Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Хитрее Рейнеке-Лиса

Дайджест
1 февраля 2013

В конце 2012-го года издательство «Барбарис» выпустило толстый том записок и зарисовок Алисы Ивановны Порет (15 апреля 1902, Санкт-Петербург – 15 февраля 1984, Москва). «Записки. Рисунки. Воспоминания» – первая из трех факсимильно воспроизведенных тетрадей, каждую из которых А. Порет придумала и подготовила за несколько лет до появления московских концептуалистов с аналогичными рукописными объектами. Записок – цветной шариковой ручкой, печатными буквами – в первом томе больше, чем рисунков, случаев – больше, чем воспоминаний. Все они датированы тремя летами конца 1960-х годов.

Порет – живописец и книжный график, ученица Петрова-Водкина и Филонова (см. конспект, посвященный обучению в Академии Художеств, с пародией на чехарду изобразительных систем в еженедельном расписании), подруга и соавтор Татьяны Глебовой (их квартира на углу набережной Фонтанки /№ 110/ и Московского проспекта /№ 16/ была в Ленинграде 1930-х чем-то вроде литературно-художественного салона). Больше всего, однако, читателю известны ее роман и дружба с Даниилом Хармсом.

В своих беллетризованных воспоминаниях, записанных филологом Владимиром Глоцером, Порет упоминает, что, воспитанная в пуританской семье (мать шведка, отец француз, врач на Путиловском заводе), – именно у Хармса она научилась веселью, смеху, юмору и игре. В записках, изданных «Барбарисом», явно отражены полученные ею уроки.

Истории Алисы Ивановны, короткие, обрывающиеся, напоминают популярную в квартире на Фонтанке игру в живые картины, когда собравшиеся наряжались и застывали перед фотоаппаратом, разыгрывая сценку на тему «Неудачный брак» или «Люди среди картин». На бумаге у Порет тоже будто бы наряжаются и застывают – помимо недалекой прислуги, нелепых поклонников, мужей, Хармса с Введенским, – многочисленные кошки и огромный дог Хокусаи. Оттуда же, из игры, повторяющаяся реплика «TABLEAU», немая сцена, – любовь к минуте молчания перед тем, как вылетит птичка (или перелистнут страницу).

Немой сцене обязательно предшествует суета, путаница, глупые положения – воспоминания Алисы Порет распадаются на анекдоты, случаи, как у того же Хармса. Лишь степень осведомленности о происходящем вокруг у двух авторов будто бы разная.

Его нелепые случаи происходят в страшном мире и нередко оканчиваются гибелью персонажей. У Алисы Ивановны другие отношения с контекстом: между ее крупными печатными буквами, как сквозь частое сито, проваливается революция, арест и гибель отца, арест и гибель Хармса, аресты и ссылки других посетителей квартиры на Фонтанке, эвакуация, две войны.

То, что остается, превращается в фон для мирно текущей жизни с чудачествами. Довоенный голод появляется на страницах как возможность для преданного поклонника продемонстрировать свое рыцарство. Война – как случай проверить силу заговоренного перстня. В замерзающем доме находится клад, на который семья покупает рояль. Историю семнадцатого года Порет передоверяет брату-школьнику одиннадцати лет, воспроизводя его дневниковые записи с оригинальной орфографией – где безпорядки соседствуют с объевшейся макаронами сестрой. В книге есть подцикл рассказов «Страх» – его составляют истории об игре теней на стене, ночных прогулках по Эрмитажу и уличных приключениях с Хокусавной.

Из книги «Записки. Рисунки. Воспоминания».
Издательство «Барбарис»

И непонятно, что заставляет искать глубины, сокрытой за ее ровным почерком и будто бы детской графикой. Строчки Хармса, который зарифмовал свою недолгую возлюбленную с Рейнеке-лисом? Ирония? Умение многое вместить в умолчание?

Документов, связывающих ее с тем временем, сохранилось немного. Большинство писем, картин, фотографий погибло, когда соседи в блокаду топили ее семейным архивом печку. Ее истории Ленинграда тридцатых написаны из позднесоветской Москвы; они выросли из устных рассказов, баек о себе и великих друзьях, которые она бесконечно рассказывала своим ученикам, гостям, почитателям. Одним росчерком шариковой ручки переносит Порет своих персонажей (тех, что уцелели) из прошлого в настоящее:

«Через много-много лет, после его ссылки и войны, мы встретились и вспоминали, какая у нас была веселая молодость» (о Кирилле Струве).

Выбранный ею жанр надежно защищает от необходимости погружаться в рефлексию.

Мне, читателю, годы ее молодости кажутся кровавыми, страшными. Алиса Порет эти годы жила – и спустя тридцать-сорок лет пользуется правом говорить о них на том языке, который считает нужным.

В узости интересов упрекал ее учитель, Павел Филонов – неужели нет тем глубже собак и знакомых, – а она даже революцию рисовала («Детгиз», 1930-е, серия исторических книг для самых маленьких в соавторстве с Николаем Заболоцким, тогда еще неизвестным настолько, что его псевдоним, Я. Миллер, даже не ставили на обложку), нисколько не заботясь о передаче масштаба происходящего. Книжку «Как победила революция» в 2008 году переиздавал проект «Интерроса».

Графические зеленовато-серые, синие, охристые листы с пятнами красного. На узнаваемых улицах Петербурга множество человечков. Вот ощетинилась штыками Дворцовая площадь. Вот открываются ворота Крестов. Солдаты арестовывают телеграфисток. Телеграфистки бегут, путаясь в длинных юбках. Темная фигурка на броневике. Штаб, распахнутый перед зрителем, так же как «Дом в разрезе». Уличный бой. Одни человечки бегут, другие неподвижно лежат на трамвайных путях.

Не читая лаконичного текста, невозможно определить, кто «наш», а кто нет. Это взгляд ребенка на историю, разворачивающуюся за окном. Зритель надежно отделен от события толстым стеклом прошедшего времени. Разобрать, чем отличаются правые от виноватых, и что происходит снаружи на самом деле, нет ни малейшей возможности.

По теме:

С. Полякова. …А имей портрет Алисы Порет // Карелия 

Исай Рахтанов об Алисе Порет / kid-book-museum.livejournal.com

Л. Драч. Дом эпохи Хармса // www.sevkray.ru

Ещё можно успеть

Где: Кордова, Испания
Когда: -
Заявки до:

Испанская ассоциация современной истории организует конференцию, в рамках которой запланирована секция о «популистическом движении» в современной Европе. В фокусе находятся: «больше власти низам» как лозунг популистов и альтернативы политическим партиям как инструменту реализации политического участия.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: a.heyer@hum.leidenuniv.nl и carlosdomper82@gmail.com.

Где: Глазго, Великобритания
Когда: -
Заявки до:

Университет Стратклайда (Глазго, Великобритания) организует конференцию, в фокусе которой находятся взаимосвязи между идеологиями освобождения и Холодной войной в 1960-х и в начале 1970-х гг. (конфликты в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау).
Что предпринимали африканские движения за освобождение для того, чтобы добиться поддержки на региональном и международном уровне? Были ли марксистскими те элиты, которые возглавляли движения? Повлиял ли военный опыт молодых борцов на их представления о государстве?
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: Natalia.telepneva@strath.ac.uk и rmpvl@yahoo.com.

Где: Бохум, Германия
Когда: -
Заявки до:

Институт социальных движений (Бохум, Германия) организует конференцию, в фокусе которой находится немецкий народ в контексте следующих аспектов: 1) соперничество идентичностей; 2) немецкие диаспоры вне ФРГ; 3) религиозная идентичность и немецкая идея; 4) немецкость и (пост)колониализм; 5) память о немецкой идее.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: cristian.cercel@ruhr-uni-bochum.de и james.koranyi@durham.ac.uk.

Где: Иннсбрук, Австрия
Когда: -
Заявки до:

Иннсбрукский университет (Австрия) принимает заявки на предоставление стипендий для одномесячных стажировок аспирантам и лицам с учёной степенью. Тематика — культурологическое исследование Европы.
Требования: высшее образование (диплом специалиста / магистра). 
Размер: до 1000 евро + компенсация транспортных расходов. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: fsp-kultur@uibk.ac.at.

Где: Париж, Франция
Когда:
Заявки до:

Центр междисциплинарных исследований о Германии (CIERA — Париж, Франция) организует семинар, в рамках которого запланировано: 1) представление карьерных возможностей для исследователей во Франции и Германии; 2) презентация и обсуждение исследовательских проектов в междисциплинарной перспективе.
Желающие должны прислать тезисы проекта и краткую биографию на адрес: lucia.aschauer@sorbonne-universite.fr.

Где: Ребильд, Дания
Когда: -
Заявки до:

Университет Ольборга (Дания) организует конференцию, в фокусе которой находится взаимодействие общества с государством в контексте гражданской обороны и угрозы ядерной войны. Некоторые аспекты: 1) гражданские укрытия как артефакт культурной истории Холодной войны; 2) ядерные технологии эпохи Холодной войны; 3) теоретические аспекты написания «прошлого будущего» / «воображаемого будущего» в условиях Холодной войны; 4) способ повествования об истории гражданской обороны и гражданского общества.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Галле, Германия
Заявки до:

Университет Галле (Германия) объявляет вакансию научного сотрудника с фокусом на германистическое литературоведение. 
Требование: учёная степень, опыт работы на стыке истории и литературы, знакомство с цифровыми гуманитарными науками, владение английским и латинским языком.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: yvonne.reinhardt@germanistik.uni-halle.de.

Где: Франкфурт-на-Одере, Германия
Когда: -
Заявки до:

Университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере, Германия) организует конференцию, в фокусе которой находится отсылки к традициям в культуре, искусстве и эстетике в литературе и музыке евреев в Германии 1930-х и 1940-х гг.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: sekretariat-schoor@europa-uni.de.

Где: Берлин, Германия
Когда: -
Заявки до:

Федеральное ведомство по безопасной утилизации ядерных отходов (Берлин, Германия) принимает заявки на предоставление стипендии для работы над исследовательским проектом «Гражданский диалог о ядерной энергии». В фокусе — генезис, организация и последствия сопротивления по отношению к ядерной энергии.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Вена, Австрия
Когда: -
Заявки до:

Центральный Европейский университет (Вена, Австрия) принимает заявки на предоставление стипендий 1) для обучения на однолетней и двухлетней магистерской программе; 2) для написания диссертаций (в том числе — по средневековому иудаизму и османским исследованиям).
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Халле-на-Заале, Германия
Заявки до:

Академия естественных наук »Леопольдина» принимает заявки на предоставление стипендии им. Иоганна Лоренца Бауша лицам с учёной степенью для работы в архиве и библиотеке Академии.
Размер: 1250 евро в месяц. Срок: до 4 месяцев. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес:
Leopoldina Akademie Freundeskreis e.V.
Postfach 11 05 43
06019 Halle (Saale)

Где: Женева, Швейцария; Брюссель, Бельгия
Когда:
Заявки до:

Группа европейских учёных готовит выпуск журнала «Диаспоры», в фокусе которого  находится африканское студенчество, его мобильность и роль посредника между Африкой и иными частями света.
Желающие должны прислать тезисы на французском или английском языке на адрес: anton.tarradellas@unige.ch.