Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

О новом издании повести В. Драгунского «Он упал на траву»

Дайджест
22 марта 2013

После интервью критика Галины Юзефович взялась перечитывать Драгунского – ищу устаревшие реалии, которые требуют объяснения. Казалось бы, чему там устаревать? Оказывается, многому. Космос ушел с первых страниц газет, а значит, потерял свое место в разговорах взрослых и дворовых играх детей; изменились игры, да и сам двор – некогда безопасный сквозной мир с обитаемой мусоркой, где можно найти запчасти к ракете, или открытой настежь дверью в домоуправление (см. фильм «Я шагаю по Москве», герои которого, кажется, общаются между собою исключительно крича из распахнутого окна на улицу); коммунальная квартира и снующие по коридору взрослые с горячими чайниками в руках; песня «Ландыши, ландыши» за стеной и долгожданное получение отдельной жилплощади. Красноармейцы, которые бьются против белых (или фашистов? у героя рассказов по этому вопросу нет ясности: во время кинофильма «Алые звезды» весь его класс палит из своих пистолетов в экран, целясь по тем и другим). Глядишь – жизнь Дениски Кораблева и Мишки Слонова действительно потребует издания специального справочника.

Собственно-историческая повесть Драгунского «Он упал на траву», которая вышла в издательстве «Самокат», так и опубликована – с послесловием историка Станислава Дудкина, в четверть объема самого произведения. «Как это было» – книжная серия о Великой отечественной войне, в которой художественный текст снабжен обширнейшим приложением с картами, фотографиями и поэтапной историей операций под Москвой и Наро-Фоминском. Повесть, оформленная таким образом, выступает в роли военного документа; между ней и читателем устанавливаются отношения прежде всего просветительские.

Самостоятельный и подробный комментарий использует текст Драгунского в качестве иллюстрации.

“Четыре ладные девочки с узенькими талийками вели под уздцы допотопное чудище,”

– уличная зарисовка маневров удивительного уже для сороковых годов дирижабля влечет за собой историю маскировки архитектуры Москвы перед воздушными ударами; картина бредущих от немецкого наступления людей со скарбом сопровождает анализ расстановки сил и изложение сути операции «Тайфун»; удалой танец ополченца Гришки по прозванию Каторга под реющим немецким самолетом дополняется фотокопией сброшенной с самолета листовки. В самой повести незадолго до знакового танца под пулями главный герой пытался побить Гришку за похабные замечания, которые тот опускал при чтении фронтовых сводок. Гришка обещал главного героя зарезать и плясал перед ним с финским ножом. 

В 1960-х годах, во время первых публикаций повести, Гришку Каторгу немного сокращали (о чем рассказывает редактор серии, Илья Бернштейн) из цензурных соображений. Кроме этих фрагментов, резали жалобы главного героя на недолжное качество выданного инвентаря («какая беспримерная сволочь равнодушно подсунула нам эти лопаты») при помощи которого он, не годный к военной службе, копает заграждения под Москвой; ограничивали намеки на чувственное влечение, упоминания о солдатской грубой речи. В «Самокате» выпущен вариант, наиболее близкий к авторскому замыслу.

Повесть «Он упал на траву» почти автобиографическая – во всяком случае, на фронт Драгунского, как и его героя, не взяли; он тоже служил в театре, и ключ от квартиры в почтовом ящике будущему Александру Галичу, упомянутому в повести под своей настоящей фамилией, действительно оставлял. Из нее можно узнать о стремительном начале войны, об огромных потерях среди красноармейцев и добровольцев – стариках, юношах, близоруких, хромых и увечных, которые обороняли Москву, окапывая ее занозистыми и неуклюжими инструментами. И эти факты, непарадные факты войны, оттесняют внимание читателя от литературного устройства повести – от любовной линии, которая делится на трое, от рефрена, соединяющего гражданскую войну с отечественной, – революционной песни, не совсем точная строчка которой дает название повести. Песню «Там вдали, за рекой» поют ополченцы, отправляясь в вагонах на рытье оборонных окопов, она крутится в голове у героя, когда по дороге к Москве гибнет его товарищ, ее строчки, переставшие быть стихотворными, оформляют его размышления по дороге на новую медкомиссию. Кроме фактуры, в повести Драгунского живет история о том, как существующие в голове персонажа художественные образцы из прошлого будто бы одушевляются вновь обретенным военным опытом – в данном случае, опытом личной утраты.

В детской прозе Драгунского мало следов давно закончившейся войны («Денискниы рассказы» выходили с 1959-го). В катящейся и гремящей быстрой детской жизни живут военные игры и школьные спектакли про поимку шпионов, однако действительное столкновение с ее приметами автор бережет для особого случая. Воспоминания отца о московском голоде из «Арбузного переулка», тяжелая фронтовая похвала «Человека с голубым лицом», орденские планки хозяина канарейки, победившей на конкурсе птичьих вокалистов. Среди смешных происшествий, школьных случаев и путаницы, в «Денискиных рассказах» спрятаны ошеломления. Почти каждая история – это моментальный контрастный снимок чувства, впервые встреченного человеком; а весь цикл – азбука детских эмоциональных потрясений. Про которые мало что можно объяснить – да аналитичность и не свойственна детскому взгляду; поэтому, совершенно отдавшись смутному ощущению ужаса от военных воспоминаний отца, доедает герой в бессознательном состоянии молочную лапшу, и отец молча сжимает его руку после представления, на котором девочка на шаре не появилась.

Может, читатели младшего школьного возраста действительно не поймут про тесноту в коммуналках, или про дворовую радость по поводу запуска ракеты «Восток». Зато про светлячка, или про плюшевого «Друга детства» точно должны понять.

По теме:

Ещё можно успеть

Где: Вюрцбург, Германия
Заявки до:

Центр «Форум Африки» при Вюрцбургском университете (Германия) готовит публикацию коллективной монографии, в фокусе которой находится Демократическая Республика Конго в контексте её истории, политики, экономики и культуры.
К сотрудничеству приглашаются авторы, которые готовы написать главы, посвящённые: 1) природным ресурсам ДРК; 2) доколониальной и колониальной истории; 3) конголезскому кризису до 1965 года; 4) эре Мобуту;5) конфликтам после 1990 года — и многим иным темам. Желающие должны прислать тезисы на адрес: jaz@uni-wuerzburg.de.

Где: Оттава, Канада
Когда: -
Заявки до:

Школа туземных и канадских исследований в Карлтонском университете (Оттава, Канада) организует конференцию, в фокусе которой находится манифестация языковой, региональной, территориальной, культурной, социальной и государственной принадлежности северо-американских франкофонов.
Желающие должны пристать тезисы и краткую биографию на адрес: espacefranco2020@gmail.com.

Где: Ройтлинген, Германия
Когда: -
Заявки до:

Город Ройтлинген (Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для проведения исследований по истории города.
Размер: 10000 евро в год. Срок: 2 года. Предлагаемые темы исследований: жизнь и труды Фридриха Листа (1789 — 1846), аспекты индустриализации Ройтлингена в XIX веке, политические перевороты XX века как вызов для коммун, городское планирование, строительство поселений и формирование послевоенного общества после 1945 года.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: stadtarchiv@reutlingen.de.

Где: Париж, Франция
Когда: -
Заявки до:

Центр исследования русского, кавказского и центрально-европейского мира (Париж, Франция) организует конференцию, в фокусе которой находится (пост)социалистическая Восточная Европа и Россия в контексте роли телевидения на пути перехода от национальной био-политической парадигмы общественного здоровья начала XX века к рыночно детерминированному представлению о »более здоровой» жизни.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: asumpf@unistra.fr.

Где: Санкт-Петербург, Россия
Когда: -
Заявки до:

Европейский университет (Санкт-Петербург, Россия) организует шестую конференцию в серии «После пост-фотографии», в фокусе которой находятся аспекты времени в фотографии: 1) фотография как будущее прошлое; 2) фотография как прошлое, слабо соотносимое с настоящим (пожилая женщина показывает свою давнишнюю фотографию своим внукам, те же с трудом могут идентифицировать в изображении юной девушки собственную бабушку); 3) фотография как образ будущего (в рекламных изображениях). 
Желающие должны загрузить тезисы на сайт.

Где: Вюрцбург, Германия
Когда: -
Заявки до:

Университет им. Юлиуса Максимиллиана (Вюрцбург, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для участия в зимней школе «Конфигурации мобильности».
В фокусе — мобильность и нарративы перемещения в культурно-антропологическом и литературоведческом контексте, мобильность текста и преодоление пространственных границ.
Желающие должны прислать свой исследовательский проект на адрес: configurations.of.mobility2020@gmail.com.

Где: Брисбен, Австралия.
Заявки до:

Университет Квинсленда (Австралия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций в области архитектуры и планирования, гуманитарных наук и образования, музыки и психологии.
Размер: плата за обучение + 27082 австралийских доллара в год.
Желающие должны подать заявки на сайте.

Где: Невшатель, Берн
Заявки до:

Франко-немецкий журнал по истории «Traverse» готовит специальный выпуск в фокусе которого находится повседневная мобильность в культурном, гендерном, социальном и возрастном аспекте — от Средних веков по современное время.
Некоторые темы: доступность транспортных систем, практики и дискурсы мобильности, мобильность как утопия и дистопия.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: ianenrico.bernasconi@unine.ch, haefeli@interface-pol.ch и hans-ulrich.schiedt@hist.unibe.ch.

Где: Будапешт, Венгрия
Заявки до:

Институт Клио (Будапешт, Венгрия) приглашает к публикации статьи в журнале Clio Research Papers. В фокусе — Холокост в Венгрии, роль местной администрации в организации преследований, геттоизация и депортация евреев на аннексированные территории (Рутения, Северная Трансильвания), режим нилашистов в Будапеште и провинциях.
Желающие должны прислать статью на адрес:1944@clioinstitute.hu.

Где: Вена, Австрия
Когда: -
Заявки до:

Институт ориенталистики при Венском университете (Австрия) организует конференцию, в фокусе которой находится литература о путешествиях (травелоги и путеводители) в контексте практики, обстоятельств, а также самого значения путешествий.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: onur.inal@univie.ac.at.

Где: Берлин, Германия
Когда:
Заявки до:

Фонд им. Вилли Брандта (Берлин, Германия) организует семинар для молодых учёных, в фокусе исследований которых находится история современности. Приветствуются выступления по широкому кругу тем, как например изгнание, сопротивление, история конфликта Востока и Запада, немецкая история, социальное развитие и иные.
Желающие должны прислать заявку на адрес: w.hoppenstedt@willy-brandt.de.

Где: Ольденбург, Германия
Когда: -
Заявки до:

Федеральный институт культуры и истории немцев в Восточной Европе (Ольденбург, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций, в фокусе которых находятся межнациональные взаимодействия и переплетения в Восточной Европе с фокусом на историю немцев от Средневековья до современного времени.
Размер: 1300 евро в месяц. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: kge@bkge.uni-oldenburg.de.