Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
23 января 2013

Права человека в истории на уроках обществознания

Из тетрадей Ефросинии Керсновской / www.gulag.su

С 2011 г. учителя истории и обществознания школы «Муми-тролль» разрабатывают проект «Чувство истории: права человека в истории на уроках обществознания».

Проект включает в себя:

  • лекции (история прав человека, становление демократии в России, права человека в Иране, выдающиеся борцы за права человека)
  • экскурсии (Бутовский полигон, музей А. Д. Сахарова, «Музеон» на Крымском валу, Международный Мемориал);
  • семинары (материал – тетради и альбомы Евфросинии Антоновны Керсновской, которая более десяти лет провела в сталинских лагерях и запечатлела их в выразительных рисунках и текстах, комиксы Маржан Сатрапи (Иран) «Персеполис», Арта Шпигельмана (США) «Маус», дневник Романа Кравченко, школьника, пережившего оккупационный нацистский режим в городе Кременце; книга Тода Штрассера «Волна»).

На каждом уроке, проводимом в рамках проекта, идет речь о проблемах исторического знания: том или ином периоде, той или иной стране. Однако это именно уроки обществознания, на которых тексты и визуальные источники позволяют глубоко изучить, осознать и прочувствовать теоретические понятия, связанные с темами «Права человека», «Политические режимы», «Гражданское общество», «Правовое государство», «Демократия», «Общественный прогресс». Одновременно, конечно, более осмысленным и конкретным становится и освоение школьниками исторического материала.

Участники проекта составили методические разработки, которыми теперь мы начинаем делиться со всеми, кого наш опыт может заинтересовать. Уроки, подобные тем, что проводили мы, можно включить как в курс обществознания, так и в курс истории. В некоторых случаях представленный материал явно выходит за рамки одного урока (в старших классах мы проводим иногда семинары на сдвоенных уроках). Мы не стали, тем не менее, его сокращать, чтобы дать возможность учителям самостоятельно выбрать те аспекты проблем и те источники, на которых им захочется сосредоточиться более подробно.

Мы представляем методические пособия уроков:

  • «Нацистский оккупационный режим на территории СССР и проблема выживания в гетто» (авторы – учителя «Муми-тролля» кандидат исторических наук Е. И. Лебедева и Д. А. Ермольцев);
  • «Права человека в Иране» (авторы – сотрудники кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ «Высшая школы экономики» Г. В. Лукьянов и С. А. Рагозина);
  • «Сопротивление несвободе на примере диссидентского движения в СССР» (автор – сотрудник международного историко-просветительского общества «Мемориал» А. А. Макаров).

Публикация методических разработок будет продолжаться.

По теме:

23 января 2013
Права человека в истории на уроках обществознания

Похожие материалы

28 октября 2009
28 октября 2009
Историк Ирина Карацуба внимательно прочитала только что вышедшие в издательстве «Просвещение» «Книгу для учителя» и учебник для 11 класса «История России. 1900-1945» под редакцией Александра Филиппова и рассказала о своём впечатлении. Ей показалось, что авторы прислушались к наказу Ивана Грозного опричным судьям: «Судите праведно, наши б виноваты не были».
15 декабря 2009
15 декабря 2009
15 мая 2015
15 мая 2015
Перевод главы о культуре 20–30-х гг. из современного учебника истории ХХ век для старших классов Португалии.
8 мая 2013
8 мая 2013
3 сентября 2015 г. в возрасте 83 лет умер замечательный художник и геральдист Евгений Ильич Ухналёв.

Последние материалы