Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
19 октября 2013

«Предводитель Эдельман»: кинопоказ и дискуссия в Международном Мемориале

Фрагмент памятной доски Марека ЭДЕЛЬМАНА. Варшава.

В среду, 23 октября, в Международном Мемориале состоялся показ и обсуждение фильма «Предводитель Эдельман». (Польша, 2008). Режиссер: Артур Венцек «Барон». Авторы сценария: Витольд Бересь, Кшиштоф Бурнетко, Артур Венцек «Барон». Оператор: Петр Треля.

В дискуссии после показа участвовали авторы книги Витольд Береcь и Кшиштоф Бурнетко, режиссер фильма Артур «Барон» Венцек, переводчик Ксения Старосельская, социолог и переводчик Борис Дубин, директор Польского культурного центра в Москве Марек Радзивон, главный редактор журнала «Иностранная литература» Александр Ливергант, издатели Борух Горин и Ольгерт Либкин.

На сайте «Уроки истории» шла прямая трансляция обсуждения.

 

Организаторы: Международный Мемориал, Польский культурный центр, Государственный центральный музей кино

Конференц-зал Международного Мемориала (ул. Каретный Ряд, д. 5/10). Вход свободный.

Марек Эдельман известен, в первую очередь, как один из руководителей восстания в Варшавском гетто. Несколько менее – как врач. Но совсем немногие знают, что он был также тонким, чувствительным, ярким и – самое главное – мудрым человеком, который на протяжении всей своей жизни руководствовался непреходящими ценностями. Эдельман подчеркивал, что не был верующим, однако не подлежит сомнению, что у него был своеобразный декалог – список заповедей честного человека. Эдельман не любил говорить о себе, поэтому в фильме о нем рассказывают друзья: политик, активист «Солидарности» Бронислав Геремек, члены Еврейской боевой организации Симха Ротем «Казик» и Пнина Гриншпан-Фример, коллеги-врачи, а также соратники по антикоммунистической демократической оппозиции – Хенрик Вуец, Ян Литыньский и другие. Это кинопортрет Эдельмана, который обозначает границы порядочности и при этом беспощадно делает замечания даже тем людям, которые ему симпатичны, в данном случае авторам: «Что он думал, когда стреляли, что он думал, когда был голодный, думал ли он, что выживет… Вы идиоты, и все тут. <…> Я не могу с ними разговаривать. Они из другого мира, они с Луны приехали и живут в Польше 30 лет».

19 октября 2013
«Предводитель Эдельман»: кинопоказ и дискуссия в Международном Мемориале

Похожие материалы

6 мая 2011
6 мая 2011
На сайте радиостанции «Эхо Москвы» опубликована запись из блога Ирины Ясиной
4 декабря 2014
4 декабря 2014
В рамках проекта «Москва. Места памяти» предлагаем вам новую экскурсию «Красные в Москве».
27 августа 2009
27 августа 2009
Рисунки Артура Шика (Arthur Szyk), художника польско-еврейского происхождения, иммигрировавшего в 1940 году в США, – одна из наиболее полных художественных хроник войны. Его работы появлялись на обложках и в качестве иллюстраций в популярных периодических изданиях. Но его карикатуры, как и его судьбу, можно рассматривать не как иллюстрации к новостным заметкам – на злобу дня, а как иллюстрации к самой истории.
28 июня 2012
28 июня 2012
О роли футбола в лагерной жизни подробно писал Николай Старостин. Ему принадлежит известная формула о том, что эта игра была «средством выживания» в ГУЛАГе. Бывшие профессиональные футболисты, каким был он сам и какими были его братья, или даже близкий родственник известного футболиста, каким был Лев Нетто – могли выжить в лагере за счёт своей причастности к игре, чья популярность имела значение и по ту сторону проволоки. Но лагерный футбол Старостиных – лишь часть общей картины.

Последние материалы