Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
5 ноября 2013

Чёрно-белые образы на цветном экране?

7–8 ноября в Берлине состоится третий европейский исторический форум, посвящённый истории в кинематографии и на телевидении Германии, Восточной и Юго-Восточной Европы.
 
Из пресс-релиза организаторов форума:
 
О том, как изображаются исторические события на экране, можно сегодня написать целые тома. В частности, огромное количество кинопродукции посвящено истории насилия и террора в XX веке, на телевидении сюжеты на исторические темы показываются в прайм-тайм, их смотрят миллионы
телезрителей. Телевидение стало, таким образом, одним из важнейших средств исторической дидактики, главным инструментом исторической политики, иными словами, политически мотивированным способом
конструирования исторических образов.
 
Во многих странах Восточной и Юго-Восточной Европы исторические споры стали важнейшей частью глубоких конфликтов, связанных с формированием идентичности, с политическим и ментальным позиционированием той или иной «нации». Одновременно мы видим, как авторитарная власть стремится легитимировать себя через «патриотическое» содержание истории. Как отражаются эти конфликты, как решаются эти задачи в кино- и телепродукции, посвящённой истории XX века?
 
Широкий зрительский отклик в последние годы получили так называемые документально-игровые фильмы, реконструирующие исторические события и оживляющие их, вводящие исторических персонажей, понятные объяснения и красивые картинки. Например, в Германии, где производство телефильмов могло бы сопровождаться тщательными научными исследованиями и консультациями экспертов, экранная продукция вызывает горячие споры (как это произошло, в частности, с трилогией «Наши матери, наши отцы», показанной по телеканалу ZDF). Где тут возможности и в чем кроется опасность таких «документальных игровых фильмов» для изображения исторических событий?
 
Телевизионные передачи часто претендуют на высокую степень «объективности», используя историческую кинохронику и интервью с очевидцами. В обществах, которые пережили военные конфликты, в тех странах, где открытое обсуждение преступлений, совершенных в прошлом, все еще табуировано, создание таких документальных телесвидетельств сопряжено с рисками. Например, возникает о том, не происходит ли
здесь манипулирования, чтобы подкрепить словами свидетелей определенные интерпретации?) Какой путь выбирается создателями фильма для работы с непреодоленной травмой? Какие формы презентации исторического свидетеля можно использовать, чтобы через документальные телепередачи стимулировать открытый демократический дискурс разговора об истории?
 
Главная цель инициативы европейского исторического форума, исходящая от Фонда им. Генриха Бёлля и его российского партнера – научно-информационного центра «Мемориал», предоставить возможность
обмениваться идеями молодым ученым-историкам, сотрудникам музеев, работникам СМИ и активистам НКО из Восточной, Юго-Восточной и Западной Европы. Это способствует, в первую очередь, развитию
общеевропейского дискурса, связанного с культурой воспоминаний и исторической политикой.
 
Одновременно форум рассчитан на всех, кто профессионально или из личного интереса занимается анализом истории XX века и ее изложением.
 
Программа форума в прилагаемом файле.
 
Третий европейский исторический форум организован фондом имени Генриха Бёлля в партнёрстве с «Мемориалом».
 
Фонд имени Генриха Бёлля, 7–8 ноября 2013 г. Berlin, Schumannstrasse 8.
 
 
5 ноября 2013
Чёрно-белые образы на цветном экране?

Похожие материалы

20 декабря 2009
20 декабря 2009
Книга Мориса Хальбвакса была написана в 1925 году, но настоящую актуальность она и взгляды её автора, изложенные здесь и в ряде других работ, получили в 80-е гг. Считается, что именно Хальбваксу удалось переместить фокус интересов историков с объекта «прошлое» на «память» и «коллективную память» – при этом подразумевается, что о минувшем по определению нам ничего не известно, и учёные могут лишь более-менее успешно приближаться к постижению этого феномена, тогда как «память» открывает дорогу исследованиям о том, как в человеческом и социальном сознании о прошлом устроены представления. Работы Хальбвакса имели долгий путь к российскому читателю. Ещё несколько лет назад о его творчестве судили, в основном, по пересказам концепций другими авторами, а также по небольшому отрывку из его поздней работы «Коллективная память», переведённому и опубликованному в одном из номеров «Неприкосновенного запаса» за 2005 г. В конце 2007 г. «Новое издательство» подготовило публикацию одной из наиболее важных в творчестве этого автора книг, которую мы предлагаем вниманию нашего читателя.
19 ноября 2014
19 ноября 2014
17 октября 2014 г. в Международном Мемориале состоялась презентация русскоязычного перевода книги А. Ассман «Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика». Мероприятие проходило при поддержке издательства НЛО и Гёте-института в Москве.

Последние материалы