Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
20 ноября 2012

Презентация альманаха «Аcta samizdatica / записки о самиздате» в рамках программы Non/Fiction'2012

1 декабря 2012 г. в авторском зале ЦДХ в 15:00 состоится презентация пилотного выпуска альманаха «Аcta samizdatica / записки о самиздате», подготовленного Международным Мемориалом и Государственной публичной исторической библиотекой России (составители: Е. Н. Струкова, Б. И. Беленкин). В альманахе собраны работы исследователей самиздата и пограничных сюжетов новейшей истории, связанных с распространением альтернативной информации. Основу выпуска составили неопубликованные работы участников Первых Чертковских чтений (сентябрь 2011 г.) и «круглого стола» «Эзотерический самиздат в СССР» (декабрь 2010 г.).

В презентации примут участие: директор ГПИБ России Михаил Афанасьев, председатель Правления Международного Мемориала Арсений Рогинский, член Правления, консультант Программы Международного Мемориала «История инакомыслия в СССР» Александр Даниэль, историки, источниковеды Габриэль Суперфин (Бремен, Германия) и Борис Равдин (Рига, Латвия), авторы и составители альманаха.

В контексте темы «Самиздат» будут подняты историко-культурные вопросы, проблемы свободы слова и цензуры в последние десятилетия существования СССР (как слово пробивалось сквозь цензуру и находило своего читателя), изучения актуального и сегодня опыта Самиздата.
 
Нынешнее российское общество фактически ничего не знает о самиздатской эпохе. Печатные машинки, равно как и тексты на них отпечатанные, стали достоянием истории…

Содержание альманаха:

Часть 1. К постановке проблемы
 
Елена Струкова. Самиздат как памятник книжной культуры второй половины ХХ в.
 
Борис Беленкин. «Рукописное» как «печатное»? «Печатное» как «рукописное»? Малотиражные издания в контексте современного культурного процесса: проблемы идентификации, легитимности, доступности, сохранности и качества.
 
Алексей Макаров. От личной коллекции Самиздата к общественной библиотеке. Трудности границ и дефиниций.
 
Часть 2. Детали
 
Геннадий Кузовкин. Научное издание «Хроники текущих событий» и новые возможности для изучения Самиздата.
 
Алексей Макаров. Преследования преподавателей йоги в Советском Союзе. 
 
Николай Поселягин. «Атмода» и национальный вопрос в Прибалтике. 
 
Илья Кучанов. Рукописные комментарии на агитматериалах: Из коллекции ГПИБ России.
 
Часть 3. Сюжет
 
Цветаевские встречи и самиздатовский сборник «Всё о Цветаевой»
 
Анна Комароми. Тогда, в те застойные годы, это было нужно.
 
Анастасия Кострюкова. Читать и слышать настоящую литературу.
 
Отрывки из интервью Анны Комароми с Львом Мнухиным.
 
Часть 4. Публикации
 
Иван Ковалёв. Некоторые соображения о помощи политзаключённым: Памятка. 1979 г. Публикация и вступительная заметка Алексея Макарова.
 
Ася Лащивер. Диссидентские воспоминания. Публикация Елены Струковой и Ирины Лащивер.
 
Послесловие Ирины Лащивер.
 
Часть 5. Библиография
 
Краткий аннотированный библиографический список малотиражных (менее 100 экз.) изданий, хранящихся в Библиотеке Международного Мемориала (по жанрам). Приложение к статье «Рукописное» как «печатное»? «Печатное» как «рукописное»? Составитель Борис Беленкин.
 
Сведения об авторах

20 ноября 2012
Презентация альманаха «Аcta samizdatica / записки о самиздате» в рамках программы Non/Fiction'2012

Похожие материалы

14 февраля 2011
14 февраля 2011
Конкурс «Уроки Сахарова. «Мир. Прогресс. Права человека» проводится с 1.02.11 по 15.04.11; работы принимаются до 01.04.2011 г
29 мая 2009
29 мая 2009
«Хроника текущих событий» («Хроника», ХТС) – информационный бюллетень, первое отечественное издание в жанре правозащитного мониторинга и публицистики. «Хроника» собирала и фиксировала факты о политических преследованиях и о других посягательствах на права человека в Советском Союзе, сообщала читателям о борьбе советских граждан против подавления общественной свободы.
26 января 2015
26 января 2015
Советский народ был очень высокодуховным. Это была самая читающая страна и всякое такое. Это нам говорили тогда и говорят до сих пор. Может быть. Одно только странно. Как только наступил капитализм, эта духовность вдруг куда-то делась. Как только, так сразу! Вдруг самая читающая страна бросилась читать дешевые детективы и смотреть пустые сериалы по телевизору. Как такое могло случиться?