Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
16 октября 2012

На фестивале польского кино покажут фильм о признании поляками вины в Холокосте

Кадр из фильма «Секрет». Источник: www.arthouse.ru

22 и 24 октября в кинотеатре «Звезда» пройдёт показ фильма «Секрет» (2012) и состоится встреча с режиссёром Пшемыславом Войчешеком. Дискуссию о польском антисемитизме в XX веке открыл Тадеуш Слободзянек в пьесе «Наш класс», получившей главную польскую литературную премию NIKE в 2010г. Пьеса легла в основу литературного сценария фильма «Секрет». Речь в ней шла о массовом убийстве евреев, произошедшем в 1941 г. в Едвабне (Белостоцкая область) и известном как «Погром в Едвабне». В произведении рассказывается о судьбах учеников одного из классов общеобразовательной школы, поляках и евреях из небольшого городка на востоке Польши.

Прослеживаются их биографии, начиная с 20-х гг. прошлого столетия до современности. Герои вместе учатся, играют, взрослеют, чтобы во время войны стать друг для друга жертвами и палачами. Пьеса Слободзянека выступила одновременно и признанием и покаянием, предоставив художникам свободу для выражения собственного отношения к польскому антисемитизму.

Характерно, что в 2012г. сразу двое польских режиссеров, не сговариваясь, снимают картины об этом. В драме Пасиковского «Жнивье» коллективная вина за изгнание евреев из собственных домов и сожжение спустя полвека проявляется в поведении одного из братьев, устанавливающего на собственном поле надгробия разрушенного еврейского кладбища.

«Секрет» – драма о моральной неуспокоенности. Это история Ксаверия, узнавшего о преступлени собственного деда, убившего еврея и его сына в годы войны. Пытаясь помочь еврейке, которая хочет обнародовать постыдные факты, Ксаверий мучается между любовью к деду, «единственному близкому человеку», и чувством долга, олицетворяя собой давнюю потребность польского общества в признании вины.

Кинопоказ входит в программу программу «Последний революционер» Фестиваля польского кино в Сибири. 

Расписание показов фильма:

22.10 – к/т «Звезда», 19.00. После сеанса пройдет встреча режиссером
24.10 – к/т «Звезда», 17.00.

Пьеса «Одноклассники» Тадеуша Слободзяника была переведена на русский язык журналом “Иностранная литература” и доступна онлайн

Информация о режиссёре:

Пшемыслав Войчешек – вроцлавский режиссёр, радикальный кинематографист, который испытывает на прочность все популярные представления о современном польском кино, принципиально не перебирается в Варшаву, поэтизирует провинцию и воспевает маргиналов и фриков. Войчешек разрушает конформистские рамки европейского «артхауса», поднимая неудобные и табуированные в политкорректном обществе темы, такие как признание поляками геноцида евреев в годы Второй Мировой войны и др. Не всегда получая возможность экранизировать все свои сценарии, Войчешек реализовывал их в театре или снимал с минимальным бюджетом (а иногда и вовсе без него). Несмотря на это, Войчешек как режиссер и сценарист – лицо современной молодой Польши, по которому страну узнают на международных фестивалях.

В программу «Последний революционер», которую в Москве представит сам режиссер, вошли две его недавние картины: «Сделано в Польше» («Made in Poland», 2010) и «Секрет» (Sekret, 2012).

Источники: 

16 октября 2012
На фестивале польского кино покажут фильм о признании поляками вины в Холокосте

Похожие материалы

7 июля 2009
7 июля 2009
С 30 июня по 8 июля 2009 года в Государственном архиве Российской Федерации проходит выставка «Идеология и практика украинского национализма. ОУН и УПА в 1939-1956 гг.: свидетельства документов». Организаторы называют выставку «историко-документальной». Историк и научный сотрудник «Мемориала» Никита Петров, побывавший на открытии, сомневается в её непредвзятости и современности. Скорее она типична для начала 1980-х годов.
24 февраля 2010
24 февраля 2010
Любовь можно описывать не только как индивидуальное чувство, но и как явление, заданное культурой («культурный конструкт»). В этом смысле она оказывается тесно связанной с идеологиями, значимыми для данного общества. Трансформация представлений о любви – часть советской истории и возможная тема для уроков: «1920-е годы. Любовь и революция», «1930-50-е годы. Эрос на государственной службе», «1960-70-е годы. Оттепель в любви».
18 декабря 2013
18 декабря 2013
Ясно, что современный антисемитизм очень слабо связан с еврейским сообществом Польши. Речь идёт скорее об общем неприятии многообразия, плюрализма и демократии, как таковой, сопровождаемом привычными теориями о всемирном еврейском заговоре. Важным элементом этой антисемитской риторики является тот факт, что националистическая, радикально-националистическая и ксенофобская риторика остается, возможно, единственным способом выражения социального протеста...
29 марта 2012
29 марта 2012
Международный Мемориал и Посольство Республики Польша приглашают на доклад "Институт Национальной Памяти и его роль в общественной жизни”, который представит Президент Института, кандидат исторических наук господин Лукаш Каминский. Доклад состоится 4 апреля в 18.00 в конференц-зале Международного Мемориала.

Последние материалы