Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

О новом издании повести В. Драгунского «Он упал на траву»

Дайджест
22 марта 2013

После интервью критика Галины Юзефович взялась перечитывать Драгунского – ищу устаревшие реалии, которые требуют объяснения. Казалось бы, чему там устаревать? Оказывается, многому. Космос ушел с первых страниц газет, а значит, потерял свое место в разговорах взрослых и дворовых играх детей; изменились игры, да и сам двор – некогда безопасный сквозной мир с обитаемой мусоркой, где можно найти запчасти к ракете, или открытой настежь дверью в домоуправление (см. фильм «Я шагаю по Москве», герои которого, кажется, общаются между собою исключительно крича из распахнутого окна на улицу); коммунальная квартира и снующие по коридору взрослые с горячими чайниками в руках; песня «Ландыши, ландыши» за стеной и долгожданное получение отдельной жилплощади. Красноармейцы, которые бьются против белых (или фашистов? у героя рассказов по этому вопросу нет ясности: во время кинофильма «Алые звезды» весь его класс палит из своих пистолетов в экран, целясь по тем и другим). Глядишь – жизнь Дениски Кораблева и Мишки Слонова действительно потребует издания специального справочника.

Собственно-историческая повесть Драгунского «Он упал на траву», которая вышла в издательстве «Самокат», так и опубликована – с послесловием историка Станислава Дудкина, в четверть объема самого произведения. «Как это было» – книжная серия о Великой отечественной войне, в которой художественный текст снабжен обширнейшим приложением с картами, фотографиями и поэтапной историей операций под Москвой и Наро-Фоминском. Повесть, оформленная таким образом, выступает в роли военного документа; между ней и читателем устанавливаются отношения прежде всего просветительские.

Самостоятельный и подробный комментарий использует текст Драгунского в качестве иллюстрации.

“Четыре ладные девочки с узенькими талийками вели под уздцы допотопное чудище,”

– уличная зарисовка маневров удивительного уже для сороковых годов дирижабля влечет за собой историю маскировки архитектуры Москвы перед воздушными ударами; картина бредущих от немецкого наступления людей со скарбом сопровождает анализ расстановки сил и изложение сути операции «Тайфун»; удалой танец ополченца Гришки по прозванию Каторга под реющим немецким самолетом дополняется фотокопией сброшенной с самолета листовки. В самой повести незадолго до знакового танца под пулями главный герой пытался побить Гришку за похабные замечания, которые тот опускал при чтении фронтовых сводок. Гришка обещал главного героя зарезать и плясал перед ним с финским ножом. 

В 1960-х годах, во время первых публикаций повести, Гришку Каторгу немного сокращали (о чем рассказывает редактор серии, Илья Бернштейн) из цензурных соображений. Кроме этих фрагментов, резали жалобы главного героя на недолжное качество выданного инвентаря («какая беспримерная сволочь равнодушно подсунула нам эти лопаты») при помощи которого он, не годный к военной службе, копает заграждения под Москвой; ограничивали намеки на чувственное влечение, упоминания о солдатской грубой речи. В «Самокате» выпущен вариант, наиболее близкий к авторскому замыслу.

Повесть «Он упал на траву» почти автобиографическая – во всяком случае, на фронт Драгунского, как и его героя, не взяли; он тоже служил в театре, и ключ от квартиры в почтовом ящике будущему Александру Галичу, упомянутому в повести под своей настоящей фамилией, действительно оставлял. Из нее можно узнать о стремительном начале войны, об огромных потерях среди красноармейцев и добровольцев – стариках, юношах, близоруких, хромых и увечных, которые обороняли Москву, окапывая ее занозистыми и неуклюжими инструментами. И эти факты, непарадные факты войны, оттесняют внимание читателя от литературного устройства повести – от любовной линии, которая делится на трое, от рефрена, соединяющего гражданскую войну с отечественной, – революционной песни, не совсем точная строчка которой дает название повести. Песню «Там вдали, за рекой» поют ополченцы, отправляясь в вагонах на рытье оборонных окопов, она крутится в голове у героя, когда по дороге к Москве гибнет его товарищ, ее строчки, переставшие быть стихотворными, оформляют его размышления по дороге на новую медкомиссию. Кроме фактуры, в повести Драгунского живет история о том, как существующие в голове персонажа художественные образцы из прошлого будто бы одушевляются вновь обретенным военным опытом – в данном случае, опытом личной утраты.

В детской прозе Драгунского мало следов давно закончившейся войны («Денискниы рассказы» выходили с 1959-го). В катящейся и гремящей быстрой детской жизни живут военные игры и школьные спектакли про поимку шпионов, однако действительное столкновение с ее приметами автор бережет для особого случая. Воспоминания отца о московском голоде из «Арбузного переулка», тяжелая фронтовая похвала «Человека с голубым лицом», орденские планки хозяина канарейки, победившей на конкурсе птичьих вокалистов. Среди смешных происшествий, школьных случаев и путаницы, в «Денискиных рассказах» спрятаны ошеломления. Почти каждая история – это моментальный контрастный снимок чувства, впервые встреченного человеком; а весь цикл – азбука детских эмоциональных потрясений. Про которые мало что можно объяснить – да аналитичность и не свойственна детскому взгляду; поэтому, совершенно отдавшись смутному ощущению ужаса от военных воспоминаний отца, доедает герой в бессознательном состоянии молочную лапшу, и отец молча сжимает его руку после представления, на котором девочка на шаре не появилась.

Может, читатели младшего школьного возраста действительно не поймут про тесноту в коммуналках, или про дворовую радость по поводу запуска ракеты «Восток». Зато про светлячка, или про плюшевого «Друга детства» точно должны понять.

По теме:

Ещё можно успеть

Где: Гейдельберг, Германия
Заявки до:

Гейдельбергская академия наук (Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций в рамках проекта «Теории заговора, альтернативная медицина и паранаука: способна ли гетеродоксия к индивидуальной стабилизации в условиях нестабильного мира?». Тема диссертации должна вписываться в проблему «гетеродокия как фактор стабильности», развивая темы научной теории, аргументационной теории и нарративной идентичности.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: mathis.lessau@philosophie.uni-freiburg.de и hans-christian.riechers@germanistik.uni-freiburg.de.

Где: Гейдельберг, Германия
Заявки до:

Специалисты Гейдельбергского университета (Германия) приглашают к сотрудничеству в написании сборника статей, в фокусе которых находятся теоретические подходы к лагерю как социальному институту, специальные исследования о колониальных и национал-социалистических концлагерях, «системах лагерей в России / Советском Союзе», лагерях перемещённых лиц и военнопленных, а также лагерях перевоспитания (Китай, Руанда, Камбоджа и иные регионы), лагере заключённых Гуантанамо, лагерях внутренне перемещённых лиц и беженцев на Глобальном Юге и на границах ЕС.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: bochmann@soziologie.uni-siegen.de и felicitas.fischer.von.weikersthal@zegk.uni-heidelberg.de.

Где: Вупперталь, Германия
Заявки до:

Журнал «Histories» готовит специальный выпуск, в фокусе которого находится следующий подход к истории науки: 1) история отдельной дисциплины, её интитуционализации и трансформации (экология, экономика, историография науки, гуманитарные науки, естественные науки и науки о человеке, математика и социология; 2) история научного исследования следующих явлений: антропоцен, природные катаклизмы, природные ресурсы, пандемия, религия, токсичность, насилие и война; 3) роль деятелей науки в истории циркуляции знания и книгопечатания.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: achermann@uni-wuppertal.deflink@uni-wuppertal.deremmert@uni-wuppertal.de или stehrenberger@uni-wuppertal.de.

Где: Онлайн
Когда: -
Заявки до:

Музей истории польских евреев POLIN (Варшава, Польша) организует онлайн-конференцию, в фокусе которой находятся сложные вопросы: что представляют собой Jewish studies на настоящий момент и в какую сторону должны идти исследователи? Какие парадигмы освещают им путь? Какое влияние на еврейские исследования оказывают теоретические и методологические перемены в гуманитарных и социальных науках?
Желающие могут предложить названия для секций, заполнив форму на сайте.

Где: Регенсбург, Германия
Когда: -
Заявки до:

Регенсбургский университет (Германия) организует конференцию, в фокусе которой находятся выборы в послевоенной Германии в исторической, юридической, политологической и социологической перспективе.
Желающие должны прислать тезисы и краткую автобиографию на адрес: rechtskultur@ur.de.

Где: Онлайн
Когда: -
Заявки до:

Институт исследований Холокоста им. Визенталя (Вена, Австрия) организует онлайн-конференцию, в фокусе которой находятся евреи современной Австрии, а также территории прежней монархии Габсбургов и соседних с ней регионов через призму архивных источников.
Некоторые аспекты: работа с недавно открывшимися архивами (после 1990 года), «маргинализированные голоса» (женщины, дети, малые сообщества и меньшинства в крупных городах), послевоенные рассказы выживших, рассказы еврейской бедноты, рассказы тех, кто жил в Вене во время Второй Мировой войны.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: 
workshop2021@vwi.ac.at.

Где: Берлин, Германия
Заявки до:

Общество исследования музыкальной экономики и культуры готовит специальный выпуск своего ежегодника, в фокусе которого находятся меняющиеся связи между музыкальной экономикой и музыкальной культурой, роль музыки в трансформационных процессах, спровоцированных изменением климата, пандемией, популизмом и новым авторитаризмом.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: jahrbuch@musikwirtschaftsforschung.de.

Где: Онлайн
Заявки до:

Коллегия им. Кэте Хамбургер (Мюнстер, Германия) предлагает форму онлайн-сотрудничества учёным в области (правовой) истории, права, этнологии и социологии, теологии и литературоведения, иудаистики и исламоведения.
Ожидается активное участие в мероприятиях Коллегии и представление результатов исследования в конце онлайн-стажировки (срок — 5 месяцев). Возможно продолжение стажировки в очном формате (в общей сложности до 12 месяцев).
Размер стипендии: 3200 евро. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: info.evir@uni-muenster.de.

Где: Берлин, Германия
Заявки до:

Общество критического историописания (Берлин, Германия) готовит специальный выпуск журнала «WerkstattGeschichte», исходной точкой для которого является словесная ассоциация: Lied (песня) / Leid (страдание). Каким образом музыканты сообщают о страдании? В фокусе — дихотомия персонального и коллективного, эмоционального и политичного, господства и подчинения.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: katja_werkstattgeschichte@posteo.de.

Где: Коттбус, Германия
Заявки до:

Бранденбургский технический университет Коттбус-Зенфтенберг (Германия) готовит публикацию сборника статей, в фокусе которых находится тема заговора в кино и на телевидении через призму любых научных дисциплин. Что нового мы узнаём о феномене коллективного помешательства, когда исследуем фиктивные миры сериалов и миров?
Желающие должны прислать тезисы на адрес: abstract@denis-newiak.de.

Где: Вена, Австрия
Заявки до:

Институт Дунайского региона и Центральной Европы (Вена, Австрия) приглашает к участию в конкурсе молодых учёных «Данубиус» из четырнадцати дунайских стран, в том числе — Украины. Оценивается научный вклад каждого участника и значение этого вклада для Подунавья.
Требование: диплом магистра или учёная степень, присуждённая не ранее 1 января 2016 года.
Размер: 1350 евро. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: d.martinek@idm.at.

Где: Мюнхен, Германия
Заявки до:

Историческая коллегия (Мюнхен, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий лицам с учёной степенью для проведения исследований.
Требование: издание большой монографии (для старших исследователей) и наличие учёной степени (для младших исследователей).
Срок: 1 год. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: karl-ulrich.gelberg@historischeskolleg.de.