Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
21 июня 2013

История старинного кумгана

Кумган. Из семейного архива Симура Киямова
Кумган. Медь. Из семейного архива Симура Киямова Кумган. Из семейного архива Симура Киямова
Для тех, кто не знает, что такое сагыз, не ел бешбармык и никогда не мыл руки в кумгане, – рассказ шестиклассника Симура Киямова (Калининская средняя общеобразовательная школа), построенный на предметах из семейного собрания. Из работ фотоконкурса «Мемориала».
 
Мы с мамой живем в доме дедушки и бабушки моей мамы, то есть у моих прадедушки и прабабушки, в старинном доме. Моя прабабушка Айтуарова Мафтуха Губашевна и прадедушка Айтуаров Мухариден Нуржанович родились в начале двадцатого века. Прабабушка работала заведующей сельским магазином, а прадедушка – бухгалтером в колхозе «Энбек». Семья у них была большая: пять дочек и три сына. 
 
Славится казахский народ приёмом гостей. В то время, как рассказывает моя бабушка, гостей звали почти каждый день. И вот, кумган и таз были основными атрибутами приёма гостей. Гости мыли руки до и после чая, а потом, немного отдохнув, опять мыли руки и ели бешбармак. А затем снова мыли руки после мяса
Старинный кумган и таз – вещи из девятнадцатого века. Они достались нам в наследство от моих прадеда и прабабушки. Кумганом и тазом пользовались при утреннем умывании (тогда не было умывальников) или когда мыли руки до или после еды. Славится казахский народ приёмом гостей. А в то время, как рассказывает моя бабушка, гостей звали почти каждый день. И вот, кумган и таз были основными атрибутами приёма гостей. Гости мыли руки до и после чая, а потом, немного отдохнув, опять мыли руки и ели бешбармак. А затем снова мыли руки после мяса. 
 
Эти вещи сделаны из меди. В то время держать дома такую вещь было очень модно. 
 
Иногда моя бабуля смотрит на эти вещи и вспоминает детство: как приезжал пароход, который собирал утиль, ненужные вещи. Вот когда был настоящий праздник для малышей нашего села! Люди с парохода давали взамен не только известь, керосин, но и сагыз – жевательную конфету. Ещё приезжал плавучий магазин со всякой всячиной. А в половодье до райцентра и до города добирались на «ракетах». 
 
Симур Киямов 
Руководитель работы: А. К. Идирисова
Калининская средняя общеобразовательная школа

 

21 июня 2013
История старинного кумгана

Похожие материалы

26 мая 2010
26 мая 2010
Старые советские фотографии публикует журнал «Большой город» и даёт любопытные комментарии к отдельным фрагментам. Советская повседневность, как и дьявол, кроется в деталях
22 мая 2016
22 мая 2016
Я выяснил, что во втором томе «Книги Памяти» Тверской области, на странице 264, опубликована короткая, в шесть строк, запись о моем прадеде, Вениамине Михайловиче Романове. Всего шесть строк, а что за этими строками? Какая жизнь прожита моим прадедом? Я поговорил с бабушкой и узнал, что мой прадедушка был осужден за участие в «фашистской террористической группировке»
21 февраля 2018
21 февраля 2018
Ансгар Гильстер много лет снимает заросшие расстрельные рвы, остатки лагерей и другие забытые места памяти Холокоста. В материале УИ - большая фотогалерея и интервью с фотографом.
3 июля 2013
3 июля 2013
История ГУЛАГа была для Гарифа Басырова частью его личной истории. Вероятно, поэтому он подарил обществу «Мемориал» часть своих рисунков. Это не «лагерные» рисунки в классическом смысле этого слова. Они не были написаны в лагере, это не воспоминание и даже не фантазия о лагере. Скорее в них история сознания человека, переживающего свою семейную трагедию и пытающегося понять свою роль в ней.