Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Хитрее Рейнеке-Лиса

Дайджест
1 февраля 2013

В конце 2012-го года издательство «Барбарис» выпустило толстый том записок и зарисовок Алисы Ивановны Порет (15 апреля 1902, Санкт-Петербург – 15 февраля 1984, Москва). «Записки. Рисунки. Воспоминания» – первая из трех факсимильно воспроизведенных тетрадей, каждую из которых А. Порет придумала и подготовила за несколько лет до появления московских концептуалистов с аналогичными рукописными объектами. Записок – цветной шариковой ручкой, печатными буквами – в первом томе больше, чем рисунков, случаев – больше, чем воспоминаний. Все они датированы тремя летами конца 1960-х годов.

Порет – живописец и книжный график, ученица Петрова-Водкина и Филонова (см. конспект, посвященный обучению в Академии Художеств, с пародией на чехарду изобразительных систем в еженедельном расписании), подруга и соавтор Татьяны Глебовой (их квартира на углу набережной Фонтанки /№ 110/ и Московского проспекта /№ 16/ была в Ленинграде 1930-х чем-то вроде литературно-художественного салона). Больше всего, однако, читателю известны ее роман и дружба с Даниилом Хармсом.

В своих беллетризованных воспоминаниях, записанных филологом Владимиром Глоцером, Порет упоминает, что, воспитанная в пуританской семье (мать шведка, отец француз, врач на Путиловском заводе), – именно у Хармса она научилась веселью, смеху, юмору и игре. В записках, изданных «Барбарисом», явно отражены полученные ею уроки.

Истории Алисы Ивановны, короткие, обрывающиеся, напоминают популярную в квартире на Фонтанке игру в живые картины, когда собравшиеся наряжались и застывали перед фотоаппаратом, разыгрывая сценку на тему «Неудачный брак» или «Люди среди картин». На бумаге у Порет тоже будто бы наряжаются и застывают – помимо недалекой прислуги, нелепых поклонников, мужей, Хармса с Введенским, – многочисленные кошки и огромный дог Хокусаи. Оттуда же, из игры, повторяющаяся реплика «TABLEAU», немая сцена, – любовь к минуте молчания перед тем, как вылетит птичка (или перелистнут страницу).

Немой сцене обязательно предшествует суета, путаница, глупые положения – воспоминания Алисы Порет распадаются на анекдоты, случаи, как у того же Хармса. Лишь степень осведомленности о происходящем вокруг у двух авторов будто бы разная.

Его нелепые случаи происходят в страшном мире и нередко оканчиваются гибелью персонажей. У Алисы Ивановны другие отношения с контекстом: между ее крупными печатными буквами, как сквозь частое сито, проваливается революция, арест и гибель отца, арест и гибель Хармса, аресты и ссылки других посетителей квартиры на Фонтанке, эвакуация, две войны.

То, что остается, превращается в фон для мирно текущей жизни с чудачествами. Довоенный голод появляется на страницах как возможность для преданного поклонника продемонстрировать свое рыцарство. Война – как случай проверить силу заговоренного перстня. В замерзающем доме находится клад, на который семья покупает рояль. Историю семнадцатого года Порет передоверяет брату-школьнику одиннадцати лет, воспроизводя его дневниковые записи с оригинальной орфографией – где безпорядки соседствуют с объевшейся макаронами сестрой. В книге есть подцикл рассказов «Страх» – его составляют истории об игре теней на стене, ночных прогулках по Эрмитажу и уличных приключениях с Хокусавной.

Из книги «Записки. Рисунки. Воспоминания».
Издательство «Барбарис»

И непонятно, что заставляет искать глубины, сокрытой за ее ровным почерком и будто бы детской графикой. Строчки Хармса, который зарифмовал свою недолгую возлюбленную с Рейнеке-лисом? Ирония? Умение многое вместить в умолчание?

Документов, связывающих ее с тем временем, сохранилось немного. Большинство писем, картин, фотографий погибло, когда соседи в блокаду топили ее семейным архивом печку. Ее истории Ленинграда тридцатых написаны из позднесоветской Москвы; они выросли из устных рассказов, баек о себе и великих друзьях, которые она бесконечно рассказывала своим ученикам, гостям, почитателям. Одним росчерком шариковой ручки переносит Порет своих персонажей (тех, что уцелели) из прошлого в настоящее:

«Через много-много лет, после его ссылки и войны, мы встретились и вспоминали, какая у нас была веселая молодость» (о Кирилле Струве).

Выбранный ею жанр надежно защищает от необходимости погружаться в рефлексию.

Мне, читателю, годы ее молодости кажутся кровавыми, страшными. Алиса Порет эти годы жила – и спустя тридцать-сорок лет пользуется правом говорить о них на том языке, который считает нужным.

В узости интересов упрекал ее учитель, Павел Филонов – неужели нет тем глубже собак и знакомых, – а она даже революцию рисовала («Детгиз», 1930-е, серия исторических книг для самых маленьких в соавторстве с Николаем Заболоцким, тогда еще неизвестным настолько, что его псевдоним, Я. Миллер, даже не ставили на обложку), нисколько не заботясь о передаче масштаба происходящего. Книжку «Как победила революция» в 2008 году переиздавал проект «Интерроса».

Графические зеленовато-серые, синие, охристые листы с пятнами красного. На узнаваемых улицах Петербурга множество человечков. Вот ощетинилась штыками Дворцовая площадь. Вот открываются ворота Крестов. Солдаты арестовывают телеграфисток. Телеграфистки бегут, путаясь в длинных юбках. Темная фигурка на броневике. Штаб, распахнутый перед зрителем, так же как «Дом в разрезе». Уличный бой. Одни человечки бегут, другие неподвижно лежат на трамвайных путях.

Не читая лаконичного текста, невозможно определить, кто «наш», а кто нет. Это взгляд ребенка на историю, разворачивающуюся за окном. Зритель надежно отделен от события толстым стеклом прошедшего времени. Разобрать, чем отличаются правые от виноватых, и что происходит снаружи на самом деле, нет ни малейшей возможности.

По теме:

С. Полякова. …А имей портрет Алисы Порет // Карелия 

Исай Рахтанов об Алисе Порет / kid-book-museum.livejournal.com

Л. Драч. Дом эпохи Хармса // www.sevkray.ru

Ещё можно успеть

Где: Берлин, Германия
Заявки до:

Центр по поиску произведений искусства, утраченных или украденных во времена национал-социализма (Deutsches Zentrum Kulturgutverluste), объявляет вакансию руководителя информационного бюро.
Задачи: консультирование заявителей по вопросам идентификации украденных предметов культурного значения, помощь в поиске архивных документов и запросе ведомственных справок в ФРГ.
Требования: высшее образование, предпочтительно — в области истории, истории искусства или права; опыт работы в установлении происхождения артефактов, владение английским языком.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: bewerbung@kulturgutverluste.de.

Где: Люцерн, Швейцария
Когда: -
Заявки до:

Университет Люцерна (Швейцария) объявляет вакансию научного сотрудника. Задачи: 1) работа в исследовательском проекте «История шёлка после 1800 года»; 2) подготовка эссе на тему дизайна мужской обуви.
Требования: высшее образование в области дизайна, истории, в идеальном случае — истории дизайна, владение английским и немецким языком.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Дрезден, Германия
Когда: -
Заявки до:

Институт исследования тоталитаризма им. Ханны Арендт (Дрезден, Германия) организует аспирантский форум, в фокусе которого находится трансформация культуры, политики и общества в контексте исследования демократии и диктатуры.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: hait-doktorandenforum@tu-dresden.de.

Где: Бамберг / Байройт, Германия
Когда: -
Заявки до:

Институт франконской земельной истории при университетах в Бамберге и Байройте (Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций по проекту «Структурные изменения во Франконии: деятели, пространства, исторические перспективы». В фокусе междисциплинарных исследований Института находятся все исторические эпохи.
Срок: 2,5 года. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: Sylvia.Weigel@uni-bayreuth.de.

Где: Оснабрюк, Германия
Когда: -
Заявки до:

Университет Оснабрюка (Германия) объявляет вакансию научного сотрудника для проведения исследований в рамках проекта «Последствия насильственной мобильности. Перемещённые лица между репатриацией, расселением и интеграцией в коммунах Нижней Саксонии после Второй Мировой войны».
Требования: высшее образование в области Новой и Новейшей истории; владение немецким языком не ниже C1.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: hist-imis@uni-osnabrueck.de.

Где: Гавр, Франция
Когда: -
Заявки до:

Университет Гавра (Франция) организует конференцию, приуроченную к 65-летию съезда представителей 29 азиатских и африканских государств в Бандунге (Индонезия) в 1955 году.
В чём конференция 1955 года воспроизводила существовавший миропорядок, а в чём — радикально рвала с ним? Мертв ли колониализм и завершена ли деколониализация? Закреплены ли намертво позиции центра и периферии в мировом капитализме? Развиваться — значит следовать за центром? Замещается ли биполярность многополярностью?
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: conference-masterasie@univ-lehavre.fr.

Где: Махачкала, Россия
Когда: -
Заявки до:

Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия) организует конференцию, в фокусе которой находится ислам и политические процессы в современном мире, сравнительное религиоведение и кросскультурный диалог, социология и антропология ислама.
Желающие должны прислать заявки и тексты докладов на адрес: islamoved@yandex.ru.

Где: Грац, Австрия
Заявки до:

«Общество исследования XVIII века в юго-восточной Европе» готовит публикацию ежегодника, в фокусе которого находятся то новое, что XVIII век принёс в общественное устройство и религию, управление и законы, закрепив его как на государственном, так и на местном уровне.
Желающие должны прислать статью на английском или немецком на адрес: sog18@uni-graz.at.

Где: Эссен, Германия
Когда: -
Заявки до:

Университет Дуйсбург-Эссен (Эссен, Германия) объявляет вакансию профессора по истории евреев в Германии.
Требования: научный авторитет в области иудаики / еврейских исследований, знание иврита и немецкого языка.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: bewerbungen-geiwi@uni-due.de.

Где: Лондон, Великобритания
Когда: -
Заявки до:

Германский исторический институт в Лондоне (Великобритания) организует конференцию, в фокусе которой находится роль медиа в формировании идей и практик феминизма, особенно — в Германии и в совокупной Британской империи в XX веке.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: j.freeland@ghil.ac.uk.

Где: Лозанна, Швейцария
Когда: -
Заявки до:

Швейцарский профессор Себастьен Гюе организует коллоквиум, в фокусе которого находятся налоговые реформы в Швейцарии, а именно введение налогов на доход, имущество, прибыль и наследство.
Когда, как и по какой причине был введён прогрессивный подоходный и имущественный налог для физических лиц и наследуемого имущества? Каким образом в кантонах развивались налоговые службы? Каким образом прямые налоги повлияли на социально-экономический облик кантонов?
Язык: немецкий, французский, английский, итальянский. Расходы на транспорт и проживание организатор берёт на себя. Желающие должны прислать тезисы на адрес: hadrien.buclin@unil.ch.

Где: Москва, Россия
Заявки до:

Центр научных работников и преподавателей иудаики «Сефэр» (Москва, Россия) приглашает к публикации в академическом журнале «Judaic-Slavic Journal», а также в аспирантском и студенческом рецензируемом ежегоднике «Тирош. Труды по иудаике, славистике, ориенталистике».
Желающие должны прислать статьи на адрес: sefer.journal@gmail.com / students@sefer.ru соответственно.