Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
5 марта 2013

60 лет смерти Сталина

Воспоминания свидетелей 1953 года
Прощание со Сталиным в Доме Союзов. Фото: Дм. Бальтерманц и А. Гостев. Из журнала «Огонек», 15 марта 1953 г.

Ирина Щербакова, руководитель образовательных программ Международного Мемориала:

Сегодня, 5 марта 2013-го, в 60-ю годовщину смерти Сталина, мы публикуем небольшие отрывки из хранящихся в Архиве Общества «Мемориал» воспоминаний, в которых самые разные люди рассказывают о том, где находились в тот мартовский день 1953  года, что делали, что думали и чувствовали. Некоторые из них были тогда в Москве (кто-то пошел прощаться со Сталиным, кто-то нет), другие – в самых разных местах (Ленинград, Горький, Баку…), третьи – в лагерях и ссылках.

Думаю, излишне говорить о том, почему очень многие в своих часто охватывающих многие десятилетия воспоминаниях, описывают этот день. Потому что все тогда отчетливо ощутили, что наступил конец эпохи, навсегда связанной с именем Сталина. Люди понимали, кто творец системы, достигшей в этот момент некоей точки абсурда. И хотя в этих отрывках мы видим разницу в отношении к Сталину, в целом перед нами – почти монохромная картина ажиотажа больной страны: «умер Бог».

Поэт Борис Слуцкий писал – эти строки потом будут очень часто цитировать:

Мы все ходили под богом.
У бога под самым боком.
Однажды я шел Арбатом,
Бог ехал в пяти машинах.

Едва ли не каждого героя нашей подборки так или иначе коснулись репрессии. Тем парадоксальнее реакция на смерть главного вдохновителя репрессий: смесь веры в коммунизм, в революцию, с боязнью неизвестности, потому что ты – всего лишь  винтик, песчинка системы, построенной так, словно все зависит от воли одного человека. И уже – надежды на перемены, особенно у тех, кто сидит в лагерях.

Это очень хорошо сформулировал поэт Наум Коржавин, в своем стихотворении на смерть Сталина, написанном в те мартовские дни 1953 года. Сам он в тот момент находился в ссылке.

Я сам не знаю, злым иль добрым роком
Так много лет он был для наших дней.
В его поступках лжи так много было,
А свет знамен их так скрывал в дыму,
Что сопоставить это все не в силах –
Мы просто слепо верили ему.
Моя страна! Неужто бестолково
Ушла, пропала вся твоя борьба?
В тяжелом, мутном взгляде Маленкова
Неужто нынче вся твоя судьба?
А может, ты поймешь сквозь муки ада,
Сквозь все свои кровавые пути,
Что слепо верить никому не надо
И к правде ложь не может привести.

Символично, что эпоха, связанная с гибелью миллионов людей, и закончилась гибелью сотен москвичей, рвавшихся в Колонный зал, взглянуть на мертвого Сталина. Но и до сих пор о них ничего не напоминает, нет ни досок, ни статистики. Как и до сих пор почти нет мемориальных досок и памятников миллионам жертв созданной тем, кто умер 60 лет назад, системы. 

***

Ирина Островская, сотрудник Архива Международного Мемориала:

В течение многих лет Архив «Мемориала» и действующий при нем Центр устной истории и биографии работают по программе «Семейная память».

В подборке воспоминаний к 60-летию смерти Сталина рассказчиками выступают дети репрессированных, «члены семей изменников родины». Все эти люди пережили арест или одного из родителей, или обоих, а иногда и других близких родственников. С малых лет они прошли через очереди, пытаясь получить в тюрьмах хоть какие-то сведения о своих родных, либо – отправить в лагеря посылки. Эти дети знали, что они другие. Они должны были скрывать правду о себе и родителях. Детская травма не прошла бесследно, осталась до сих пор, несмотря на то, что родители были реабилитированы (многие – посмертно).

Дата смерти Сталина, сам факт его смерти – событие рубежное для наших респондентов. Они родились и жили при Сталине, и другой жизни себе не представляли. Для них было крайне важно доказать, что их родители – честные советские люди. Вместе с тем, тема смерти Сталина не была центральной в услышанных нами рассказах об их семейных историях. Всю свою последующую жизнь, и по сей день эти люди пытаются переосмыслить свое отношение к Сталину и понять его роль в трагедии их семей.

Подборка воспоминаний свидетелей доступна по следующим ссылкам:

МОСКВА

РЕГИОНЫ

ЛАГЕРЬ

По теме:

5 марта 2013
60 лет смерти Сталина
Воспоминания свидетелей 1953 года

Похожие материалы

28 сентября 2012
28 сентября 2012
17 июня 1953 на улицы ГДР вышел миллион человек, чтобы протестовать против коммунистической диктатуры. Тогда советские танки спасли режим СЕПГ. Через 60 лет после этого события немецкий федеральный Фонд исследований диктатуры СЕПГ подготовил выставку по истории восстания в Восточной Германии.
28 ноября 2014
28 ноября 2014
В 2009 г. журналист и преподаватель ВШЭ Любовь Борусяк подготовила цикл биографических интервью для сайта polit.ru. Их героями стали ученые, деятели культуры, общественные деятели, ставшие чем-то вроде национального достояния. Архив видео polit.ru в настоящее время частично недоступен, по любезному этого согласию сайта «Уроки истории» перепечатывает у себя некоторые из стенограмм и размещает видео этих бесед.
26 декабря 2016
26 декабря 2016
Ссыльных было в Абане очень много, но абанцы не просто с сочувствием относились к этим бедно одетым людям, живущим в каких-то халупах, бравшимся за любую работу, чтобы прокормиться, но относились с большим уважением к ним и помогали им, чем могли. Сибиряки всегда оценивали человека не по статусу, а по его душевным качествам. Мы понимали, что многие репрессированные люди не рассказывали о своем дворянском происхождении.
14 июня 2012
14 июня 2012
Знаки протеста и революции сегодня стоят недорого: уличный торговец берет 10 евро за шапку с изображением Че Гевары, а онлайн-магазин за 5 евро предлагает шаблон, используя который, можно наколдовать улыбающееся солнце против атомной энергии из какао-порошка на лично сваренный капучино.