Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Хитрее Рейнеке-Лиса

Дайджест
1 февраля 2013

В конце 2012-го года издательство «Барбарис» выпустило толстый том записок и зарисовок Алисы Ивановны Порет (15 апреля 1902, Санкт-Петербург – 15 февраля 1984, Москва). «Записки. Рисунки. Воспоминания» – первая из трех факсимильно воспроизведенных тетрадей, каждую из которых А. Порет придумала и подготовила за несколько лет до появления московских концептуалистов с аналогичными рукописными объектами. Записок – цветной шариковой ручкой, печатными буквами – в первом томе больше, чем рисунков, случаев – больше, чем воспоминаний. Все они датированы тремя летами конца 1960-х годов.

Порет – живописец и книжный график, ученица Петрова-Водкина и Филонова (см. конспект, посвященный обучению в Академии Художеств, с пародией на чехарду изобразительных систем в еженедельном расписании), подруга и соавтор Татьяны Глебовой (их квартира на углу набережной Фонтанки /№ 110/ и Московского проспекта /№ 16/ была в Ленинграде 1930-х чем-то вроде литературно-художественного салона). Больше всего, однако, читателю известны ее роман и дружба с Даниилом Хармсом.

В своих беллетризованных воспоминаниях, записанных филологом Владимиром Глоцером, Порет упоминает, что, воспитанная в пуританской семье (мать шведка, отец француз, врач на Путиловском заводе), – именно у Хармса она научилась веселью, смеху, юмору и игре. В записках, изданных «Барбарисом», явно отражены полученные ею уроки.

Истории Алисы Ивановны, короткие, обрывающиеся, напоминают популярную в квартире на Фонтанке игру в живые картины, когда собравшиеся наряжались и застывали перед фотоаппаратом, разыгрывая сценку на тему «Неудачный брак» или «Люди среди картин». На бумаге у Порет тоже будто бы наряжаются и застывают – помимо недалекой прислуги, нелепых поклонников, мужей, Хармса с Введенским, – многочисленные кошки и огромный дог Хокусаи. Оттуда же, из игры, повторяющаяся реплика «TABLEAU», немая сцена, – любовь к минуте молчания перед тем, как вылетит птичка (или перелистнут страницу).

Немой сцене обязательно предшествует суета, путаница, глупые положения – воспоминания Алисы Порет распадаются на анекдоты, случаи, как у того же Хармса. Лишь степень осведомленности о происходящем вокруг у двух авторов будто бы разная.

Его нелепые случаи происходят в страшном мире и нередко оканчиваются гибелью персонажей. У Алисы Ивановны другие отношения с контекстом: между ее крупными печатными буквами, как сквозь частое сито, проваливается революция, арест и гибель отца, арест и гибель Хармса, аресты и ссылки других посетителей квартиры на Фонтанке, эвакуация, две войны.

То, что остается, превращается в фон для мирно текущей жизни с чудачествами. Довоенный голод появляется на страницах как возможность для преданного поклонника продемонстрировать свое рыцарство. Война – как случай проверить силу заговоренного перстня. В замерзающем доме находится клад, на который семья покупает рояль. Историю семнадцатого года Порет передоверяет брату-школьнику одиннадцати лет, воспроизводя его дневниковые записи с оригинальной орфографией – где безпорядки соседствуют с объевшейся макаронами сестрой. В книге есть подцикл рассказов «Страх» – его составляют истории об игре теней на стене, ночных прогулках по Эрмитажу и уличных приключениях с Хокусавной.

Из книги «Записки. Рисунки. Воспоминания».
Издательство «Барбарис»

И непонятно, что заставляет искать глубины, сокрытой за ее ровным почерком и будто бы детской графикой. Строчки Хармса, который зарифмовал свою недолгую возлюбленную с Рейнеке-лисом? Ирония? Умение многое вместить в умолчание?

Документов, связывающих ее с тем временем, сохранилось немного. Большинство писем, картин, фотографий погибло, когда соседи в блокаду топили ее семейным архивом печку. Ее истории Ленинграда тридцатых написаны из позднесоветской Москвы; они выросли из устных рассказов, баек о себе и великих друзьях, которые она бесконечно рассказывала своим ученикам, гостям, почитателям. Одним росчерком шариковой ручки переносит Порет своих персонажей (тех, что уцелели) из прошлого в настоящее:

«Через много-много лет, после его ссылки и войны, мы встретились и вспоминали, какая у нас была веселая молодость» (о Кирилле Струве).

Выбранный ею жанр надежно защищает от необходимости погружаться в рефлексию.

Мне, читателю, годы ее молодости кажутся кровавыми, страшными. Алиса Порет эти годы жила – и спустя тридцать-сорок лет пользуется правом говорить о них на том языке, который считает нужным.

В узости интересов упрекал ее учитель, Павел Филонов – неужели нет тем глубже собак и знакомых, – а она даже революцию рисовала («Детгиз», 1930-е, серия исторических книг для самых маленьких в соавторстве с Николаем Заболоцким, тогда еще неизвестным настолько, что его псевдоним, Я. Миллер, даже не ставили на обложку), нисколько не заботясь о передаче масштаба происходящего. Книжку «Как победила революция» в 2008 году переиздавал проект «Интерроса».

Графические зеленовато-серые, синие, охристые листы с пятнами красного. На узнаваемых улицах Петербурга множество человечков. Вот ощетинилась штыками Дворцовая площадь. Вот открываются ворота Крестов. Солдаты арестовывают телеграфисток. Телеграфистки бегут, путаясь в длинных юбках. Темная фигурка на броневике. Штаб, распахнутый перед зрителем, так же как «Дом в разрезе». Уличный бой. Одни человечки бегут, другие неподвижно лежат на трамвайных путях.

Не читая лаконичного текста, невозможно определить, кто «наш», а кто нет. Это взгляд ребенка на историю, разворачивающуюся за окном. Зритель надежно отделен от события толстым стеклом прошедшего времени. Разобрать, чем отличаются правые от виноватых, и что происходит снаружи на самом деле, нет ни малейшей возможности.

По теме:

С. Полякова. …А имей портрет Алисы Порет // Карелия 

Исай Рахтанов об Алисе Порет / kid-book-museum.livejournal.com

Л. Драч. Дом эпохи Хармса // www.sevkray.ru

Ещё можно успеть

Где: Лейпциг, Германия
Заявки до:

Институт культурологических наук при Лейпцигском университете (Германия) приглашает к участию в написании коллективной монографии, в фокусе которой находится 1) культурно-исторический взгляд на предшествующие стратегии борьбы с подобными явлениями и примеры толкования кризиса, 2) этнология новой повседневности, 3) анализ материальной культуры пандемии, 4) дискурс-анализ и анализ образов доминирующей публикационной повестки, а также исследование пересмотра смысловых структур в социальном пространстве.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: sinn.der.krise@uni-leipzig.de.

Где: Вильнюс, Литва
Когда: -
Заявки до:

Вильнюсский филиал Германского исторического института в Варшаве (Вильнюс, Литва) организует конференцию, в фокусе которой находится институт детства в Центральной и Восточной Европе до 1945 года.
Некоторые аспекты: контроль детства через семью, сообщество, религиозные институты и государство; «детство в империи»; политизация и идеологизация детства; дети на приграничных территориях; развитие школьных и иных образовательных практик; восприятие детской культуры в обществе; национальные образы и визуализация детства.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: malinauskaite@dhi.lt.

Где: Грац, Австрия
Когда: -
Заявки до:

Центр еврейских исследований Университета им. Карла и Франца (Грац, Австрия) объявляет вакансию приглашённого профессора для преподавания еврейской истории и культуры.
Требования: высшее образование и научная квалификация исследователя и преподавателя, педагогический и дидактический талант, наличие публикаций и преподавательского опыта.
Размер зарплаты: 3612 евро в месяц. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: bewerbung@uni-graz.at.

Где: Люнебург, Германия
Заявки до:

Институт культуры и истории немцев в Северо-Восточной Европе (Люнебург, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий аспирантам и лицам с учёной степенью для исследовательских стажировок.
Тема — перелом 1944 — 1946 гг. в северном регионе Восточной Европы. Срок: 1 — 3 месяца. Размер: от 1800 до 2500 евро в месяц.
Желающие должны прислать необходимые документы проф. др. Иоахиму Тауберу на адрес:
Prof. Dr. Joachim Tauber,
Direktor des Instituts Nordost-Institut (IKGN e.V.)
indenstraße 31 21335 Lüneburg

Заявки до:

Журнал «Tierstudien» готовит специальный выпуск, в фокусе которого находятся следующие вопросы: какие опасности и возможности ожидают животных при пересечении пространственных границ? какие изменения претерпевает мигрирующее животное? Что это значит для животного — жить в изгнании? Что нового о взаимоотношениях животных и людей и культурно-исторических взаимосвязях нам может рассказать данный пример? Каким образом художник текстами, картинами и фильмами облекает в эстетическую форму миграцию животных и миграцию с животными?
Желающие должны прислать тезисы на адрес: jessica.ullrich@neofelis-verlag.de.

Где: Халле-на-Саале, Германия
Когда: -
Заявки до:

Институт социальной антропологии им. Макса Планка (Халле-на-Саале, Германия) принимает заявки на предоставление стипендии для написания диссертаций в рамках проекта «Этика обмена».
Требование: продвинутая степень в области права или антропологии.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Цинциннати, США
Заявки до:

Работники Университета в Цинциннати (США) готовят публикацию коллективной монографии, в фокусе которой находится проблема деколонизации знания в рамках ареальных исследований, важность продвинутого понимания языка и культуры, противостояние идентичностей и методологических позиций, занимаемых исследователями.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: positionalities.uc@gmail.com.

Где: Вена, Австрия
Заявки до:

Венский университет (Австрия) готовит к публикации специальный выпуск журнала «Цибальдоне». В фокусе — связи Австрии с Италией, италофонами и италофилами.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: daniel.winkler@univie.ac.at

Где: Барселона, Испания / Каталония
Когда: -
Заявки до:

Открытый университет Каталонии (Барселона, Испания / Каталония) организует конференцию, в фокусе которой находится 1) интернационализация культуры через культурные организации; 2) выражение частного и публичного; 3) транснациональный анализ; 4) пересмотр теоретических рамок и методологий в исследовании культурных организаций.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: ecarboc@uoc.edu и dsanzr@uoc.edu.

Где: Токио, Япония
Когда: -
Заявки до:

Германский институт японских исследований (Токио, Япония) организует конференцию, в фокусе которой находится отношение к проблеме изменения климата в тихоокеанских странах в исторической перспективе и в контексте их климатической, энергетической и природной политики. Что страны Тихоокеанского региона заимствовали друг у друга в данной сфере, а в каких случаях между ними возникали противоречия?
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: zhou@dijtokyo.org.

Где: Берлин, Германия
Заявки до:

Федеральный фонд по ликвидации последствий диктатуры СЕПГ (Берлин, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций, в фокусе которых находится: 1) эпоха разделения Германии в общенемецкой перспективе; 2) место ГДР в истории Европы и стран Восточного блока; 3) история немецкого и международного коммунизма с 1920-х гг.; .
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: buero@bundesstiftung-aufarbeitung.de.

Где: Москва, Россия
Когда:
Заявки до:

Германский исторический институт в Москве (Россия) организует конференцию, в фокусе которой находится взаимосвязь между введением в эксплуатацию новых видов городского транспорта и восприятием экологических последствий в России, Германии и иных странах.
Какие действия были предприняты для борьбы с ущербом, причинённым окружающей среде? Когда городские власти стали говорить об экологии? Начиная с какого времени и в какой степени машинный транспорт воспринимается в качестве экологической угрозы?
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: benjamin.beuerle@dhi-moskau.org.