Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

О новом издании повести В. Драгунского «Он упал на траву»

Дайджест
22 марта 2013

После интервью критика Галины Юзефович взялась перечитывать Драгунского – ищу устаревшие реалии, которые требуют объяснения. Казалось бы, чему там устаревать? Оказывается, многому. Космос ушел с первых страниц газет, а значит, потерял свое место в разговорах взрослых и дворовых играх детей; изменились игры, да и сам двор – некогда безопасный сквозной мир с обитаемой мусоркой, где можно найти запчасти к ракете, или открытой настежь дверью в домоуправление (см. фильм «Я шагаю по Москве», герои которого, кажется, общаются между собою исключительно крича из распахнутого окна на улицу); коммунальная квартира и снующие по коридору взрослые с горячими чайниками в руках; песня «Ландыши, ландыши» за стеной и долгожданное получение отдельной жилплощади. Красноармейцы, которые бьются против белых (или фашистов? у героя рассказов по этому вопросу нет ясности: во время кинофильма «Алые звезды» весь его класс палит из своих пистолетов в экран, целясь по тем и другим). Глядишь – жизнь Дениски Кораблева и Мишки Слонова действительно потребует издания специального справочника.

Собственно-историческая повесть Драгунского «Он упал на траву», которая вышла в издательстве «Самокат», так и опубликована – с послесловием историка Станислава Дудкина, в четверть объема самого произведения. «Как это было» – книжная серия о Великой отечественной войне, в которой художественный текст снабжен обширнейшим приложением с картами, фотографиями и поэтапной историей операций под Москвой и Наро-Фоминском. Повесть, оформленная таким образом, выступает в роли военного документа; между ней и читателем устанавливаются отношения прежде всего просветительские.

Самостоятельный и подробный комментарий использует текст Драгунского в качестве иллюстрации.

“Четыре ладные девочки с узенькими талийками вели под уздцы допотопное чудище,”

– уличная зарисовка маневров удивительного уже для сороковых годов дирижабля влечет за собой историю маскировки архитектуры Москвы перед воздушными ударами; картина бредущих от немецкого наступления людей со скарбом сопровождает анализ расстановки сил и изложение сути операции «Тайфун»; удалой танец ополченца Гришки по прозванию Каторга под реющим немецким самолетом дополняется фотокопией сброшенной с самолета листовки. В самой повести незадолго до знакового танца под пулями главный герой пытался побить Гришку за похабные замечания, которые тот опускал при чтении фронтовых сводок. Гришка обещал главного героя зарезать и плясал перед ним с финским ножом. 

В 1960-х годах, во время первых публикаций повести, Гришку Каторгу немного сокращали (о чем рассказывает редактор серии, Илья Бернштейн) из цензурных соображений. Кроме этих фрагментов, резали жалобы главного героя на недолжное качество выданного инвентаря («какая беспримерная сволочь равнодушно подсунула нам эти лопаты») при помощи которого он, не годный к военной службе, копает заграждения под Москвой; ограничивали намеки на чувственное влечение, упоминания о солдатской грубой речи. В «Самокате» выпущен вариант, наиболее близкий к авторскому замыслу.

Повесть «Он упал на траву» почти автобиографическая – во всяком случае, на фронт Драгунского, как и его героя, не взяли; он тоже служил в театре, и ключ от квартиры в почтовом ящике будущему Александру Галичу, упомянутому в повести под своей настоящей фамилией, действительно оставлял. Из нее можно узнать о стремительном начале войны, об огромных потерях среди красноармейцев и добровольцев – стариках, юношах, близоруких, хромых и увечных, которые обороняли Москву, окапывая ее занозистыми и неуклюжими инструментами. И эти факты, непарадные факты войны, оттесняют внимание читателя от литературного устройства повести – от любовной линии, которая делится на трое, от рефрена, соединяющего гражданскую войну с отечественной, – революционной песни, не совсем точная строчка которой дает название повести. Песню «Там вдали, за рекой» поют ополченцы, отправляясь в вагонах на рытье оборонных окопов, она крутится в голове у героя, когда по дороге к Москве гибнет его товарищ, ее строчки, переставшие быть стихотворными, оформляют его размышления по дороге на новую медкомиссию. Кроме фактуры, в повести Драгунского живет история о том, как существующие в голове персонажа художественные образцы из прошлого будто бы одушевляются вновь обретенным военным опытом – в данном случае, опытом личной утраты.

В детской прозе Драгунского мало следов давно закончившейся войны («Денискниы рассказы» выходили с 1959-го). В катящейся и гремящей быстрой детской жизни живут военные игры и школьные спектакли про поимку шпионов, однако действительное столкновение с ее приметами автор бережет для особого случая. Воспоминания отца о московском голоде из «Арбузного переулка», тяжелая фронтовая похвала «Человека с голубым лицом», орденские планки хозяина канарейки, победившей на конкурсе птичьих вокалистов. Среди смешных происшествий, школьных случаев и путаницы, в «Денискиных рассказах» спрятаны ошеломления. Почти каждая история – это моментальный контрастный снимок чувства, впервые встреченного человеком; а весь цикл – азбука детских эмоциональных потрясений. Про которые мало что можно объяснить – да аналитичность и не свойственна детскому взгляду; поэтому, совершенно отдавшись смутному ощущению ужаса от военных воспоминаний отца, доедает герой в бессознательном состоянии молочную лапшу, и отец молча сжимает его руку после представления, на котором девочка на шаре не появилась.

Может, читатели младшего школьного возраста действительно не поймут про тесноту в коммуналках, или про дворовую радость по поводу запуска ракеты «Восток». Зато про светлячка, или про плюшевого «Друга детства» точно должны понять.

По теме:

Ещё можно успеть

Где: Онлайн/Минск, Беларусь
Когда: -
Заявки до:

Международный образовательный центр им. Йоханнеса Рау приглашает команды от 2 до 4 человек принять участие в международном хакатоне, посвященном истории Второй Мировой. Мероприятие пройдет преимущественно онлайн. На хакатон принимаются заявки с идеями цифровых просветительских проектов (подкасты, сайты, игры, базы данных). Победители хакатона получат грант на реализацию проекта, а также экспертную поддержку. 

Где: Онлайн
Когда:
Заявки до:

Мемориальный комплекс и музей Заксенхаузен организуют онлайн-семинар, в фокусе которого находятся принципиальные различия в немецко- и русскоязычных дискурсах научной проработки прошлого с акцентом на ключевых аспектах музейной работы:
Вина и ответственность. Как определено понятие вины, каковы его границы? С чего начинается дискуссия об ответственности и её изображении в музее? Какие типы и группы преступников представлены, а какие нет?
Моральные дилеммы XX века. Какие моральные дилеммы, касающиеся вины и ответственности, представлены в экспозициях? Какие в принципе могут быть представлены в экспозициях или могут стать темой плодотворной педагогической работы? Как в этой связи решается проблема возможной релятивизации реальной вины? Касаются ли эти дилеммы лишь общей оценки того общества или проблематизируется также выгода от сотрудничества с ответственными за преступления? Прослеживается ли связь того общества с сегодняшним?
Желающие принять участие в семинаре должны написать др. Ольге Розенблюм на адрес: rosenblum@gedenkstaette-sachsenhausen.de.

Где: Инсбрук, Австрия
Когда: -
Заявки до:

Университет им. Леопольда и Франца (Инсбрук, Австрия) объявляет вакансию преподавателя-ассистента в области экономической и социальной истории после XVIII века, особенно — с уклоном в историю медицины, техники и окружающей среды.
Требования: диплом магистра и желание написать диссертацию, владение английским и немецким языком.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Лилль, Франция
Заявки до:

Англо- и франкоязычный журнал «Apparence(s)» готовит специальный выпуск, в фокусе которого находится использование материалов животного происхождения в изготовлении костюмов, а также мода, вдохновлённая животными (напр. mode giraffe во Франции 1830 года).
Желающие должны прислать тезисы на адрес: afennetaux@yahoo.com и gabriele.mentges@tu-dortmund.de.

Где: Кёльн, Германия
Заявки до:

Кёльнский университет (Германия) готовит публикацию сборника статей, в фокусе которого находится литература о путешествиях в гендерно-исторической и постколониальной перспективе, особенно — в контексте вопроса, какой представлялась Европа путешественникам, приехавшим из-за границы, и с чём они её сравнивали.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: L.Riettiens@uni-koeln.de.

Где: Будапешт, Германия
Заявки до:

The Hungarian Historical Review готовит специальный выпуск, в фокусе которого находятся стратегии и шаги, с помощью которых специалисты и администраторы стремились контролировать, исследовать и гарантировать безопасность, телесную целостность и благополучие граждан в восточной части Центральной Европы.
Желающие должны прислать тезисы на адресы: hunghist@btk.mta.hukovacs.janka@btk.elte.huviola.laszlofi@ehess.fr.

Где: Рим, Италия
Заявки до:

Германский исторический институт в Риме (Италия) принимает заявки на предоставление стипендий им. Людвига и Маргариты Квидде для стажировок лицам с учёной степенью.
Тема исследований: история / музыкология.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Париж, Франция
Когда: -
Заявки до:

Парижские университеты организуют конференцию, в фокусе которой находится возникновение и развитие выставки как культурной практики в глобальной и локальной перспективе.
Какую роль в инсценировке мира на рубеже XIX — XX вв. сыграли новые науки — психология, социология, этнология и этнография? В какой мере выставка была перенесена из Европы в другие части света в качестве культурной практики?
Желающие должны прислать тезисы на адрес: Hass@em.uni-frankfurt.de и celine.trautmann-waller@sorbonne-nouvelle.fr.

Где: Нью-Йорк, США
Заявки до:

Группа европейских учёных приглашает к написанию глав для коллективной монографии, в фокусе которой находятся песни о Нью-Йорке: от салонных и водевильных песен конца XIX века до современных.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: newyorkinsong@gmail.com.

Где: Вильнюс, Литва
Заявки до:

Журнал Critical Interventions готовит специальный выпуск, в фокусе которого находится присвоение «чёрных культур» теми регионами, в которых исторически отсутствуют значительные общины выходцев из Африки (напр., Азия и Восточная Европа).
Желающие должны загрузить статью на сайт.

Где: Лондон, Великобритания
Когда:
Заявки до:

Институт исторических исследований (Лондон, Великобритания) организует конференцию, в фокусе которой находится роль нейтральных государств в истории международных отношений, в частности — в качестве посредника и объекта соперничества между воюющими сторонами. Хронологические рамки — главным образом, от 1750 года до современности.
Некоторые аспекты: пропаганда как инструмент разжигания и предотвращения войны; ответ нейтральных стран на международную пропаганду; саморепрезентация нейтральной страны; психологическая война в нейтральных странах; способы контроля общественного мнения в нейтральных странах; публичная дипломатия и нейтральность: пропаганда и цензура в нейтральных странах.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: PROP.NEUTRAL.CONFERENCE@GMAIL.COM.

Где: Нью-Дели, Индия
Когда: -
Заявки до:

Международный центр высших исследований им. Марии Сибиллы Мериан и Рабиндраната Тагора (Нью-Дели, Индия) при поддержке фонда им. Макса Вебера предоставляет стипендии для стажировок старшим и молодым исследователям, занимающимся по крайней мере одной из следующих тем: 1) история как политическая категория; 2) критика и обновление демократии; 3) нормативные конфликты и трансформации; 4) гендерный вызов; 5) политическая экономия роста и распределения; 6) медиа и формирование политического.
Срок: до 6 — 7 месяцев. ​​​​​Требование: учёная степень, для старших исследователей также статус профессора / опыт академической работы в течение мин. 10 лет. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: batra@mwsindia.org.