Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

О новом издании повести В. Драгунского «Он упал на траву»

Дайджест
22 марта 2013

После интервью критика Галины Юзефович взялась перечитывать Драгунского – ищу устаревшие реалии, которые требуют объяснения. Казалось бы, чему там устаревать? Оказывается, многому. Космос ушел с первых страниц газет, а значит, потерял свое место в разговорах взрослых и дворовых играх детей; изменились игры, да и сам двор – некогда безопасный сквозной мир с обитаемой мусоркой, где можно найти запчасти к ракете, или открытой настежь дверью в домоуправление (см. фильм «Я шагаю по Москве», герои которого, кажется, общаются между собою исключительно крича из распахнутого окна на улицу); коммунальная квартира и снующие по коридору взрослые с горячими чайниками в руках; песня «Ландыши, ландыши» за стеной и долгожданное получение отдельной жилплощади. Красноармейцы, которые бьются против белых (или фашистов? у героя рассказов по этому вопросу нет ясности: во время кинофильма «Алые звезды» весь его класс палит из своих пистолетов в экран, целясь по тем и другим). Глядишь – жизнь Дениски Кораблева и Мишки Слонова действительно потребует издания специального справочника.

Собственно-историческая повесть Драгунского «Он упал на траву», которая вышла в издательстве «Самокат», так и опубликована – с послесловием историка Станислава Дудкина, в четверть объема самого произведения. «Как это было» – книжная серия о Великой отечественной войне, в которой художественный текст снабжен обширнейшим приложением с картами, фотографиями и поэтапной историей операций под Москвой и Наро-Фоминском. Повесть, оформленная таким образом, выступает в роли военного документа; между ней и читателем устанавливаются отношения прежде всего просветительские.

Самостоятельный и подробный комментарий использует текст Драгунского в качестве иллюстрации.

“Четыре ладные девочки с узенькими талийками вели под уздцы допотопное чудище,”

– уличная зарисовка маневров удивительного уже для сороковых годов дирижабля влечет за собой историю маскировки архитектуры Москвы перед воздушными ударами; картина бредущих от немецкого наступления людей со скарбом сопровождает анализ расстановки сил и изложение сути операции «Тайфун»; удалой танец ополченца Гришки по прозванию Каторга под реющим немецким самолетом дополняется фотокопией сброшенной с самолета листовки. В самой повести незадолго до знакового танца под пулями главный герой пытался побить Гришку за похабные замечания, которые тот опускал при чтении фронтовых сводок. Гришка обещал главного героя зарезать и плясал перед ним с финским ножом. 

В 1960-х годах, во время первых публикаций повести, Гришку Каторгу немного сокращали (о чем рассказывает редактор серии, Илья Бернштейн) из цензурных соображений. Кроме этих фрагментов, резали жалобы главного героя на недолжное качество выданного инвентаря («какая беспримерная сволочь равнодушно подсунула нам эти лопаты») при помощи которого он, не годный к военной службе, копает заграждения под Москвой; ограничивали намеки на чувственное влечение, упоминания о солдатской грубой речи. В «Самокате» выпущен вариант, наиболее близкий к авторскому замыслу.

Повесть «Он упал на траву» почти автобиографическая – во всяком случае, на фронт Драгунского, как и его героя, не взяли; он тоже служил в театре, и ключ от квартиры в почтовом ящике будущему Александру Галичу, упомянутому в повести под своей настоящей фамилией, действительно оставлял. Из нее можно узнать о стремительном начале войны, об огромных потерях среди красноармейцев и добровольцев – стариках, юношах, близоруких, хромых и увечных, которые обороняли Москву, окапывая ее занозистыми и неуклюжими инструментами. И эти факты, непарадные факты войны, оттесняют внимание читателя от литературного устройства повести – от любовной линии, которая делится на трое, от рефрена, соединяющего гражданскую войну с отечественной, – революционной песни, не совсем точная строчка которой дает название повести. Песню «Там вдали, за рекой» поют ополченцы, отправляясь в вагонах на рытье оборонных окопов, она крутится в голове у героя, когда по дороге к Москве гибнет его товарищ, ее строчки, переставшие быть стихотворными, оформляют его размышления по дороге на новую медкомиссию. Кроме фактуры, в повести Драгунского живет история о том, как существующие в голове персонажа художественные образцы из прошлого будто бы одушевляются вновь обретенным военным опытом – в данном случае, опытом личной утраты.

В детской прозе Драгунского мало следов давно закончившейся войны («Денискниы рассказы» выходили с 1959-го). В катящейся и гремящей быстрой детской жизни живут военные игры и школьные спектакли про поимку шпионов, однако действительное столкновение с ее приметами автор бережет для особого случая. Воспоминания отца о московском голоде из «Арбузного переулка», тяжелая фронтовая похвала «Человека с голубым лицом», орденские планки хозяина канарейки, победившей на конкурсе птичьих вокалистов. Среди смешных происшествий, школьных случаев и путаницы, в «Денискиных рассказах» спрятаны ошеломления. Почти каждая история – это моментальный контрастный снимок чувства, впервые встреченного человеком; а весь цикл – азбука детских эмоциональных потрясений. Про которые мало что можно объяснить – да аналитичность и не свойственна детскому взгляду; поэтому, совершенно отдавшись смутному ощущению ужаса от военных воспоминаний отца, доедает герой в бессознательном состоянии молочную лапшу, и отец молча сжимает его руку после представления, на котором девочка на шаре не появилась.

Может, читатели младшего школьного возраста действительно не поймут про тесноту в коммуналках, или про дворовую радость по поводу запуска ракеты «Восток». Зато про светлячка, или про плюшевого «Друга детства» точно должны понять.

По теме:

Ещё можно успеть

Где: Прага, Чехия
Когда: -
Заявки до:

Центр истории науки при Академии наук Чехии (Прага, Чехия) организует семинар, в фокусе которого находится: 1) политика Германии в отношении науки на оккупированных территориях — предложения к сотрудничеству и ответная реакция; 2) возникновение управляющих ведомств, в частности — в науке и промышленности; 3) эмиграция, вовлечение учёных в движение сопротивления и изменение их состава; 4) научно-интеллектуальный потенциал научных институтов и его применение национал-социалистами; 5) военное производство и наука; 6) информация и пропаганда с использованием научной информации; 7) научная этика в современном мире.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: Prague2019@centrum.cz.

Где: Мюнхен, Германия
Когда: -
Заявки до:

Немецкий музей (Мюнхен, Германия) организует конференцию, в фокусе которой находятся те технологии, которые прямо или косвенно превратились в символы выражения социальных конфликтов с тем, чтобы сделать их осязаемыми.
К рассмотрению берутся те технологии, вокруг которых рождались общественные дебаты — как например, велосипед и военно-морские силы в конце XIX века, ядерная энергия, биотехнологии и социальные медиа в XX — XXI вв.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: TransformativeTechnologies@Deutsches-Museum.de.

Где: Пермский край
Когда: -
Заявки до:

Пермское краевое отделение Международного Мемориала (Пермь, Россия) организует в 2019 году волонтёрские экспедиции с целью сбора материалов по истории политических репрессий советского периода, прежде всего, в форме записи «устной истории» у репрессированных, посещения мест расположения бывших спецпосёлков и лагерей ГУЛАГа и установки там мемориальных знаков.
Сроки экспедиций: 1 — 4 мая; 3 — 8 июня, 17 — 22 июля, 25 — 30 июля, 5 — 11 августа. Срок подачи заявок: за две недели до начала выбранной экспедиции для российских участников и за месяц – для иностранных добровольцев.
Желающие должны прислать заполненную анкету участника на адрес: ivan.memorial.perm@gmail.com и perm.memorial@gmail.com.

Где: Берлин, Германия
Заявки до:

Центр исследования современной истории (Берлин, Германия) готовит публикацию специального выпуска ежегодника «Historie», в фокусе которого находится понятие «национальные и этнические меньшинства», права меньшинств на религиозную и культурную автономию и защита этих прав.
Желающие должны прислать тезисы, ключевые слова и краткую биографию на адрес: lukasz.jasinski@cbh.pan.pl.

Где: Лейпциг, Германия
Когда: -
Заявки до:

Институт еврейской истории и культуры (Лейпциг, Германия) объявляет вакансию научного сотрудника в исследовательскую группу «Новая история рабочего и профсоюзного движения».
Требования: высшее образование, желательно — учёная степень в области Новой и Новейшей истории или смежной дисциплине; уверенное владение немецким и английским языком.
Желающие должны прислать необходимые документы электронно (fitzpatrick@dubnow.de) и обычной почтой на адрес:

Leibniz-Institut für jüdische Geschichte und Kultur – Simon Dubnow 
Direktorin
Frau Prof. Dr. Yfaat Weiss 
Goldschmidtstraße 28 
04103 Leipzig

Где: Штутгарт-Гогенхайм, Германия
Когда: -
Заявки до:

Общество «Frauen & Geschichte Baden-Württemberg» организует конференцию, в фокусе которой находится механизмы правового и философского обоснования права женщин на социально-политическое участие, женское участие в общественной деятельности (партии, общества социальной опеки, церковные приходы), права мигрантов мужского и женского пола.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: Sylvia.schraut@unibw.de.

Где: Берлин, Германия
Заявки до:

Федеральный фонд ликвидации диктатуры СЕПГ (Берлин, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций по истории коммунистических диктатур, в частности — по истории разделения Германии и диктатуры в Советской зоне оккупации и ГДР, а также по истории конфликта между Восточным и Западным блоком.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес:

Bundesstiftung zur Aufarbeitung der SED-Diktatur 
Stipendienprogramm 2019 
Kronenstraße 05 
10117 Berlin

Где: Веймар, Германия
Заявки до:

Фонд «Классика» (Веймар, Германия) принимает заявки на предоставление стипендии на проведение исследований по истории культуры от раннего Нового времени до современности.
Срок: от одного месяца до полугода. Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Базель, Швейцария
Заявки до:

Англо-язычный журнал «Религии» готовит специальный выпуск, в фокусе которого находятся религиозная мысль и жизнь пиетистов, их предшественников и их сообществ — в сопоставлении с протестантскими общинами Старого и Нового света.
Желающие должны зарегистрироваться и загрузить свою статью на сайт.

Где: Берлин, Германия
Когда: -
Заявки до:

Фонд Розы Люксембург (Берлин, Германия) организует конференцию, в фокусе которой находится Роза Люксембург и значимость её личности - при её жизни и после её смерти.
Какое значение имеют сегодня её теоретические работы? Какие элементы жизни Розы Люксембург отражают политические изменения в Германской империи (1871 — 1918)?
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: frank.jacob@nord.no и Joern.Schuetrumpf@rosalux.org.

Где: Варшава, Польша
Когда:
Заявки до:

Музей истории польских евреев (Варшава, Польша) организует семинар для молодых учёных, в фокусе которого находится жанр научной биографии, в частности — его место в еврейских исследованиях, исследованиях миграций и социальной истории в целом.
Предоставляются гранты на покрытие транспортных расходов. Язык семинара — английский, однако приветствуется также владение польским, немецким и идишем. Желающие должны прислать заполненную форму заявки на адрес: geopconference@polin.pl.

Где: Лейпциг, Германия
Когда: -
Заявки до:

Институт истории и культуры Восточной Европы (Лейпциг, Германия) организует конференцию, в фокусе которой находятся женщины к польском и восточно-германском кинематографе.
Некоторые аспекты: 1) женское авторство и творческие практики при создании фильма; 2) место женщин в кинематографической культуре; 3) женщины как кинокритики и киноисследователи.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: maciej.peplinski@leibniz-gwzo.de и m.radkiewicz@uj.edu.pl.