015
Перевод эссе проф. Н. Фрая о последних месяцах войны и начале "мирной" жизни. Голодающая Европа, массовые миграфии, оккупация Германии и противостояние союзников
23 июня 2012
23 июня 2012
Уже 23 июня 1941 известная британская газета подготовила спецрепортаж, авторы которого с поразительной для сегодняшнего дня интуицией анализируют причины нападения Германии на СССР, предсказывают стратегию сторон и представляют разнообразные мнения мировой общественности в ответ на случившееся.

Последние материалы