Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
23 января 2013

Права человека в истории на уроках обществознания

Из тетрадей Ефросинии Керсновской / www.gulag.su

С 2011 г. учителя истории и обществознания школы «Муми-тролль» разрабатывают проект «Чувство истории: права человека в истории на уроках обществознания».

Проект включает в себя:

  • лекции (история прав человека, становление демократии в России, права человека в Иране, выдающиеся борцы за права человека)
  • экскурсии (Бутовский полигон, музей А. Д. Сахарова, «Музеон» на Крымском валу, Международный Мемориал);
  • семинары (материал – тетради и альбомы Евфросинии Антоновны Керсновской, которая более десяти лет провела в сталинских лагерях и запечатлела их в выразительных рисунках и текстах, комиксы Маржан Сатрапи (Иран) «Персеполис», Арта Шпигельмана (США) «Маус», дневник Романа Кравченко, школьника, пережившего оккупационный нацистский режим в городе Кременце; книга Тода Штрассера «Волна»).

На каждом уроке, проводимом в рамках проекта, идет речь о проблемах исторического знания: том или ином периоде, той или иной стране. Однако это именно уроки обществознания, на которых тексты и визуальные источники позволяют глубоко изучить, осознать и прочувствовать теоретические понятия, связанные с темами «Права человека», «Политические режимы», «Гражданское общество», «Правовое государство», «Демократия», «Общественный прогресс». Одновременно, конечно, более осмысленным и конкретным становится и освоение школьниками исторического материала.

Участники проекта составили методические разработки, которыми теперь мы начинаем делиться со всеми, кого наш опыт может заинтересовать. Уроки, подобные тем, что проводили мы, можно включить как в курс обществознания, так и в курс истории. В некоторых случаях представленный материал явно выходит за рамки одного урока (в старших классах мы проводим иногда семинары на сдвоенных уроках). Мы не стали, тем не менее, его сокращать, чтобы дать возможность учителям самостоятельно выбрать те аспекты проблем и те источники, на которых им захочется сосредоточиться более подробно.

Мы представляем методические пособия уроков:

  • «Нацистский оккупационный режим на территории СССР и проблема выживания в гетто» (авторы – учителя «Муми-тролля» кандидат исторических наук Е. И. Лебедева и Д. А. Ермольцев);
  • «Права человека в Иране» (авторы – сотрудники кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ «Высшая школы экономики» Г. В. Лукьянов и С. А. Рагозина);
  • «Сопротивление несвободе на примере диссидентского движения в СССР» (автор – сотрудник международного историко-просветительского общества «Мемориал» А. А. Макаров).

Публикация методических разработок будет продолжаться.

По теме:

23 января 2013
Права человека в истории на уроках обществознания

Похожие материалы

27 ноября 2015
27 ноября 2015
«Уроки истории» продолжают публиковать конспекты методичек, получивших призовые места в нашем учительском конкурсе. В этот раз – программа урока для одиннадцатиклассников от Надежды Ольбиковой из города Сосногорска республики Коми. Полный текст методички и презентацию можно скачать в приложении.
7 ноября 2014
7 ноября 2014
Важным предметом мебели был сундук, в нем хранилось самое ценное – продукты питания (мука, сахар и др.). Ключ от сундука был у моей прабабушки, Василисы Иосифовны, – он был на веревочке привязан к пояску. Всё, что получали за работу члены семьи, отдавалось ей, и затем она распределяла семейные ресурсы.
29 апреля 2013
29 апреля 2013
К 80-летию сожжения книг в нацистской Германии.
6 июля 2016
6 июля 2016
Хватался за любую работу. Однажды за погрузку на вокзале заработал несколько десятков рублей. Купил себе новую рубашку, к ней галстук и кепку. Соседи по общежитию оглядели его со всех сторон и сказали: «Хитрый еврей всегда остается хитрым евреем». В этом суждении была вся суть антисемитизма! «Что бы я ни заработал тяжким трудом, своим горбом, что бы я ни сделал для науки, для людей я всегда буду другим, чем мои товарищи по «общаге», в дальнейшем и по работе – «хитрым евреем».

Последние материалы