Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

О новом издании повести В. Драгунского «Он упал на траву»

Дайджест
22 марта 2013

После интервью критика Галины Юзефович взялась перечитывать Драгунского – ищу устаревшие реалии, которые требуют объяснения. Казалось бы, чему там устаревать? Оказывается, многому. Космос ушел с первых страниц газет, а значит, потерял свое место в разговорах взрослых и дворовых играх детей; изменились игры, да и сам двор – некогда безопасный сквозной мир с обитаемой мусоркой, где можно найти запчасти к ракете, или открытой настежь дверью в домоуправление (см. фильм «Я шагаю по Москве», герои которого, кажется, общаются между собою исключительно крича из распахнутого окна на улицу); коммунальная квартира и снующие по коридору взрослые с горячими чайниками в руках; песня «Ландыши, ландыши» за стеной и долгожданное получение отдельной жилплощади. Красноармейцы, которые бьются против белых (или фашистов? у героя рассказов по этому вопросу нет ясности: во время кинофильма «Алые звезды» весь его класс палит из своих пистолетов в экран, целясь по тем и другим). Глядишь – жизнь Дениски Кораблева и Мишки Слонова действительно потребует издания специального справочника.

Собственно-историческая повесть Драгунского «Он упал на траву», которая вышла в издательстве «Самокат», так и опубликована – с послесловием историка Станислава Дудкина, в четверть объема самого произведения. «Как это было» – книжная серия о Великой отечественной войне, в которой художественный текст снабжен обширнейшим приложением с картами, фотографиями и поэтапной историей операций под Москвой и Наро-Фоминском. Повесть, оформленная таким образом, выступает в роли военного документа; между ней и читателем устанавливаются отношения прежде всего просветительские.

Самостоятельный и подробный комментарий использует текст Драгунского в качестве иллюстрации.

“Четыре ладные девочки с узенькими талийками вели под уздцы допотопное чудище,”

– уличная зарисовка маневров удивительного уже для сороковых годов дирижабля влечет за собой историю маскировки архитектуры Москвы перед воздушными ударами; картина бредущих от немецкого наступления людей со скарбом сопровождает анализ расстановки сил и изложение сути операции «Тайфун»; удалой танец ополченца Гришки по прозванию Каторга под реющим немецким самолетом дополняется фотокопией сброшенной с самолета листовки. В самой повести незадолго до знакового танца под пулями главный герой пытался побить Гришку за похабные замечания, которые тот опускал при чтении фронтовых сводок. Гришка обещал главного героя зарезать и плясал перед ним с финским ножом. 

В 1960-х годах, во время первых публикаций повести, Гришку Каторгу немного сокращали (о чем рассказывает редактор серии, Илья Бернштейн) из цензурных соображений. Кроме этих фрагментов, резали жалобы главного героя на недолжное качество выданного инвентаря («какая беспримерная сволочь равнодушно подсунула нам эти лопаты») при помощи которого он, не годный к военной службе, копает заграждения под Москвой; ограничивали намеки на чувственное влечение, упоминания о солдатской грубой речи. В «Самокате» выпущен вариант, наиболее близкий к авторскому замыслу.

Повесть «Он упал на траву» почти автобиографическая – во всяком случае, на фронт Драгунского, как и его героя, не взяли; он тоже служил в театре, и ключ от квартиры в почтовом ящике будущему Александру Галичу, упомянутому в повести под своей настоящей фамилией, действительно оставлял. Из нее можно узнать о стремительном начале войны, об огромных потерях среди красноармейцев и добровольцев – стариках, юношах, близоруких, хромых и увечных, которые обороняли Москву, окапывая ее занозистыми и неуклюжими инструментами. И эти факты, непарадные факты войны, оттесняют внимание читателя от литературного устройства повести – от любовной линии, которая делится на трое, от рефрена, соединяющего гражданскую войну с отечественной, – революционной песни, не совсем точная строчка которой дает название повести. Песню «Там вдали, за рекой» поют ополченцы, отправляясь в вагонах на рытье оборонных окопов, она крутится в голове у героя, когда по дороге к Москве гибнет его товарищ, ее строчки, переставшие быть стихотворными, оформляют его размышления по дороге на новую медкомиссию. Кроме фактуры, в повести Драгунского живет история о том, как существующие в голове персонажа художественные образцы из прошлого будто бы одушевляются вновь обретенным военным опытом – в данном случае, опытом личной утраты.

В детской прозе Драгунского мало следов давно закончившейся войны («Денискниы рассказы» выходили с 1959-го). В катящейся и гремящей быстрой детской жизни живут военные игры и школьные спектакли про поимку шпионов, однако действительное столкновение с ее приметами автор бережет для особого случая. Воспоминания отца о московском голоде из «Арбузного переулка», тяжелая фронтовая похвала «Человека с голубым лицом», орденские планки хозяина канарейки, победившей на конкурсе птичьих вокалистов. Среди смешных происшествий, школьных случаев и путаницы, в «Денискиных рассказах» спрятаны ошеломления. Почти каждая история – это моментальный контрастный снимок чувства, впервые встреченного человеком; а весь цикл – азбука детских эмоциональных потрясений. Про которые мало что можно объяснить – да аналитичность и не свойственна детскому взгляду; поэтому, совершенно отдавшись смутному ощущению ужаса от военных воспоминаний отца, доедает герой в бессознательном состоянии молочную лапшу, и отец молча сжимает его руку после представления, на котором девочка на шаре не появилась.

Может, читатели младшего школьного возраста действительно не поймут про тесноту в коммуналках, или про дворовую радость по поводу запуска ракеты «Восток». Зато про светлячка, или про плюшевого «Друга детства» точно должны понять.

По теме:

Ещё можно успеть

Где: Лейпциг, Германия
Заявки до:

Институт культурологических наук при Лейпцигском университете (Германия) приглашает к участию в написании коллективной монографии, в фокусе которой находится 1) культурно-исторический взгляд на предшествующие стратегии борьбы с подобными явлениями и примеры толкования кризиса, 2) этнология новой повседневности, 3) анализ материальной культуры пандемии, 4) дискурс-анализ и анализ образов доминирующей публикационной повестки, а также исследование пересмотра смысловых структур в социальном пространстве.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: sinn.der.krise@uni-leipzig.de.

Где: Барселона, Испания / Каталония
Когда: -
Заявки до:

Открытый университет Каталонии (Барселона, Испания / Каталония) организует конференцию, в фокусе которой находится 1) интернационализация культуры через культурные организации; 2) выражение частного и публичного; 3) транснациональный анализ; 4) пересмотр теоретических рамок и методологий в исследовании культурных организаций.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: ecarboc@uoc.edu и dsanzr@uoc.edu.

Где: Токио, Япония
Когда: -
Заявки до:

Германский институт японских исследований (Токио, Япония) организует конференцию, в фокусе которой находится отношение к проблеме изменения климата в тихоокеанских странах в исторической перспективе и в контексте их климатической, энергетической и природной политики. Что страны Тихоокеанского региона заимствовали друг у друга в данной сфере, а в каких случаях между ними возникали противоречия?
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: zhou@dijtokyo.org.

Где: Берлин, Германия
Заявки до:

Федеральный фонд по ликвидации последствий диктатуры СЕПГ (Берлин, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций, в фокусе которых находится: 1) эпоха разделения Германии в общенемецкой перспективе; 2) место ГДР в истории Европы и стран Восточного блока; 3) история немецкого и международного коммунизма с 1920-х гг.; .
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: buero@bundesstiftung-aufarbeitung.de.

Где: Москва, Россия
Когда:
Заявки до:

Германский исторический институт в Москве (Россия) организует конференцию, в фокусе которой находится взаимосвязь между введением в эксплуатацию новых видов городского транспорта и восприятием экологических последствий в России, Германии и иных странах.
Какие действия были предприняты для борьбы с ущербом, причинённым окружающей среде? Когда городские власти стали говорить об экологии? Начиная с какого времени и в какой степени машинный транспорт воспринимается в качестве экологической угрозы?
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: benjamin.beuerle@dhi-moskau.org.

Где: Вильнюс, Литва
Когда: -
Заявки до:

Вильнюсский филиал Германского исторического института в Варшаве (Вильнюс, Литва) организует конференцию, в фокусе которой находится институт детства в Центральной и Восточной Европе до 1945 года.
Некоторые аспекты: контроль детства через семью, сообщество, религиозные институты и государство; «детство в империи»; политизация и идеологизация детства; дети на приграничных территориях; развитие школьных и иных образовательных практик; восприятие детской культуры в обществе; национальные образы и визуализация детства.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: malinauskaite@dhi.lt.

Где: Грац, Австрия
Когда: -
Заявки до:

Центр еврейских исследований Университета им. Карла и Франца (Грац, Австрия) объявляет вакансию приглашённого профессора для преподавания еврейской истории и культуры.
Требования: высшее образование и научная квалификация исследователя и преподавателя, педагогический и дидактический талант, наличие публикаций и преподавательского опыта.
Размер зарплаты: 3612 евро в месяц. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: bewerbung@uni-graz.at.

Где: Люнебург, Германия
Заявки до:

Институт культуры и истории немцев в Северо-Восточной Европе (Люнебург, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий аспирантам и лицам с учёной степенью для исследовательских стажировок.
Тема — перелом 1944 — 1946 гг. в северном регионе Восточной Европы. Срок: 1 — 3 месяца. Размер: от 1800 до 2500 евро в месяц.
Желающие должны прислать необходимые документы проф. др. Иоахиму Тауберу на адрес:
Prof. Dr. Joachim Tauber,
Direktor des Instituts Nordost-Institut (IKGN e.V.)
indenstraße 31 21335 Lüneburg

Заявки до:

Журнал «Tierstudien» готовит специальный выпуск, в фокусе которого находятся следующие вопросы: какие опасности и возможности ожидают животных при пересечении пространственных границ? какие изменения претерпевает мигрирующее животное? Что это значит для животного — жить в изгнании? Что нового о взаимоотношениях животных и людей и культурно-исторических взаимосвязях нам может рассказать данный пример? Каким образом художник текстами, картинами и фильмами облекает в эстетическую форму миграцию животных и миграцию с животными?
Желающие должны прислать тезисы на адрес: jessica.ullrich@neofelis-verlag.de.

Где: Халле-на-Саале, Германия
Когда: -
Заявки до:

Институт социальной антропологии им. Макса Планка (Халле-на-Саале, Германия) принимает заявки на предоставление стипендии для написания диссертаций в рамках проекта «Этика обмена».
Требование: продвинутая степень в области права или антропологии.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Цинциннати, США
Заявки до:

Работники Университета в Цинциннати (США) готовят публикацию коллективной монографии, в фокусе которой находится проблема деколонизации знания в рамках ареальных исследований, важность продвинутого понимания языка и культуры, противостояние идентичностей и методологических позиций, занимаемых исследователями.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: positionalities.uc@gmail.com.

Где: Вена, Австрия
Заявки до:

Венский университет (Австрия) готовит к публикации специальный выпуск журнала «Цибальдоне». В фокусе — связи Австрии с Италией, италофонами и италофилами.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: daniel.winkler@univie.ac.at