Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
3 декабря 2012

2012/2013 Фотоконкурс «Места памяти, места забвения: родной город, семейный архив»

Фото А. Сенникова. Источник: www.kulturologia.ru

Международный Мемориал, ежегодный школьный конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ в.» объявляют фотоконкурс «Места памяти / места забвения: Родной город, семейный архив». Участником может стать любой школьник или студент, приславший на адрес «Уроков истории» свою работу – фотографию места или вещи с разъяснением их истории. Срок подачи материалов – до 15 февраля 2013 г. Автор лучшей работы будет приглашён в Москву на церемонию награждения финалистов школьного конкурса. Лауреаты конкурса получат призы. Фотоконкурс проводится в двух номинациях: История вещи / фотографии из семейного архива и Город как место памяти и забвения.

Вещи из семейного архива имеют особую ауру для обладателя – ведь они относятся к истории семьи, хранят воспоминания и эмоции людей, которым они некогда принадлежали. Эти же вещи часто являются проводниками в Большую историю, связывая личные события из жизни рода с хронологией общественных изменений. 

Как любой другой исторический источник, вещь, материальное свидетельство прошлого, сама по себе не реконструирует ушедшую реальность, являясь лишь её интерпретацией. Однако в отличие от любого другого источника, в истории вещи из семейного архива чрезвычайно важно подчеркнуть именно субъективную часть – это рассказ о том, как эта вещь попала к обладателю, чем она служила, какие воспоминания связывают её с сегодняшними наследниками.

Рассказ о материальном источнике будет сопровождаться фотографией конкретной вещи. Особое внимание при оценке будет уделено тому, насколько корректно фотоснимок отражает изложенную в письменной форме историю.

Отдельная номинация конкурса – рассказ о старой семейной фотографии (до 1990-х гг.).

Рассказ о памятнике городской среды должен сопровождаться фотографией и должен включать в себя описание, что конкретное место означает для автора работы и почему именно оно было выбрано для анализа. Это может быть памятник, здание, кладбище или любой другой объект, связанный с местом проживания конкурсанта.

В конкурсе могут принимать участие старшеклассники и студенты среднеспециальных заведений России в возрасте от 14 до 18 лет. Для участия необходимо написать работу, посвященную теме, объявленной организаторами.

Участники конкурса получат свидетельства. Автор лучшей работы будет приглашён в Москву на церемонию награждения финалистов школьного конкурса. 5 лауреатов будут награждены книгами. Лучшие работы будут опубликованы на сайте www.urokiistorii.ru.

Работы следует присылать в формате doc, rtf, odt на электронный адрес urokiistorii@gmail.com до 15 февраля 2012 г. Форма работы – эссе на 1 – 3 страницы и фотография.

По теме:

А. Козлова. «Документальная память»: работа с семейным архивом / Лекция и презентация для учителей истории.

Г. Шнайдер. Материальные свидетельства на уроке истории, или Как заставить камни заговорить // Spurensucher. Ein Praxisbuch für historische Projektarbeit. – Belz Verlag, 1997. S. 142 – 149. / перевод urokiistorii

Фотография как источник: методика и практика работы с фотоизображением / подборка материалов urokiistorii

Ниже публикуются работы победителей фотоконкурса.

3 декабря 2012
2012/2013 Фотоконкурс «Места памяти, места забвения: родной город, семейный архив»

Похожие материалы

5 ноября 2014
5 ноября 2014
24 мая 2016
24 мая 2016
Жизнь Милены Душановны, ее отца Душана Семиза, талантливого журналиста и писателя, матери Натальи Дмитриевны, одной из первых в России женщин-хирургов, предстала передо мной в наиболее острые периоды истории России ХХ века.
28 апреля 2011
28 апреля 2011
Рассказы «человека из толпы»: как проходили в СССР и проходят в России первомайские демонстрации
4 сентября 2012
4 сентября 2012
Какой советское общество 1920-х гг. видело новую женщину? Безусловно, включённой в захватывающий производственный процесс, вносящей ежедневную лепту в коммунистическое строительство. В то же время уже в конце 1920-х, на рубеже культурных парадигм, обострилась вечная дилемма – женщина принадлежит не только обществу, но и семье...

Последние материалы