Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
31 декабря 2013

Протестные настроения 1941–­1942 годов и сталинская юстиция

16 января в Музее ГУЛАГа состоится лекция «Протестные настроения 1941–19­42 годов и сталинская юстиция».

22 июня 1941 года в 4 часа утра германские войска атаковали Советский Союз. К 7 часам утра Управлениями НКГБ и НКВД по Москве и Московской области были приготовлены списки на немедленный арест 1077 человек. К 17 часам того же дня уже проводилось «изъятие активнодействующего контрреволюционного элемента». 

Реакция Сталина на начало войны была предсказуемой: очередная «зачистка» страны. Волна превентивных репрессий прокатилась по всему Союзу, обрушившись на «подозрительных» в районах, расположенных за тысячи километров от театра боевых действий. Среди репрессированных были самые разные категории населения – от «английских шпионов» до участников «православно­монархического подполья».

В лекции на основе архивных материалов рассказывается о судебной практике 1941–19­42 годов, анализируются масштабы и характер репрессий.

Лектор – доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории факультета истории НИУ ВШЭ Олег Будницкий.

Цикл лекций «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»). 16 января 2014 г. 18 ч. 30 мин. Государственный музей истории ГУЛАга (ул. Петровка, д. 16). Вход свободный. 

31 декабря 2013
Протестные настроения 1941–­1942 годов и сталинская юстиция

Похожие материалы

15 октября 2012
15 октября 2012
«Кто старое помянет, тому глаз вон». Это предложение – первая часть старой русской пословицы, к которой Александр Солженицын обращается в предисловии к своему «Архипелагу ГУЛАГ». Он ссылается на недостаточное осмысление массовых преступлений, совершенных в сталинское время, и указывает на то, что такого рода анализ имеет глубокие последствия для самосознания советского общества. Почти через сорок лет после публикации «Архипелага ГУЛАГ» истина о повседневности при тоталитарном режиме, выраженная этой книгой, не включается в повествовательный компонент российской политики в отношении памяти. Имеется в виду миф о России как о стране героев, с силой, славой и величием которой всегда обстояло наилучшим образом, если во главе этой страны стояла сильная личность.
7 июня 2013
7 июня 2013
Дундуковы – староверы. Приверженность старой вере передавалась из поколения в поколение и прервалась на моём отце, Павле Дундукове: он был атеистом. Отец родился в 1948 году. Тогда религия считалась «вредным пережитком», тормозящим строительство коммунистического общества. Видимо, атеистическое воспитание было эффективным, так как отец, воспитывавшийся в верующей семье, не воспринял её духовных ценностей. Я помню, как он часто говорил, что пока он не поздоровается за руку с Богом, не станет в него верить.
21 мая 2019
21 мая 2019
В 1990 году СССР официально признал вину в совершении Катынского преступления. Хотя позиция государства по этой теме с тех пор не менялась, подробности тех событий в российском обществе известны далеко не всем, а сама тема окружена домыслами и прямой дезинформацией.
22 января 2014
22 января 2014
Сборник работ лауреатов Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век» 2000–2013 годов. Работы, основанные на воспоминаниях, письмах, дневниках и альбомах советских и российских военнослужащих, рассказывают о службе в советской и российской армии в мирное время и в периоды вооруженных конфликтов в Афганистане и на Северном Кавказе.

Последние материалы