Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Хитрее Рейнеке-Лиса

Дайджест
1 февраля 2013

В конце 2012-го года издательство «Барбарис» выпустило толстый том записок и зарисовок Алисы Ивановны Порет (15 апреля 1902, Санкт-Петербург – 15 февраля 1984, Москва). «Записки. Рисунки. Воспоминания» – первая из трех факсимильно воспроизведенных тетрадей, каждую из которых А. Порет придумала и подготовила за несколько лет до появления московских концептуалистов с аналогичными рукописными объектами. Записок – цветной шариковой ручкой, печатными буквами – в первом томе больше, чем рисунков, случаев – больше, чем воспоминаний. Все они датированы тремя летами конца 1960-х годов.

Порет – живописец и книжный график, ученица Петрова-Водкина и Филонова (см. конспект, посвященный обучению в Академии Художеств, с пародией на чехарду изобразительных систем в еженедельном расписании), подруга и соавтор Татьяны Глебовой (их квартира на углу набережной Фонтанки /№ 110/ и Московского проспекта /№ 16/ была в Ленинграде 1930-х чем-то вроде литературно-художественного салона). Больше всего, однако, читателю известны ее роман и дружба с Даниилом Хармсом.

В своих беллетризованных воспоминаниях, записанных филологом Владимиром Глоцером, Порет упоминает, что, воспитанная в пуританской семье (мать шведка, отец француз, врач на Путиловском заводе), – именно у Хармса она научилась веселью, смеху, юмору и игре. В записках, изданных «Барбарисом», явно отражены полученные ею уроки.

Истории Алисы Ивановны, короткие, обрывающиеся, напоминают популярную в квартире на Фонтанке игру в живые картины, когда собравшиеся наряжались и застывали перед фотоаппаратом, разыгрывая сценку на тему «Неудачный брак» или «Люди среди картин». На бумаге у Порет тоже будто бы наряжаются и застывают – помимо недалекой прислуги, нелепых поклонников, мужей, Хармса с Введенским, – многочисленные кошки и огромный дог Хокусаи. Оттуда же, из игры, повторяющаяся реплика «TABLEAU», немая сцена, – любовь к минуте молчания перед тем, как вылетит птичка (или перелистнут страницу).

Немой сцене обязательно предшествует суета, путаница, глупые положения – воспоминания Алисы Порет распадаются на анекдоты, случаи, как у того же Хармса. Лишь степень осведомленности о происходящем вокруг у двух авторов будто бы разная.

Его нелепые случаи происходят в страшном мире и нередко оканчиваются гибелью персонажей. У Алисы Ивановны другие отношения с контекстом: между ее крупными печатными буквами, как сквозь частое сито, проваливается революция, арест и гибель отца, арест и гибель Хармса, аресты и ссылки других посетителей квартиры на Фонтанке, эвакуация, две войны.

То, что остается, превращается в фон для мирно текущей жизни с чудачествами. Довоенный голод появляется на страницах как возможность для преданного поклонника продемонстрировать свое рыцарство. Война – как случай проверить силу заговоренного перстня. В замерзающем доме находится клад, на который семья покупает рояль. Историю семнадцатого года Порет передоверяет брату-школьнику одиннадцати лет, воспроизводя его дневниковые записи с оригинальной орфографией – где безпорядки соседствуют с объевшейся макаронами сестрой. В книге есть подцикл рассказов «Страх» – его составляют истории об игре теней на стене, ночных прогулках по Эрмитажу и уличных приключениях с Хокусавной.

Из книги «Записки. Рисунки. Воспоминания».
Издательство «Барбарис»

И непонятно, что заставляет искать глубины, сокрытой за ее ровным почерком и будто бы детской графикой. Строчки Хармса, который зарифмовал свою недолгую возлюбленную с Рейнеке-лисом? Ирония? Умение многое вместить в умолчание?

Документов, связывающих ее с тем временем, сохранилось немного. Большинство писем, картин, фотографий погибло, когда соседи в блокаду топили ее семейным архивом печку. Ее истории Ленинграда тридцатых написаны из позднесоветской Москвы; они выросли из устных рассказов, баек о себе и великих друзьях, которые она бесконечно рассказывала своим ученикам, гостям, почитателям. Одним росчерком шариковой ручки переносит Порет своих персонажей (тех, что уцелели) из прошлого в настоящее:

«Через много-много лет, после его ссылки и войны, мы встретились и вспоминали, какая у нас была веселая молодость» (о Кирилле Струве).

Выбранный ею жанр надежно защищает от необходимости погружаться в рефлексию.

Мне, читателю, годы ее молодости кажутся кровавыми, страшными. Алиса Порет эти годы жила – и спустя тридцать-сорок лет пользуется правом говорить о них на том языке, который считает нужным.

В узости интересов упрекал ее учитель, Павел Филонов – неужели нет тем глубже собак и знакомых, – а она даже революцию рисовала («Детгиз», 1930-е, серия исторических книг для самых маленьких в соавторстве с Николаем Заболоцким, тогда еще неизвестным настолько, что его псевдоним, Я. Миллер, даже не ставили на обложку), нисколько не заботясь о передаче масштаба происходящего. Книжку «Как победила революция» в 2008 году переиздавал проект «Интерроса».

Графические зеленовато-серые, синие, охристые листы с пятнами красного. На узнаваемых улицах Петербурга множество человечков. Вот ощетинилась штыками Дворцовая площадь. Вот открываются ворота Крестов. Солдаты арестовывают телеграфисток. Телеграфистки бегут, путаясь в длинных юбках. Темная фигурка на броневике. Штаб, распахнутый перед зрителем, так же как «Дом в разрезе». Уличный бой. Одни человечки бегут, другие неподвижно лежат на трамвайных путях.

Не читая лаконичного текста, невозможно определить, кто «наш», а кто нет. Это взгляд ребенка на историю, разворачивающуюся за окном. Зритель надежно отделен от события толстым стеклом прошедшего времени. Разобрать, чем отличаются правые от виноватых, и что происходит снаружи на самом деле, нет ни малейшей возможности.

По теме:

С. Полякова. …А имей портрет Алисы Порет // Карелия 

Исай Рахтанов об Алисе Порет / kid-book-museum.livejournal.com

Л. Драч. Дом эпохи Хармса // www.sevkray.ru

Ещё можно успеть

Где: Онлайн/Минск, Беларусь
Когда: -
Заявки до:

Международный образовательный центр им. Йоханнеса Рау приглашает команды от 2 до 4 человек принять участие в международном хакатоне, посвященном истории Второй Мировой. Мероприятие пройдет преимущественно онлайн. На хакатон принимаются заявки с идеями цифровых просветительских проектов (подкасты, сайты, игры, базы данных). Победители хакатона получат грант на реализацию проекта, а также экспертную поддержку. 

Где: Онлайн
Когда:
Заявки до:

Мемориальный комплекс и музей Заксенхаузен организуют онлайн-семинар, в фокусе которого находятся принципиальные различия в немецко- и русскоязычных дискурсах научной проработки прошлого с акцентом на ключевых аспектах музейной работы:
Вина и ответственность. Как определено понятие вины, каковы его границы? С чего начинается дискуссия об ответственности и её изображении в музее? Какие типы и группы преступников представлены, а какие нет?
Моральные дилеммы XX века. Какие моральные дилеммы, касающиеся вины и ответственности, представлены в экспозициях? Какие в принципе могут быть представлены в экспозициях или могут стать темой плодотворной педагогической работы? Как в этой связи решается проблема возможной релятивизации реальной вины? Касаются ли эти дилеммы лишь общей оценки того общества или проблематизируется также выгода от сотрудничества с ответственными за преступления? Прослеживается ли связь того общества с сегодняшним?
Желающие принять участие в семинаре должны написать др. Ольге Розенблюм на адрес: rosenblum@gedenkstaette-sachsenhausen.de.

Где: Инсбрук, Австрия
Когда: -
Заявки до:

Университет им. Леопольда и Франца (Инсбрук, Австрия) объявляет вакансию преподавателя-ассистента в области экономической и социальной истории после XVIII века, особенно — с уклоном в историю медицины, техники и окружающей среды.
Требования: диплом магистра и желание написать диссертацию, владение английским и немецким языком.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Лилль, Франция
Заявки до:

Англо- и франкоязычный журнал «Apparence(s)» готовит специальный выпуск, в фокусе которого находится использование материалов животного происхождения в изготовлении костюмов, а также мода, вдохновлённая животными (напр. mode giraffe во Франции 1830 года).
Желающие должны прислать тезисы на адрес: afennetaux@yahoo.com и gabriele.mentges@tu-dortmund.de.

Где: Кёльн, Германия
Заявки до:

Кёльнский университет (Германия) готовит публикацию сборника статей, в фокусе которого находится литература о путешествиях в гендерно-исторической и постколониальной перспективе, особенно — в контексте вопроса, какой представлялась Европа путешественникам, приехавшим из-за границы, и с чём они её сравнивали.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: L.Riettiens@uni-koeln.de.

Где: Будапешт, Германия
Заявки до:

The Hungarian Historical Review готовит специальный выпуск, в фокусе которого находятся стратегии и шаги, с помощью которых специалисты и администраторы стремились контролировать, исследовать и гарантировать безопасность, телесную целостность и благополучие граждан в восточной части Центральной Европы.
Желающие должны прислать тезисы на адресы: hunghist@btk.mta.hukovacs.janka@btk.elte.huviola.laszlofi@ehess.fr.

Где: Рим, Италия
Заявки до:

Германский исторический институт в Риме (Италия) принимает заявки на предоставление стипендий им. Людвига и Маргариты Квидде для стажировок лицам с учёной степенью.
Тема исследований: история / музыкология.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Париж, Франция
Когда: -
Заявки до:

Парижские университеты организуют конференцию, в фокусе которой находится возникновение и развитие выставки как культурной практики в глобальной и локальной перспективе.
Какую роль в инсценировке мира на рубеже XIX — XX вв. сыграли новые науки — психология, социология, этнология и этнография? В какой мере выставка была перенесена из Европы в другие части света в качестве культурной практики?
Желающие должны прислать тезисы на адрес: Hass@em.uni-frankfurt.de и celine.trautmann-waller@sorbonne-nouvelle.fr.

Где: Нью-Йорк, США
Заявки до:

Группа европейских учёных приглашает к написанию глав для коллективной монографии, в фокусе которой находятся песни о Нью-Йорке: от салонных и водевильных песен конца XIX века до современных.
Желающие должны прислать тезисы и краткую биографию на адрес: newyorkinsong@gmail.com.

Где: Вильнюс, Литва
Заявки до:

Журнал Critical Interventions готовит специальный выпуск, в фокусе которого находится присвоение «чёрных культур» теми регионами, в которых исторически отсутствуют значительные общины выходцев из Африки (напр., Азия и Восточная Европа).
Желающие должны загрузить статью на сайт.

Где: Лондон, Великобритания
Когда:
Заявки до:

Институт исторических исследований (Лондон, Великобритания) организует конференцию, в фокусе которой находится роль нейтральных государств в истории международных отношений, в частности — в качестве посредника и объекта соперничества между воюющими сторонами. Хронологические рамки — главным образом, от 1750 года до современности.
Некоторые аспекты: пропаганда как инструмент разжигания и предотвращения войны; ответ нейтральных стран на международную пропаганду; саморепрезентация нейтральной страны; психологическая война в нейтральных странах; способы контроля общественного мнения в нейтральных странах; публичная дипломатия и нейтральность: пропаганда и цензура в нейтральных странах.
Желающие должны прислать тезисы на адрес: PROP.NEUTRAL.CONFERENCE@GMAIL.COM.

Где: Нью-Дели, Индия
Когда: -
Заявки до:

Международный центр высших исследований им. Марии Сибиллы Мериан и Рабиндраната Тагора (Нью-Дели, Индия) при поддержке фонда им. Макса Вебера предоставляет стипендии для стажировок старшим и молодым исследователям, занимающимся по крайней мере одной из следующих тем: 1) история как политическая категория; 2) критика и обновление демократии; 3) нормативные конфликты и трансформации; 4) гендерный вызов; 5) политическая экономия роста и распределения; 6) медиа и формирование политического.
Срок: до 6 — 7 месяцев. ​​​​​Требование: учёная степень, для старших исследователей также статус профессора / опыт академической работы в течение мин. 10 лет. Желающие должны прислать необходимые документы на адрес: batra@mwsindia.org.